Зависимость социальной структуры общества от экономики. Социальная структура и развитие экономики: постановка проблемы
До недавнего времени социальная структура изучалась без какой-либо ее связи с экономикой. Ни о какой ее роли регулятора экономики в существующей теории
не говорится. Вместе с тем в реальной действительности социальная структура играет эту роль, влияя на ход внедрения хозрасчетных отношений, не говоря уже о ее влиянии на процессы, происходящие в аппарате управления экономикой, на НТП, на качество продукции.
Это и не может быть иначе, если учесть, что от типа социальной структуры зависит динамика общества в целом. Известно, что тип социальной структуры дореволюционной России определил характер социальной революции. Тип социальной структуры СССР 30-50-х годов определил деформации социализма, о которых мы пишем и говорим сегодня: культ личности, монополизм власти, отчуждение от общественного труда и пр. Тип социальной структуры определяет и сегодняшний этап развития СССР: ход процессов перестройки и их возможные результаты.
Это не означает, что социальная структура - единственный социальный регулятор эволюции общества. Огромной динамической силой обладают институциональные регуляторы - политика, культура, идеология, наука, образование. Но все они (так же как территориальные регуляторы и факторы благосостояния) действуют через активность социальных групп, которая детерминируется их местом в социальной структуре общества. Это дает основание считать, что социальная структура - главный регулятор социальной динамики в целом, включая и развитие экономики. Это естественно, ибо социальная структура есть сами люди, организованные в разного рода группы и играющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которых требует экономика: роли руководителей партии, министров, директоров заводов, инженерно-технических работников, рабочих разных специальностей. Именно они вырабатывают и проводят в жизнь определенную социальную политику: организуют выполнение планов развития страны; принимают решения по кадровым вопросам и пр. и пр.
Если это так, то социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношений с «верхами» и «низами» - все это сильнейшим образом влияет на развитие экономики, «отпечатывается» на ее конечных результатах.
Решающая роль социальной структуры как регулятора развития экономики пока слабо осознана как эк оно-
мической наукой, так и социологией. Сложилась любопытная ситуация. Говоря о совершенствовании хозяйственного механизма, мы говорим о необходимости расширения хозяйственной самостоятельности руководителей. Но руководители - это одна из социальных групп, входящих в состав социальной структуры советского общества, а их самостоятельность - это черта их социального положения, которое, по Ленину, характеризуется их отношением к средствам производства и ролью в организации труда. Налицо резкая дезинтеграция в системе научных представлений: проблематика хозяйственного механизма описывается на одном научном языке, проблематика социальной структуры - на другом, и эти два языка между собой не связаны. Исследования социальной структуры и хозяйственного механизма, касающиеся, по существу, одного и того же круга явлений (хотя и рассматриваемого с несколько разных сторон), не пересекаются. Понятно, что в этой ситуации социология едва ли может давать практические рекомендации по совершенствованию хозяйственного механизма.
Приступая к изучению роли социальной структуры в развитии экономики, надо уточнить:
на что (на какие сферы экономической жизни, на какие экономические процессы) эта структура влияет;
через что (через какие каналы, механизмы) осуществляется это влияние;
каково это влияние: какие именно изменения в экономике порождаются воздействием на нее социальной структуры общества.
Первый вопрос - это вопрос о функциях социальной структуры по отношению к экономике. Далее назову те из них, которые представляются главными.
Первая функция - распределительная и перераспределительная: поддержание и развитие форм общественного разделения труда, обеспечивающих достаточно эффективное и согласованное функционирование разных сфер и отраслей экономики. Точная оценка выполнения этой функции требует статистических данных о функциональных местах в народном хозяйстве и семейной экономике; о численности работающих и разных профессионально-должностных групп. Эта оценка сейчас затрудняется тем, что предъявляемый боль-шинством отраслей спрос на рабочую силу преувеличен
и с переводом предприятий на полный хозрасчет будет снижаться. В принципе же все связи специализиции и интеграции реализуются через деятельность кадров, функционирующих внутри отраслей народного хозяйства. Для поддержания общественного разделения труда и интеграционных связей требуется определенный профессиональный, отраслевой и квалификационный состав трудовых ресурсов, их распределение между разными рабочими местами. Нужен отлаженный механизм перераспределения кадров, обеспечивающий их мобильность, адекватную запросам производства.
Все это осуществляют социальные группы, занимающие соответствующие места в социальной структуре, желающие или не желающие действовать в соответствии с интересами общества. Так, многие выявленные сегодня дисбалансы в распределении и использовании кадров (чрезмерная численность управленческих кадров, перепроизводство многих категорий специалистов, дефицит рабочих высшей квалификации и др.) не удается нормализовать, в том числе и из-за жесткости сложившихся стереотипов поведения соответствующих категорий работников, невозможности в короткие сроки изменить сложившиеся установки.
Участвуя, таким образом, в перераспределении кадров, социальная структура одновременно участвует и в вос-производстве трудовых ресурсов советской экономики.
Вторая функция - стимулирующая: формирование, поддержание и усиление стимулов к труду; через них - обеспечение полной реализации трудового потенциала кадров всех рангов и профилей; на этой основе - увеличение совокупного трудового вклада всех социальных групп в развитие экономики.
Третья функция - интеграционная: обеспечение единства интересов групп, занимающих разные места в системе экономических отношений.
81
- І1Ч.И
Четвертая функция - инновационная: обеспечение требуемых темпов и качества НТП, обновление форм организации производства и труда, систем стимулирования и др. Все это зависит от того, как субъекты производства (от рабочего до министра) относятся к новшествам, развиты ли у них установки на внедрение в производство достижений науки, есть ли среди них и сколько фанатиков-изобретателей и рационализаторов и т. д. Отношение работников к новшествам - это
показатель степени инновационности социальной структуры. Она может быть более или менее инновационно ориентированной, способствовать или тормозить НТП и прогресс экономических отношений. Таким образом, через инновационную функцию социальная структура определяет характер развития экономики, ее данимизм или, наоборот, застойность.
Таковы основные функции социальной структуры в развитии экономики.
Что касается каналов ее влияния, то таких каналов множество. Это механизм подбора и расстановки кадров; социальная и трудовая мобильность всех категорий работников; сложившиеся системы предпочтений - мест проживания, профессий, видов занятости и т. д. Если же говорить более обобщенно, то главный канал влияния социальной структуры на экономику - поведение социальных групп в системе экономических отношений.
Итак, я попыталась ответить на два вопроса: на какие сферы экономики влияет социальная структура и через что она влияет. На третий из названных выше вопросов логично отвечать, рассмотрев сначала хотя бы вкратце саму социальную структуру.
Что касается воззрений социологов на социальную структуру экономики, то во многом за основу мим была взята марксистская теория, и подвергнута значительной переработке. Так, на вооружение социологов было взято понятие «социальный класс», которое позволяет выявлять и анализировать социально-экономические структуры национальных экономик.
Вклад Вебера в рассмотрение социальной структуры экономики
По мнению М. Вебера принадлежность индивида к какому-либо классу отражает его экономическое положение в обществе. Наряду с данным критерием люди в обществе делятся по объему имеющейся у них власти, то есть политическому статусу, и по престижу, по которому и определяется их непосредственно социальный статус. Таким образом, Вебер рисует более подробную картину социального расслоения, введя в нее, помимо класса (экономического статуса), понятия "власть" (политический статус) и "престиж" (социальный статус).
В последующем в западной социологии утвердилось данное понимание классовой дифференциации общества . При этом, по сравнению, с марксизмом изменилось само понимание класса. Если в марксистских и околомарксистских концепциях принадлежность человека к определенному классу определяется его отношение к средствам производства, то в традиции. Заложенной Вебером, основание классового деления общества является дифференциация его членов по уровню доходов.
Подход Л. Уорнера
Так, в США автором первой типологии классовой системы стал американский социолог Ллойд Уорнер в 40-е годы прошлого столетия. Согласно ей социальная структура США состояла из:
- верхнего высшего класса,
- нижнего высшего класса,
- верхнего среднего класса,
- нижнего среднего класса,
- верхнего низшего класса,
- низшего низшего класса.
При этом, класс, находящийся на верхушке социальной иерархии, состоял из так называемых «старых семей». Данная часть общества - это преуспевающие бизнесмены и высокооплачиваемые профессионалы, проживающие в привилегированных городских районах.
Класс, находящийся ступенькой ниже высшего высшего, отличался от него не уровнем материального благополучия, а лишь тем, что не состоял из старых родовитых семей. Подобная ситуация свидетельствует об элементах сословного типа социальной стратификации, когда статусы передаются по наследству. Именно принадлежность к известному роду отделяет самый высший класс от тех, кто ниже их по статусу.
Далее следует средний класс, разделенный на две прослойки, общим для которых является наличие профессионального образования и уровня достатка, позволяющего обеспечивать нормальное качество жизни. Отличались они тем, что в верхнюю прослойку в данном классе составляли собственники и профессионалы, имеющий меньший материальный достаток по сравнению с классами, занимающими более высокое социальное положение, а нижняя состояла из низших служащих и квалифицированных рабочих. Кроме этого, высший средний класс активно участвовал в общественной городской жизни и мог выбирать для проживания довольно благоустроенные районы.
Далее в социальной иерархии следовали малоквалифицированные рабочие, занятые на местных фабриках и имеющие относительно достаточный уровень благополучия (высший низший класс). И на самом «дне» социальной структуры согласно теории Л. Уорнера находились бездомные и нищие, называемые сейчас маргиналами.
Подход В. Зомбарта
Классовая картина Германии Зомбартом была представлена так: в начале XIX века немецкое общество состояло из двух крупных классов, включающих в себя внутренние подклассы:
- феодалов-землевладельцев с зависимыми и крепостными крестьянами;
- ремесленников с учениками и подмастерьями.
Замечание 1
Во второй половине XIX века к ним добавляются классы буржуазии и пролетариата. Но старые классы сохранили и свой состав, и свое политическое влияние. В итоге с каждым историческим витком социальная структура общества усложнялась и в начале XX века в Германии, согласно Зомбарту, можно обнаружить юнкерство, буржуазию, мелкобуржуазное мещанство, пролетариат.
Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, семьи, профессиональные коллективы и т. д. Предметом дальнейшего рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социальной структуры общества и его экономической жизни.
Одной из значительных общностей выступает народонаселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние
Здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет, прежде всего, уровень материального благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Например, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5-10 лет резко упал, что связано с ухудшением условий жизни, сопровождавшим экономические реформы. В России в 90-е гг. XX в. уровень рождаемости также значительно сократился.
Существует и обратная зависимость, когда народонаселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов его роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и соответственно снижают объемы производства, слишком высокие темпы заставляют направлять значительные ресурсы на простое физическое выживание населения).
Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, например, у мужчин в России (в 90-е гг. XX в. - с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, рост нервных стрессов в связи с социально-экономическими переменами и нестабильностью в обществе и др.).
Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.
В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления
Экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение социальной структуры проявилось в формировании новых социальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.
Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема согласования этих интересов. Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет чрезмерное неравенство доходов и богатств. Развитие России в 90-е гг. XX в. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, наказывает другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.
В современных промышленно развитых странах создаются общества всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.)- Так, в Швейцарии и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национального дохода. Социальная политика российского правительства предполагает социальную поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.
Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества его главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.
Вследствие краха экономической, политической и социальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.
В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылками экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства, что сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию государственного управления, а скорее изменение его форм и улучшение качества.
В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).
Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве.
Государство заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде всего, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.
Обеспечение внешней и внутренней безопасности государством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны, а также наличие профессионально подготовленной армии, способной защищать страну от нападения извне.
Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)
И, наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития, объединение усилий государственных органов, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не
£ Л. Н. Боголюбов, 11
Может быть предоставлена автоматическим механизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании таких областей, как фундаментальная наука, образование, здравоохранение, национальная культура и др.
Целями государственной политики могут быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики современного Российского государства в экономике?)
На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.
Политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, демократии, правового государства?
Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правового государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора, кому и в чем подчиняться.
Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.
Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.
В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.
ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА
Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость культуры и экономики. Хозяйственная деятельность в первую очередь создает материальную основу и условия для развития основных областей культуры: науки, образования, искусства, кино и телевидения. В процессе производства, например, экспериментально проверяются и внедряются новые технологии и другие достижения научно-технического прогресса. Решение задач информатизации образования, развитие его новых форм (например, дистанционного обучения) невозможно без современной материально-технической основы (использование компьютеров, Интернета и др.)- Развитие современного искусства и сохранение культурного наследия прошлого требуют не только финансовой, но и материально-технической поддержки. Культурное развитие самого человека происходит через рост его материальной вооруженности.
Процессы глобализации (стирание границ и торговых барьеров между странами), происходящие в мировой экономике, ведут к стиранию культурных различий, способствуют культурной интеграции и культурному обмену.
Культурное развитие человечества, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на экономику. Культура определяет творческую направленность экономической деятельности общества и людей в процессе производства, распределения и потребления. Характер и результативность экономической деятельности зависят от уровня развития основных элементов экономической культуры (знания, интересы, потребности, ценности).
Экономические знания личности не только влияют на уровень развития производства, но и формируют у работников представления о закономерностях развития экономической жизни общества. От совершенства экономических отношений между людьми зависят и развитие производства, и социальное равновесие в обществе, его стабильность. В реформируемом российском обществе особое значение приобретает формирование нового типа хозяйственника - ответственного, самостоятельного, инициативного и рационального. При этом эффективность решения экономических задач во многом определяется развитием таких ценностных ориентации личности, как экономическая свобода, конкуренция, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху.
Глубокое и разностороннее воздействие на экономику оказывает такая область культуры, как наука. После начала научно-технической революции (НТР) наука стала главной движущей силой экономического прогресса. Научный по-
Иск непосредственно направлен на практические задачи промышленности. Стремительное развитие получили высокие технологии (хай-тек), ставшие одним из факторов конкурентной борьбы. Введение новых технологий обеспечивает огромное разнообразие товаров и услуг, способных удовлетворять растущие запросы рядовых потребителей, улучшать уровень и качество их жизни. (Попробуйте вспомнить предметы бытовой техники и электроники, которые появились в вашей семье за последние десять лет. Дайте оценку их техническим возможностям и потребительским свойствам.) Скоро на рынке появятся устройства, объединяющие в одном корпусе радиотелефон, компьютер и цифровую камеру. Любую информацию можно будет передать из самой отдаленной точки планеты. НТР привела к замене природных материалов искусственными. Это позволило экономить природное сырье и сделать производство более дешевым и эффективным. Развитие генетики, создавшей новые высокоурожайные культуры, позволило увеличивать объем сельскохозяйственной продукции и решать продовольственную проблему. Правда, создание генетически измененных продуктов обострило проблему качества продуктов питания, и ученые продолжают вести споры о последствиях их воздействия на человека. Усовершенствование техники сделало более комфортными и дешевыми средства связи и транспорта. В перспективе НТР приведет к тому, что главными в международном обмене будут не товары и услуги, а передовые технологии и научные кадры.
Телевидение не только вид массовой культуры, но и важнейшее средство экономической информации. (Заметим, что информация сегодня считается экономистами пятым фактором производства.) Телевизионная реклама, например, оказывает стимулирующее воздействие на потребительский спрос. Необходимо отметить, что рекламная информация нередко бывает недостоверной и недобросовестной, предоставляя искаженную информацию о товарах и их свойствах. Потребителям важно критически оценивать рекламную информацию и различать ее негативную роль (реклама алкогольных напитков, сигарет и т. п.). (Приведите собственные примеры воздействия ТВ на экономику.)
Такая область культуры, как образование, серьезно влияет на качество трудовых ресурсов экономики. Уровень квалификации и профессионализм работника выступают важнейшим фактором производительности труда и эффективности общественного производства.
Экономика как подсистема общества не только обеспечивает саму возможность активной жизнедеятельности людей, но и, находясь в тесной взаимосвязи с другими сторонами жизни общества и оказывая на них серьезное разносторон-
Gee воздействие, успешно решает задачу повышения благосостояния всего общества.
«gffi Основные понятия: экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, уровень жизни.
jj§ff Термины: потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности.
[поверьте себя
1) Каковы место и роль экономики в жизни общества? 2) От чего зависит богатство и процветание страны? 3) Какие экономические институты и механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния? 4) Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества? 5) Может ли рыночная экономика способствовать развитию демократии, гражданского общества? 6) Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики? 7) Раскройте роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики.
думайте, обсудите, сделайте
1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономичес
ких делах, отмечал, что «цель государства - это совместное
продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли
вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.
2. Многие отечественные политики и представители де
ловых кругов России видят экологию лишь в свете огром
ных капитальных вложений и штрафов за загрязнения.
Свою бездеятельность объясняют тем, что экология - удел
богатых стран, до которых России далеко. Поддерживаете
ли вы подобную точку зрения? Какова ваша позиция?
3. В России действует около 350 тыс. общественных объ
единений. Подберите по материалам СМИ примеры их уча
стия в решении экономических проблем общества.
4. Рост дифференциации доходов неизбежен в условиях
экономической реформы, одна из задач которой заключает
ся в установлении более жесткой взаимозависимости между
результативностью труда и доходами, считают идеологи
российских экономических реформ. Можно ли с ними согла
ситься? Как влияет процесс дифференциации доходов насе
ления в условиях рынка на отношение работников к труду?
Назовите положительные и отрицательные результаты со
циально-экономической дифференциации в ходе реформ в
России.
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги Т. А. Махмутова о трансформации государства, экономики и общества.
Отечественная экономическая наука выявила основные контуры мировой экономической трансформации, по которой идут передовые западные страны. Это ориентация экономики на социально-рыночную модель хозяйствования, обеспечивающую ей высокую эффективность; формирование многоукладной экономики на базе многообразия форм собственности...; усиление интеграционных процессов как на мировом, так и региональном уровнях...; социализация и гуманизация экономики, характеризующие степень ее соответствия естественному своему назначению - наиболее полному удовлетворению потребностей людей, росту их уровня жизни, духовному прогрессу. И, конечно же, важнейшей составляющей трансформации мировой экономики является обеспечение устойчивого ее развития, продовольственная и экологическая безопасность, которые в нашу эпоху приобретают острый характер и имеют всеобщее значение.
Махмутов Т. А. Трансформация государства,
экономики и общества/Труды Вольного
экономического общества России.-М., 2000. - Т. 23.-С. 154.
Вопросы и задания к источнику. 1) С какими тенденциями мирового экономического развития знакомит вас автор документа? 2) В какой мере российские реформы соответствуют направлению общемирового цивилизационного развития? 3) Возможен ли свой, особый российский путь этого движения? Ответ аргументируйте. 4) Приведите примеры, подтверждающие вывод автора документа о всеобщности значения обеспечения продовольственной и экологической безопасности.
Социальные статусы и роли
Вспомните:
чем характеризуется понятие «личность»? Как происходит профессиональное самоопределение личности? Какова роль семьи в воспитании детей? Как влияет межгрупповое общение на становление личности?
Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полемизируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория
Ролевых конфликтов стали важным инструментом исследователей, помогающим глубже осмысливать социальные процессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.
Похожая информация.
До Петра I промышленность и торговля в России были развиты слабо. Причиной такого положения служили вполне объективные обстоятельства - замедленное развитие сельского хозяйства (низкая урожайность, малопродуктивное животноводства) из-за трудных природно-климатических условий, растущей тяжести государственных податей, низкой плотности населения. Поэтому для удовлетворения государственных нужд в оружии, порохе, сукне московское правительство создавало свои предприятия, которых к концу XVII в. насчитывалось около 20. Уже при Алексее Михайловиче с таких заводов не брали никаких податей и приписывали к ним целые деревни для обеспечения рабочей силой. Частным лицам тогда было трудно развивать свои промыслы из-за государственных сборов и большого числа государственных откупов, монополий на самые выгодные товары, а также узости платежеспособного спроса среди широких масс населения на продукцию мануфактурной выделки (крестьяне вели в основном натуральное хозяйство).
Петр I по существу продолжил политику своих предшественников в области промышленности и торговли, но с гораздо большим размахом. Число мануфактур выросло примерно в 10 раз, составив приблизительно 200. Много энергии Петр I потратил на содействие поиску полезных ископаемых, особенно железной и медной руд, золота, серебра, на устройство горных заводов, оружейных, суконных и прочих мануфактур. Он строил заводы на государственные средства, поощрял заведение частных предприятий, вплоть до насильственных мер, передавал государственные мануфактуры в частные руки, приглашал иностранных мастеров и отправлял русских на обучение за границу и т.д. На мануфактуры отправляли бродяг, «гулящих» людей, крестьян, с 1721 г. купцы получили право покупать крестьян деревнями для работы на фабриках. И это не случайно.
Свободных рабочих рук в стране было крайне мало, полностью оторвать крестьян от земли и отправить работать на завод было невозможно, так как, став рабочими, они едва ли смогли бы прокормиться на одну зарплату, если бы это явление приняло широкий размах.В своей промышленной и торговой политике Петр I основывался на принципах меркантилизма (т.е. пользы, выгоды), которые сводились к тому, что каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить все нужное ему и больше вывозить, чем ввозить. Поэтому Петр I вводил высокие таможенные пошлины на импорт, особенно на товары, производимые в России, ограничивал деятельность в России иностранных купцов. Но это приводило к еще большей нехватке капиталов (иностранцы опасались вкладывать деньги в русские предприятия), к низкому качеству многих русских товаров, предназначенных для широкого рынка, из-за отсутствия конкуренции. Поэтому после смерти Петра I новое правительство пересмотрело торговую политику и снизило импортные пошлины.
Многие десятилетия идут споры о значении деятельности Петра I в области промышленности и торговли, о том, дала ли она толчок развитию капитализма в России или нет. Одни считают, что нет, так как крепостнические мануфактуры, да еще государственные, нельзя считать капиталистическими предприятиями. Другие полагают, указывая на большое число частных заводов, что элементы капитализма были. Ошибка заключается в том, что и те, и другие отождествляют строительство заводов и фабрик и возникновение капитализма как рыночные отношения. Капитализм, или рынок, предусматривает прежде всего развитие свободных рыночных отношений между производителями и потребителями, и особенно наличие рынка свободной рабочей силы. Ничего этого в сколько-нибудь серьезных масштабах в начале XVIII в. не было. Поддерживая отдельных заводчиков, работавших на государство, Петр I поборами и государственными монополиями разорял основную массу купцов и ремесленников, не давая им возможности накопить капитал, достаточный для заведения предприятий.
Одновременно он истощал основную массу населения - крестьян, не давая им возможности стать потребителями промышленной продукции.
При отсутствии естественных условии и нормальных предпосылок для развития промышленности и торговли экономическая политика Петра I в этом направлении неизбежно должна была носить характер искусственного подхлестывания, и после решения крупных внешнеполитических задач и исчезновения энергичного воздействия преобразователя многие из его начинании должны были прийти в упадок. Что и произошло: из петровских мануфактур к концу XVIII в.
сохранилось лишь около 20. Вообще петровская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов с купцов как наиболее состоятельной части горожан и различных казенных «служб» при таможнях, питейных сборах и т.д., насильственное сколачивание торговых компаний - вот только часть средств и способов принуждения, которые Петр I применял к купечеству с главной целью - извлечь как можно больше денег для казны.В первой четверти XVIII в. произошло разорение именно наиболее состоятельной части русского купечества - «гостиной сотни», после чего имена многих владельцев традиционных торговых домов исчезли из списка состоятельных людей. Грубое вмешательство государства привело к разрушению ссудного и ростовщического капитала, на основе которого на Западе и развивалась капиталистическая промышленность.
В начале XVIII в. происходит окончательное формирование дворянского сословия, которое пользовалось исключительными правами душе- и землевладения. Процесс складывания дворянства был результатом не только длительного развития служилого сословия, но и сознательной деятельности Петра I. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым людям сразу занимать высокое положение в обществе, в армии и на гражданской службе основным принципом, определявшим положение служилого человека, становится личная выслуга, условия которой определялись законами.
Тем самым путь наверх открывался наиболее способным представителям низов общества, и принцип выслуги, продвижения по служебной лестнице за заслуги, закрепленный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет выходцев из других сословии. Но, с другой стороны, не это было конечной целью преобразований. Внедряя принцип личной выслуги, строго оговоренные в Табели о рангах условия повышения по лестнице чинов (важнейшим из условий была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста), Петр I стремился превратить довольно аморфную массу служилых «по отечеству» (по происхождению) в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Конечно, одновременно шло и оформление сословия дворянства как корпорации, наделенной особыми правами и привилегиями, с корпоративным сознанием, принципами и обычаями, но этот процесс находит свое завершение только к середине XVIII в., когда дворянство постепенно освобождается от обязательной службы. Петр I стремился само понятие «дворянин» как можно теснее связать с обязательной, постоянной, требующей знаний и практических навыков службой.
Петр I внушал подданным, что только тот дворянин достоин почитания, который служит. И в самом деле: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в обязательном порядке в школы, посылались на учебу за границу, запрещалось жениться тем, кто не хотел учиться, отбирались имения утех, кто уклонялся от службы.
В 1714г. был введен майорат - принцип наследования, по которому все имение доставалось старшему сыну, а остальные должны были искать источники существования на службе.Большие изменения произошли при Петре I в положении некрепостного сельского населения, фактически было создано сословие государственных крестьян. В него вошли черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне - инородцы Поволжья, однодворцы Юга. Всего - не менее 18% податного населения. Однодворцы по происхождению были служилыми людьми, но измельчавшими, владевшими, как правило, одним двором, но обладавшими правами иметь крепостных (и у некоторых они были) и не платить подати. Теперь они были «положены в тягло», что закрывало им путь в дворянство. Принадлежность к тяглым сословиям теперь означала непривилегированность, и государственная политика была направлена на ограничение прав и возможностей, которыми обладали податные люди как лично свободные от крепостной зависимости.
Произошли изменения и в положении крепостных крестьян. Была ликвидирована разница в положении крепостных крестьян и холопов - холопы до этого времени не платили податей, теперь тоже были поверстаны в тягло. Ликвидация холопства в XVIII в. привела к усилению барщинных отработок крепостных крестьян, так как ранее именно холопы обрабатывали барские поля.
Петром I была проведена унификация социальной структуры городов, в которые были перенесены западноевропейские Городские институты: магистраты, цехи и гильдии. Имевшие на родине глубокие исторические корни, в Россию эти институты были перенесены насильно, административным путем. Посадское население было разделено на две гильдии: первую гильдию составили «первостатейные», куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане умственных профессий, а во вторую гильдию были включены мелкие лавочники и ремесленники, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления беглых крестьян.
Деление на гильдии и объединение в цеха оказались чистейшей фикцией, европейские органы городского самоуправления на российской почве превратились в органы по выколачиванию податей из горожан. Была сохранена и старая система распределения налогов по богатству, когда наиболее богатые горожане были вынуждены платить за десятки и сотни неимущих, что вело к сохранению отсталых социальных структур и тормозило развитие рыночных отношений, предпринимательства.
В целом социальная политика Петра 1 была направлена на унификацию сословной структуры общества (к сказанному следует добавить и введение штатов священнослужителей с четким распределением прав и обязанностей по Духовному регламенту), которая имела целью создание так называемого «регулярного государства» - самодержавного, военно-бюрократического и полицейского.
До недавнего времени социальная структура изучалась без какой-либо ее связи с экономикой. Ни о какой ее роли регулятора экономики в существующей теории
не говорится. Вместе с тем в реальной действительности социальная структура играет эту роль, влияя на ход внедрения хозрасчетных отношений, не говоря уже о ее влиянии на процессы, происходящие в аппарате управления экономикой, на НТП, на качество продукции.
Это и не может быть иначе, если учесть, что от типа социальной структуры зависит динамика общества в целом. Известно, что тип социальной структуры дореволюционной России определил характер социальной революции. Тип социальной структуры СССР 30-50-х годов определил деформации социализма, о которых мы пишем и говорим сегодня: культ личности, монополизм власти, отчуждение от общественного труда и пр. Тип социальной структуры определяет и сегодняшний этап развития СССР: ход процессов перестройки и их возможные результаты.
Это не означает, что социальная структура - единственный социальный регулятор эволюции общества. Огромной динамической силой обладают институциональные регуляторы - политика, культура, идеология, наука, образование. Но все они (так же как территориальные регуляторы и факторы благосостояния) действуют через активность социальных групп, которая детерминируется их местом в социальной структуре общества. Это дает основание считать, что социальная структура - главный регулятор социальной динамики в целом, включая и развитие экономики. Это естественно, ибо социальная структура есть сами люди, организованные в разного рода группы и играющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которых требует экономика: роли руководителей партии, министров, директоров заводов, инженерно-технических работников, рабочих разных специальностей. Именно они вырабатывают и проводят в жизнь определенную социальную политику: организуют выполнение планов развития страны; принимают решения по кадровым вопросам и пр. и пр.
Если это так, то социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношений с «верхами» и «низами» - все это сильнейшим образом влияет на развитие экономики, «отпечатывается» на ее конечных результатах.
Решающая роль социальной структуры как регулятора развития экономики пока слабо осознана как эк оно-
мической наукой, так и социологией. Сложилась любопытная ситуация. Говоря о совершенствовании хозяйственного механизма, мы говорим о необходимости расширения хозяйственной самостоятельности руководителей. Но руководители - это одна из социальных групп, входящих в состав социальной структуры советского общества, а их самостоятельность - это черта их социального положения, которое, по Ленину, характеризуется их отношением к средствам производства и ролью в организации труда. Налицо резкая дезинтеграция в системе научных представлений: проблематика хозяйственного механизма описывается на одном научном языке, проблематика социальной структуры - на другом, и эти два языка между собой не связаны. Исследования социальной структуры и хозяйственного механизма, касающиеся, по существу, одного и того же круга явлений (хотя и рассматриваемого с несколько разных сторон), не пересекаются. Понятно, что в этой ситуации социология едва ли может давать практические рекомендации по совершенствованию хозяйственного механизма.
Приступая к изучению роли социальной структуры в развитии экономики, надо уточнить:
на что (на какие сферы экономической жизни, на какие экономические процессы) эта структура влияет;
через что (через какие каналы, механизмы) осуществляется это влияние;
каково это влияние: какие именно изменения в экономике порождаются воздействием на нее социальной структуры общества.
Первый вопрос - это вопрос о функциях социальной структуры по отношению к экономике. Далее назову те из них, которые представляются главными.
Первая функция - распределительная и перераспределительная: поддержание и развитие форм общественного разделения труда, обеспечивающих достаточно эффективное и согласованное функционирование разных сфер и отраслей экономики. Точная оценка выполнения этой функции требует статистических данных о функциональных местах в народном хозяйстве и семейной экономике; о численности работающих и разных профессионально-должностных групп. Эта оценка сейчас затрудняется тем, что предъявляемый боль-шинством отраслей спрос на рабочую силу преувеличен
и с переводом предприятий на полный хозрасчет будет снижаться. В принципе же все связи специализиции и интеграции реализуются через деятельность кадров, функционирующих внутри отраслей народного хозяйства. Для поддержания общественного разделения труда и интеграционных связей требуется определенный профессиональный, отраслевой и квалификационный состав трудовых ресурсов, их распределение между разными рабочими местами. Нужен отлаженный механизм перераспределения кадров, обеспечивающий их мобильность, адекватную запросам производства.
Все это осуществляют социальные группы, занимающие соответствующие места в социальной структуре, желающие или не желающие действовать в соответствии с интересами общества. Так, многие выявленные сегодня дисбалансы в распределении и использовании кадров (чрезмерная численность управленческих кадров, перепроизводство многих категорий специалистов, дефицит рабочих высшей квалификации и др.) не удается нормализовать, в том числе и из-за жесткости сложившихся стереотипов поведения соответствующих категорий работников, невозможности в короткие сроки изменить сложившиеся установки.
Участвуя, таким образом, в перераспределении кадров, социальная структура одновременно участвует и в вос-производстве трудовых ресурсов советской экономики.
Вторая функция - стимулирующая: формирование, поддержание и усиление стимулов к труду; через них - обеспечение полной реализации трудового потенциала кадров всех рангов и профилей; на этой основе - увеличение совокупного трудового вклада всех социальных групп в развитие экономики.
Третья функция - интеграционная: обеспечение единства интересов групп, занимающих разные места в системе экономических отношений.
81
- І1Ч.И
Четвертая функция - инновационная: обеспечение требуемых темпов и качества НТП, обновление форм организации производства и труда, систем стимулирования и др. Все это зависит от того, как субъекты производства (от рабочего до министра) относятся к новшествам, развиты ли у них установки на внедрение в производство достижений науки, есть ли среди них и сколько фанатиков-изобретателей и рационализаторов и т. д. Отношение работников к новшествам - это
показатель степени инновационности социальной структуры. Она может быть более или менее инновационно ориентированной, способствовать или тормозить НТП и прогресс экономических отношений. Таким образом, через инновационную функцию социальная структура определяет характер развития экономики, ее данимизм или, наоборот, застойность.
Таковы основные функции социальной структуры в развитии экономики.
Что касается каналов ее влияния, то таких каналов множество. Это механизм подбора и расстановки кадров; социальная и трудовая мобильность всех категорий работников; сложившиеся системы предпочтений - мест проживания, профессий, видов занятости и т. д. Если же говорить более обобщенно, то главный канал влияния социальной структуры на экономику - поведение социальных групп в системе экономических отношений.
Итак, я попыталась ответить на два вопроса: на какие сферы экономики влияет социальная структура и через что она влияет. На третий из названных выше вопросов логично отвечать, рассмотрев сначала хотя бы вкратце саму социальную структуру.