Духовные ориентиры личности мораль ценности идеалы презентация. "духовные ориентиры личности"

В человеке непрестанно борются два начала, из кoтoрых одно влечет eгo к активной деятельности духа. к paботе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готoв наложить на нeгo свою омертвляющую руку, как только слабеет eгo дyховная энергия. В борьбе с самим собой. включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности - воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения - то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий - добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры - это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Кто установил эти нормативы?

Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.

Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.

Что дает аморальная жизнь?

Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.

Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая - это мощный остов каждого выдающегося общества.

«Идеал человека» - Понятие реальности вообще стало одним из самых неопределенных в наше время. Успех А. Марининой во многом связан с эффектом «узнавания себя». Исследование произведений различных жанров современной русской литературы. «Мы отважные герои очень маленького роста» . Любимыми героями ребят являются персонажи книг братьев А. и Б. Стругацких, С.Лукьяненко.

«Ценности человека» - Нравственный классный час. Пока человек живёт, он всегда о чём-то думает. Человек – неудачник – это человек, который… Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. Преуспевающий в жизни человек – это человек, который… Раскошь развращает. Минута откровения. Мы хотим кушать – можно наесться хлебом с солью и все.

«Духовное развитие» - Утверждает истину только доказательством; Все связи человека с миром. Помогает в духовном развитии увидеть «диалектику души»; Создает огромные ценности в произведениях живописи, музыки, архитектуры и литературы. Все многообразие объективной реальности; Религия как источник духовного развития. Стимулирует развитие познавательных возможностей, творческих способностей;

«Мораль тест» - 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. по теме «Личность и моральная ответственность». 3. Обозначьте цифрами нормы: 1 – моральные; 2- правовые. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо» В. А. Сухомлинский.

«Этическая мораль» - Понятие этики. Понятие морали. Тема 2 Этика товароведной деятельности. Особенности морали. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Высшие нравственные ценности. Нормы морали. Этическая культура сервиса. Цель этики. Этическая культура. Задача этики.

«Ценности» - Модель иерархии ценностей. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Ценности меняются вместе с развитием общества. Ценности-цели и ценности-средства Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют ценности-цели и ценности-средства.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Категорический императив – это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от происхождения, положения, обстоятельств. Философ И. Кант сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».

Слайд 4 из презентации «Особенности духовной жизни» . Размер архива с презентацией 208 КБ.

Философия 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Современная наука» - Социальный институт со своей структурой и функциями. Сопромат, термех. Науки о природе. Социальная ответственность. Ученых. Виды науки. Совокупность систематизированных знаний в какой либо отрасли науки. Не навреди. Науки об обществе. Наука. Особая система знаний. Возрастание гуманизирующего влияния. Внутренние законы науки. Стремление к истине. Науки о познании и мышлении. Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.

«Мораль и нравственность» - Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации. Нравственная культура личности. Развитие норм морали. Вопросы происхождения морали. Мораль и право: общее и различия. Тенденции духовной жизни современной России. Моральные требования и представления. Различия. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Религия. Структура нравственной культуры личности. Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль.

«Социальное познание» - Виды социальных фактов. Социальное познание. Познание -. Особенности социального познания. Продукты материальной или духовной деятельности людей. В узком смысле – познаваемый предмет. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. В широком смысле – общество. Наиболее распространенный метод социального исследования – научная абстракция.

«Научно-техническая революция» - Техника и технология. Родина технополисов. Наука. Определение понятия «НТР». Управление. Значение НТР. Электронизация. Расходы на науку. Характерные черты НТР. Финансирование НИОКР по регионам мира. Научно - техническая революция. Технопарки и технополисы в США. Пререстройка энергетического хозяйства. Усвоение сути НТР. Страны-лидеры по количеству зарегистрированных патентов. Высокий уровень. Совершенствование уже известной техники.

«Мировоззрение» - Поворот к человеку. Типы мировоззрений. Сильная сторона. Понятие категорического императива. Одна из классификаций типов мировоззрений. О справедливости. Мировоззрение. Что такое мировоззрение. О добре. Типы мировоззрения. О богатстве. Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. В чем состоит сущность мировоззрения. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Обыденное мировоззрение.

«Духовная жизнь общества» - Составные части культуры. Соответствие. Ряд понятий. Массовая и элитарная культуры. Культура и духовная жизнь общества. Слой образованных и мыслящих людей. Какой смысл понятия «культура» является наиболее широким. Духовный мир личности. Культура - это все виды преобразовательной деятельности человека. Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах. Живопись художников-авангардистов.

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell