За что был осужден и казнен сократ. За что казнили Сократа? «Я знаю, что ничего не знаю»

, Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Обвинение было сформулировано так: «Сократ преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает знамения каких-то новых гениев»

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика ); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии ».

Сограждан Сократа не устраивало, что философ учил своих учеников самостоятельно мыслить, критически подходить к общепризнанным мнениям и авторитетам.



Он мог бы покаяться в суде и получить достаточно мягкое наказание. Но он этого не сделал, он стал защищаться. Сократ сказал, что афинский народ, как тучная кобылица, которая пасется на пастбище и нуждается не в еде, которой и так много, а в оводе, который заставил бы её бегать, скакать, шевелиться. Вот он, Сократ, и был таким оводом для афинского народа. Впоследствии образ овода, как символа жалящей совести, прошел через всю европейскую культуру. Однако подобный способ защиты не понравился судьям. Большинство из них проголосовало за смертный приговор. До исполнения приговора Сократа заключили в тюрьму, из которой он мог бы легко бежать. К нему приходили его ученики с различными планами побега, но Сократ отверг все их предложения. Он предпочел принять чашу с ядом, чем, нарушив закон, бежать из своего города. Последними его словами были: «Мы должны петуха Асклепию». По обычаю, греки после выздоровления приносили богу врачевания Асклепию небольшую жертву – чаще всего – петуха. Сократ тем самым давал понять, что смотрит на земную жизнь, как на всего лишь болезнь, а на смерть, – как подлинное исцеление.

Каковы же они, основные «сократовские истины», иногда называемые принципами Сократа?

· Высшая цель знания не теоретическая, а практическая – искусство жить.

· Знание – это добродетель.

· Зло порождается только не-Знанием; никто не бывает злым по доброй воле.

· Основное занятие человека «по жизни» – это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения.

· Основным жизненным принципом является обретение истинного Знания и реальная жизнь в соответствии с этим Знанием.

· Нельзя научить высшим добродетелям, им можно только научиться!

Процесс получения Знания (по-Знание) не менее важен, чем результат. Искреннее стремление к истинному Знанию – это уже важнейший шаг на пути раскрытия тайн человеческой души (даже если эти тайны человек никогда не сможет или не успеет разгадать!)

Людям ни в коем случае нельзя увидеть, что все великие учителя нравственности посланы Врагом не для того чтобы сообщить им нечто новое, а для того, чтобы напомнить, восстановить, все древние банальности о добре и зле, которые мир так неутомимо отрицает.
Мы создаем софистов, Он выдвигает Сократа, чтобы дать им отпор
К.С. Льюис «Письма баламута», письмо 23.

В Афинах в то время, где уже во всю владычествовала софистика, появился мыслитель, который вопреки, релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности.
Это был Сократ.
Сократ родился в Афинах в 470 году до н.э. Его отец Софроникс был каменотесом, а мать повитухой.
«Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ) В этих словах заключена мудрость философа с большой буквы. Многие ошибочно думали, что Сократ таким образом превозносился над другими, но я думаю, что это ошибочное мнение. Великий философ не считал себя каким то сверхчеловеком и порою искренне удивлялся, когда люди не понимали тех вещей, которые были для него просто очевидны. И его слова «я знаю только то, что ничего не знаю» это были действительно искренние слова.
Даже из собственного опыта: попытка понять истину, разгадать загадку вселенной, да и собственной души, приводит к тому, что на один решенный вопрос рождается несколько не решенных
«Также как софисты и большинство людей его эпохи, Сократ занимался только человеком. В человеке его интересовало лишь то, что он считал наиболее важным, и вместе с тем то, что может быть предметом изменений и совершенствования.Он занимался;- как писал Аристотель, - только этическими проблемами, природой же в целом, не интересовался» (В. Татаркевич «Античная и средневековая философия», стр. 241-242)
Да, как и софисты, Сократ занимался исключительно человеком – познай самого себя и ты познаешь все. Но в отличие от софистов, которые утверждали, что истина есть понятие субъективное, Сократ доказывал, что истина – это понятие объективное и она присуща каждому человеку.
Его любовь к мудрости, желание искать истину просто поражает. «Все время он жил в Афинах и с увлечением спорил с кем попало, не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины (Диоген Лаэрстский «О жизни знаменитых философов», стр. 110).
Но так как Сократ был сильнее в спорах, то не редко к нему применяли физическую силу. Но он принимал все это не противясь, как сообщает нам об этом Деметрий Византийский «на удивление окружающих, когда он стерпел после пинка полученного от оппонента. Сократ спокойно ответил – если бы меня лягнул осел, разве стал бы я на него подавать в суд? (Диоген Лаэртский «О жизни знаменитых философов», стр. 110).
Этические взгляды Сократа мы можем сформулировать в трех тезисах:
1. Добродетель есть абсолютное благо. Законы касающиеся моральных достоинств не писаны, их нет в кодексах, но тем не менее они более устойчивы чем писанные, поскольку выводятся прямо из природы вещей, а не из человеческих установлений. Образно говоря, Сократ понял, что есть нравственный закон, который присущ каждому человеку, не зависимо где он находится и где он живет.
«Сократ был первым, кто выделил моральные ценности, собственно говоря, как предмет этики, за что его и назвали творцом этики» (В. Татаркевич «Античная и средневековая философия», стр. 243).
2. Добродетель есть знание, любое зло исходит от незнания. Ибо никто умышленно и сознательно зла не причиняет.
3. Добродетель связана с пользой и счастьем. Счастливым является тот, кто постигает наивысшее благо, а наивысшем благом является добродетель.
«Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что он не знает в чем оно состоит» (Сократ).
Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем то внешнем, а в душе. Не в наслаждениях вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности.
Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. Это самое главное, потому что все внешнее, что происходит с нами – это отголосок нашего внутреннего состояния. Когда человек злобный внутри, то и снаружи внешне это зло и проявляется и происходит с ним и притягивает к нему все злое и негативное. Даже на собственном опыте многие из нас убедились и проверили истинность этого убеждения.
Душа по Сократу госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собою, основываясь на своих добродетелях. Поэтому и знаменитую аксиому древности «познай самого себя» Сократ понимал, как призыв к моральному совершенствованию.
Тема любви для Сократа важна, потому что это основа и обоснование единства истины и добра. Лучше узнать можно что-то только любя, а огромный смысл имеет любовь к конкретному человеку, его душе. Потому что в каждой душе есть светлое и темное начало. Учение Сократа было, что и говорить, неблагонадежным с точки зрения государственной языческой религии тех времен. Именно за свои взгляды Сократ и поплатился впоследствии жизнью…
Сократ стал знаменитым не только своей жизнью, но и своею смертью. В 369 году до нашей эры, он был привлечен к суду за расшатывание моральных устоев государства. Сократа несколько раз предупреждали не критиковать существующий на ту пору устой государственной власти.
«Но совершенно ясно, что Сократ, который был убежден, что ум – единственная надежда в деле улучшения человечества, не мог уступить и отказаться от своего призвания, ради полезных лишь на время идей правительства» (Брамбо «Философы Древней Греции», стр. 282).
До нас дошла его заключительная речь обращенная к судьям, в конце которой Сократ заявляет о своем убеждении: что никакое зло не может повредить хорошему человеку, ни в этом мире, ни в загробном (Брамбо «Философы Древней Греции», стр. 283).
Смертный приговор был вынесен Сократу. Как свободный гражданин того времени, по закону он не мог быть подвергнут казни. Поэтому он сам принял яд и скончался в полном сознании. Хотя вполне вероятно, что у такого философа были шансы избежать смертного приговора. Но всю жизнь Сократ считал, что у человеческой духовности есть две вершины: жизнь и смерть, и достойно встретить смерть он готовился всю жизнь.
Последний день Сократ провел со своими учениками, он говорил, что не боится смерти, он был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть ничто иное, как умирание для земной жизни и подготовка к жизни бессмертной души.
При всей внешней скромности Сократа, его кротости и любомудрию, одевался бедно, ел, что Бог пошлет, терпеливо сносил ворчливость и брань своей жены Ксантипы. Но правоты своей он не уступал и не уступил бы никому. Все древние писатели единогласно свидетельствуют, что все слова Сократа были его делом, и хоть жители Афин не верили в это, в связи с тогдашней традицией мыслителей и философов говорить одно, а делать совсем другое, извлекая пользу и выгоду лично для себя. Впоследствии многие жители поняли, как они были не правы.
Философия Сократа – это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он попытался показать современникам и потомкам, в чем заключается истинный смысл бытия человека.
На мой взгляд философия Сократа стала подготовкой к тому, чтобы через сотни лет языческая Греция смогла принять настоящую Истину!!!

«Энциклопедия Смерти. Хроники Харона»

Часть 2: Словарь избранных Смертей

Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.

Эпикур

СОКРАТ

(470/469-399 до н.э.) - древнегреческий философ

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: "...Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло...

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место... И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.

"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".

Комментируя идеи великого грека, исследователь античной философии В. Нерсесянц пишет: "Подобные суждения Сократа опираются на величественное и очень глубокое, по его оценке, сокровенное учение пифагорейцев, гласившее, что "мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать". Смысл пифагорейского учения о таинстве жизни и смерти состоит, в частности, в том, что тело - темница души (эта идея принадлежит Филолаю) и что освобождение души от оков тела наступает лишь со смертью.

Поэтому смерть - освобождение, однако самому произвольно лишать себя жизни нечестиво, поскольку люди - часть божественного достояния, и боги сами укажут человеку, когда и как угодна им его смерть. Закрывая таким образом лазейку для самоубийства как произвольного пути к освобождению, пифагорейское учение придает жизни напряженный и драматический смысл ожидания смерти и подготовки к ней.

Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение. Все это бросает дополнительный свет на непримиримую позицию Сократа, на его постоянную готовность ценой жизни отстоять справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе о дарованной ему бессмертной душе.

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени...

Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: "Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти", - он спокойно ответил: "А их к смерти осудила природа".

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом!"

Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

Эпикур

СОКРАТ

(470/469-399 до н.э.) - древнегреческий философ

Антонио Канова. Смерть Сократа (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.


Антонио Канова. Сократ, защищающийся в суде (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.


Канова . Сократ, отсылающий жену и детей (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: "...Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло...

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место... И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.

"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".


Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени...

Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: "Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти", - он спокойно ответил: "А их к смерти осудила природа".

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.


Критон, закрывающий глаза Сократа (фрагмент)

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом!"

Сен-Кантен. Смерть Сократа (1762, Париж, Школа изящных искусств)


Пейрон. Смерть Сократа (1787, Копенгаген, Государственный художественный музей)


Пейрон. Смерть Сократа (Омаха, Небраска, Джослиновский художественный музей)



Давид Жак-Луи "Смерть Сократа" 1787
Метрополитен - музей, Нью-Йорк

Антонио Канова. Сократ, принимающий чашу с цикутой (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Тренинг 2 (Сдала на 5)

Аристотель все формы государства разделил на правильные и неправильные. К правильным относится:
Аристократия

Первый в мировой истории парламент возник в:
1215 г.

Что такое норманнская теория?
Концепция о зарубежном характере появления государства на Руси

Основоположником социал-реформизма является:
И. Кант

Название теорию французского учёного Л. Дюги?
«Идеология солидарности»

Кто заложил основы системного анализа и структурного функционализма?
Т. Парсонс

Основной политологический труд Г. Гегеля называется:
«Философия права»

Первым марксистом в России был:
В. Г. Плеханов

Учение Фомы Аквинского стало официальной доктриной:
Католицизма

Кого можно назвать одним из «отцов» прикладной политологии?
Ч. Мерриама

Видный деятель либерального движения в России?
Б. Чичерин

Первым с требованием реформации церкви выступил:
М. Лютер

Кто выдвинул теорию «Москва – третий Рим»?
монах Филофей

Одним из направлений в народничестве было:
Заговорщическое

Родоначальниками либерализма являются:
Т. Гоббс и Дж. Локк

Какую организацию возглавлял П. И. Пестель?
Южное общество декабристов

Кто вошел в историю, как создатель российской психологической теории права?
Л. И. Петражицкий

Какой из мыслителей был приговорен к смертной казни, но из уважения к закону отказался от побега, который мог спасти ему жизнь?
Сократ

Культура либерализма стала предметом исследований для:
Р. Рорти

Назовите революционера, скомпрометировавшего себя убийством товарища:
С. Г. Нечаев

Добавлено через 13 минут
Тренинг 3 (Сдала на 4, 2 ошибки)

Что такое «легитимность»?
Законность власти, правомерность ее действий, справедливость требований, предъявляемых субъекта к объекту власти, соответствие основополагающим целям общества и общепринятым идеалам и ценностям.

Земли как субъекты федерации существуют в:
Канаде

Дайте определение раннефеодальному типу монархии.
Форма правления, для которой характерно становление феодальной собственности, когда феодалы группировались вокруг королевской власти.

Для юридической теории происхождения государства характерно представление, что:
Государство – правовое закрепление отношений власти и человека

Первый в истории референдум был проведен в:
Швейцарии

Какой мыслитель предполагал, что государство есть форма превосходства богатых над бедными, победителей над побежденными?
Т. Мор

«Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом». Эти слова принадлежат:
Аристотелю

Кто из современных исследователей рассматривал политическую систему как кибернетическую модель, включающую «вход», «выход», блок принятия решений?
Д. Истон

Какой мыслитель считал, что истоки власти находятся в сознании и подсознании людей?
З. Фрейд

Какая трактовка происхождения власти говорит о том, что власть – это способность достижения целей?
Телеологическая

Какой теории происхождения государства не существует?
Политическая

Что не относится к мотивам подчинения?
Духовность власти

Какая внутренняя функция государства отвечает за развитие общества и внутриобщественных отношений?
Политическая

В дословном переводе термин «республика» означает:
Общенародные дела

Классическим примером полупрезидентской республики является:
Франция

Самым нестабильным государственным образованием является:
Конфедерация

Какая функция политической системы использует обеспечение общественного признания политики и власти?
Регулятивная

Одной из исторических форм власти являлась:
Анонимная.

Как называется власть, возникшая в результате разделения труда и сконцентрированная в руках правящего лица?
Индивидуализированная

Какой тип легитимности власти прививает исполнителям мессианскую идею?
Харизматическая.

Синонимом понятия «плебисцит» выступает:
Референдум

Анархистские трактовки власти связывают с именем:
М.А. Бакунина.

Назовите крупнейшую информационную утечку в начале XXI в.
Деятельность WikiLeaks.

При каком государственном деятеле был упущен шанс эволюции российского государства к ограниченной монархии?
Анна Иоанновна.

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell