Комитет начальников штабов Вооружённых сил США. Объединённый комитет начальников штабов Что применимо к россии

Подполковник В. Филиппов

Соединённые Штаты Америки - самое мощное государство капиталистического мира, политический и военный центр империализма. Американский империализм выступает как наиболее реакционная и агрессивная сила современности.

Главным орудном осуществления агрессивных замыслов милитаристских кругов США являются вооруженные силы, которые выступают в роли мирового жандарма. Они расположены как на континенте США, так и за его пределами (в настоящее время американские войска и базы находятся на территории более 60 государств мира).

Высшим оперативным и административным органом вооруженных сил США является комитет начальников штабов (КНШ). Он выполняет также роль консультативного органа и штаба в цепи оперативного управления между министром обороны и главнокомандующими (командующими) объединенными и специальными командованиями вооруженных сил (рис. 1)

Организация и функции комитета начальников штабов. КНШ состоит из председателя и четырех членов: начальников штабов трех видов вооруженных сил (армии. ВВС, ВМС) и коменданта морской пехоты, который участвует в работе комитета только при обсуждении вопросов, относящихся к морской пехоте.

Председатель комитета начальников штабов является высшим по должности офицером в вооруженных силах. Он назначается президентом по рекомендации и с согласия сената из числа генералов (адмиралов) сроком на два года. Помимо участия в работе КНШ в качестве его председателя, он готовит повестки заседаний комитета и информирует министра обороны о тех вопросах, по которым члены комитета не имеют единого мнения. Председатель осуществляет также общее руководство работой объединенного штаба.

Рис. 1. Комитет начальников штабов и подчиненные ему органы руководства вооруженных сил США

Члены комитета начальников штабов в отличие от председателя несут ответственность за свой вид вооруженных сил. На них возложены следующие задачи: административное руководство своими видами сооруженных сил, участие в планировании и разработке предложении КНШ, участие в оперативном руководстве войсками в качестве представителен органа (штаба) министерства обороны. Они выполняют роль главных военных советников президента, Совета национальной безопасности и министра обороны.

Комитет начальников штабов имеет следующие основные функции; разрабатывает стратегические планы и обеспечивает стратегическое руководство вооруженными силами, включая руководство операциями, которые проводят главнокомандующие объединенными и специальными командованиями; разрабатывает сводные планы военной мобилизации и тылового обеспечения; дает рекомендации министру обороны относительно создания и организационной структуры объединенных и специальных командований; проверяет планы главнокомандующих объединенными командованиями; планирует проведение объединенных операций, а также боевую и оперативную подготовку войск; представляет министру обороны соображения по военным потребностям и стратегическому планированию, необходимые для разработки бюджетов, программ оказания военной "помощи" иностранным государствам, планов мобилизации промышленности и программ научных исследований.

Рабочим органом комитета начальников штабов является объединенный штаб, который осуществляет непосредственную разработку планов и мероприятий, касающихся вооруженных сил в целом.

Объединенный штаб насчитывает 400 офицеров и состоит из семи управлении: личного состава, оперативного, планирования, связи и электроники, моделирования и проигрыша различных вариантов войны, тыла и административного (рис. 2).

Рис. 2. Организация объединенного штаба комитата начальников штабов вооруженных сил США

Каждое управление состоит из отделов и выполняет функции в соответствии со своим предназначением. Организационная структура объединенного штаба может меняться в зависимости от обстановки и с учетом стоящих перед КНШ и штабом задач. Его личный состав представлен примерно поровну от сухопутных войск, ВВС и ВМС (включая морскую пехоту). В комитете начальников штабов, но вне рамок официального объединенного штаба имеется, кроме того, большое количество различных организаций - директоратов, агентств, специальных групп и т. д., которые подчинены либо оперативному управлению, либо управлению планирования, либо непосредственно начальнику объединенного штаба. Фактически они входят в состав объединенного штаба, но на них не распространяется установленный конгрессом лимит в 400 офицеров. С учетом этих органов в КНШ работает до 2000 человек, из которых около 1000 офицеров.

Подчиненные органы комитета начальников штабов. В настоящее время создано десять управлений министерства обороны, из которых четыре подчиняются министру обороны через КНШ: разведывательное, ядерных боеприпасов, связи и картографическое.

Разведывательное управление министерства обороны было создано в 1961 году для решения следующих задач: организация, руководство и управление всеми разведывательными органами, которые вошли в состав разведывательного управления или приданы ему; координация и контроль за выполнением разведывательных функций органов разведки видов вооруженных сил; контроль за выполнением планов и программ, входящих в сферу ответственности управления; достижение максимальной экономии и эффективности расходования средств разведки; обеспечение разведывательными данными основных органов министерства обороны; сбор, обобщение и оценка всей необходимой разведывательной информации по военным вопросам; разработка принципов и порядка ее сбора и обработки, установление очередности ее получения, а также оценка документов, получаемых от министерств видов вооруженных сил; участие в разработке государственных оценочных документов для Совета национальной безопасности США.

Численность личного состава разведывательного управления министерства обороны составляет около 6000 человек, из которых примерно 50% гражданские служащие.

Управление ядерных боеприпасов было создано в 1959 году. Оно явилось преемником управления по разработке специальных видов оружия, созданного в 1947 году после ликвидации Манхэттенского инженерного округа, где производились работы по созданию атомной бомбы. Управление в основном сохранило свои функции и по общим вопросам стало подчиняться министру обороны через КНШ, по вопросам, связанным с научно-исследовательской работой, усовершенствованием, испытаниями и оценкой образцов,- директору НИОКР. а по остальным- помощнику министра обороны по атомной энергии.

Оно координирует работу с национальными органами по вопросам, относящимся к исследованиям, разработке, производству, накоплению запасов и испытанию ядерного оружия; консультирует и помогает комитету начальников штабов в выработке рекомендаций, касающихся состава запасов, распределения и рассредоточения ядерного оружии: осуществляет планирование и надзор в области проведения испытаний ядерного оружия: проводит инспекторские смотры объектов, на которых собирается, ремонтируется или хранится ядерное оружие, его компоненты и вспомогательная техника и оборудование; руководит рядом учебных и ознакомительных курсов по ядерному оружию. В штатах управления ядерных боеприпасов насчитывается около 6500 человек, из них 4200 военнослужащих.

Управление связи было создано в 1960 году с целью осуществления оперативного руководства и управления системой связи вооруженных сил, которая включает все средства и объекты связи, а также для руководства научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, планированием и строительством. В управлении связи насчитывается 2500 человек, из них 1500 военнослужащих.

Картографическое управление было создано в 1972 году. Оно объединило в своем составе около 75% сил и средств всех компонентов министерства обороны и министерств видов вооруженных сил, занимающихся вопросами геодезии и картографии.

Управление организует работу в области составления, издания, распределения и рассылки топографических, авиационных, космических и морских навигационных карт и информационных навигационных справок, таблиц и извещений, а также несет ответственность за обеспечение морскими картами и навигационными данными торгового и пассажирского флотов США, всех судов, совершающих рейсы в американские порты. В его подчинении находятся аэрокосмический, гидрографический и топографический центры и картографическая школа.

Вооруженные силы США организационно сведены в объединенные и специальные командования, структура которых претерпевала изменения в течение всего периода после второй мировой войны. В настоящее время в вооруженных силах США существует шесть объединенных и два специальных командования (рис, 1). Силы и средства, входящие в их состав, согласно закону 1958 года в оперативном отношении подчиняются главнокомандующим (командующим) этими командованиями. При выполнении боевых задач командования подчиняются министру обороны и президенту через КНШ. Боевые задачи им определяются и ставятся министром обороны с согласия президента через комитет начальников штабов.

Каждое из шести объединенных командований имеет боевые задачи, соответствующие определенному географическому району, а каждый главнокомандующий несет ответственность за подготовку планов ведения боевых действий в зоне его ответственности.

Боевые задачи, стоящие перед объединенными и специальными командованиями, можно сформулировать следующим образом: ведение боевых действий, стратегических или не стратегических по масштабу я различных по напряженности; обеспечение безопасности определенных районов, начиная от защиты и эвакуации населения США н кончая нанесением ядерного удара вооруженными силами; подготовка планов для большого количества возможных вариантов ведения боевых действий [планирование на случай непредвиденных обстоятельств); оказание военной помощи; обеспечение американского военного представительства и участия в многосторонних союзах.

Объединенное командование войск готовности (до 1972 года - ударное командование) создано с целью обеспечения возможностей для быстрой переброски по воздуху боевых сил и средств на заморские территории, если этого требует обстановка. Кроме того, командование несет ответственность за ведение боевых действий в случае необходимости в районах Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки (южнее Сахары).

Объединенные командования вооруженных сил США в Европейской зоне и зоне Тихого океана в основном несут ответственность за ведение боевых действий в соответствующих географических районах при любых непредвиденных обстоятельствах. Главнокомандующий объединенным командованием вооруженных сил США в Европейской зоне одновременно является верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе и отвечает за ведение боевых действий в Европе, осуществляемых совместно с вооруженными силами стран - участниц НАТО или же только вооруженными силами США, если этого требует обстановка.

Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Атлантического океана не имеет в своем составе соединений и частей сухопутных войск и ВВС. Оно предназначается в основном для участия во всеобщей войне на море. Его главнокомандующий одновременно является верховным главнокомандующим вооруженными силами НАТО на Атлантике и несет ответственность за ведение боевых действий в поддержку вооруженных сил США в Европейской зо-не, а также за участие в стратегической ядерной войне, так как в состав объединенного командования вооруженных сил США в зоне Атлантического океана входят атомные ракетные подводные лодки.

Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Центральной и Южной Америки главным образом отвечает за организацию обороны зоны Панамского канала, а также за оказание военной помощи странам Латинской Америки и выполнение планов ведения боевых действии при любых непредвиденных обстоятельствах, которые могут возникнуть в Латинской Америке.

Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Аляски несет ответственность за оборону этого географического района, однако при выполнении боевых задач главнокомандующий этим командованием по существу является командующим командованием в рамках объединенного командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента.
Специальное командование воздушно-космической обороны обеспечивает противосамолетную, противоракетную и противокосмическую оборону континентальной части США. Командующий командованием ВКО одновременно является главнокомандующим объединенным командованием ВКО Североамериканского континента, состоящим из американских и канадских сил и средств ВКО.

Специальное стратегическое авиационное командование несет основную ответственность за ведение стратегической ядерной войны. В его составе объединены все межконтинентальные баллистические ракеты типа "Минитмэн" и "Титан", а также стратегическая авиация ВВС США.

Военно-транспортное авиационное командование , переведенное на положение специального с 1977 года, объединяет в своем составе все части стратегической и тактической транспортной авиации (на схеме не показано). Оно предназначено для выполнения воздушных перевозок в интересах всех видов вооруженных сил и обеспечения перевозок по заданиям правительства. Основной задачей командования является обеспечение стратегических перебросок войск из США на заморские ТВД.

Для лучшей координации в вопросах распределения целей и задач комитет начальников штабов образовал управление планирования стратегических целей, начальник которого - командующий САК (по совместительству) .

Кроме вышеуказанных управлений и командований, комитету начальников штабов подчинены два военно-учебных заведения (университет национальной обороны и командно-штабной колледж), а также большое количество представителей, представительств и военных делегаций вооруженных сил США. в том числе следующие представители: на переговорах по ограничению стратегических вооружений, по взаимному и сбалансированному сокращению вооруженных сил, в военно-штабном комитете ООН. военном комитете НАТО, группе военных заместителей СЕНТО. Межамериканском совета обороны.

Оперативное управление вооруженными силами. Для обеспечения президента, министра обороны и комитета начальников штабов информацией о вооруженных силах США и их союзников, противника и нейтральных стран, о состоянии стратегических наступательных и оборонительных сил, а также другими сведениями в США создана глобальная система оперативного управления вооруженными силами. Она позволяет с помощью ЭВМ накапливать, анализировать и выдавать необходимые для принятия решений данные, а также в короткие сроки передавать приказы и распоряжения. Глобальная система оперативного управления вооруженными силами США представляет собой комплекс стационарных и подвижных командных центров и пунктов, оборудованных вычислительной техникой и объединенных в единое целое с помощью средств связи.

Основными абонентами системы являются основной и запасный командные центры и воздушный командный пункт вооруженных сил. Все они подчинены оперативному управлению объединенного штаба комитета начальников штабов вооруженных сил США.

Основной командный центр расположен в Пентагоне (г. Вашингтон). Он оснащен современными средствами связи, а также обработки и отображения обстановки. Здесь организовано круглосуточное дежурство во главе с генералом (адмиралом).

Запасный командный центр оборудован в штате Мэриленд, а воздушный командный пункт - на самолетах ЕС-135 и Боинг 747. дислоцирующихся не авиабазе Андрюс (штат Мэриленд). Оба они, так же как и основной командный центр, оснащены соответствующими средствами связи и обработки данных и находятся в готовности взять на себя управление вооруженными силами вместо основного командного центра (в случае необходимости).

Командный центр вооруженных сил опирается на автоматизированные системы управления видов вооруженных сил к командований.

Командный центр имеет свой узел связи, который может устанавливать связь с командными пунктами видов вооруженных сил, объединенных и специальных командований, а также с оперативными органами государственного управления, органами разведки и т. д.

Для обеспечения связью президента США с министерством обороны, комитетом начальников штабов и министерствами видов вооруженных сил, министра обороны и комитета начальников штабов с министерствами видов вооруженных сил, объединенными н специальными командованиями, министерств видов вооруженных сил с главными штабами и командованиями, объединенных и специальных командовании между собой и подчиненными командованиями в вооруженных силах США создана объединенная система связи министерства обороны, которая занимает ведущее положение в национальной системе связи. Она представляет собой комплекс ретрансляционных узлов, соединенных между собой магистральными линиями, к которым с помощью местных линий подключаются оконечные узлы, обслуживающие высшие органы управления вооруженных сил.

Основными компонентами объединенной системы связи министерства обороны являются глобальные системы сухопутных войск, ВВС и ВМС, автоматизированная система цифровой связи, автоматизированная система телефонной связи, автоматизированная система закрытой телефонной связи, военная спутниковая система связи, а также средства связи, обеспечивающие глобальную систему оперативного управления вооруженными силами Соединенных Штатов Америки, и специальные стратегические сети связи.

Комитет начальников штабов - это коллегиальный орган оперативного управления вооруженными силами. Он работает под непосредственным руководством министра обороны и президента страны. Решения в нем принимаются голосованием. Вопросы, которые выносятся на обсуждение КНШ, отбираются непосредственно председателем комитета. О всех вопросах, по которым не было достигнуто единогласия в комитете, председатель информирует министра обороны. В этом случае документ возвращается в комитет либо передается на решение министру обороны или президенту.

Председателю КНШ предоставлено право принимать и самостоятельные решения с последующей информацией членов комитета в следующих случаях:

При срочной необходимости использования вооруженных сил, когда время не позволяет провести консультацию с членами КНШ;

Когда порядок использования вооруженных сил был заранее определен директивами, планами и указаниями КНШ;

Если председателю известна общая точка зрения членов комитета по аналогичным вопросам;

Когда вопросы не настолько важны, чтобы консультироваться с членами КНШ.

В связи с тем что стратегическое командование и руководство вооруженными силами тесно переплетаются с планированием внешней политики, координация стратегических и внешнеполитических планов зачастую проводится между представителями КНШ и государственного департамента. Это значит, что комитет начальников штабов оказывает серьезное влияние на разработку политических планов правительства.

Одним из важных факторов участия КНШ в политике является поддержка монополий, специализирующихся на производстве оружия и военной техники, что приводит к росту военно-промышленного комплекса. Практически за каждым членом КНШ стоит определенная группа военно-промышленных магнатов. Постоянные споры между армией, ВВС и ВМС свидетельствуют о борьбе не только между видами вооруженных сил за приоритет, но и между монополиями за выгодные военные заказы.

Свое влияние комитет начальников штабов использует для разжигания "холодной войны" и гонки вооружений, и в первую очередь в области производства стратегического ракетно-ядерного оружия. Он направляет свои усилия также на ослабление контроля за деятельностью военных органов со стороны конгресса и гражданских властей.

Зарубежное военное обозрение, 1977 , №3, с.9-15

Соединённые Штаты Америки - самое мощное государство капиталистического мира, политический и военный центр империализма. Американский империализм выступает как наиболее реакционная и агрессивная сила современности.

Главным орудием осуществлёния агрессивных замыслов милитаристских кругов являются вооружённые силы, которые выступают в роли мирового жандарма. Они расположены как на континенте США, так и за его пределами (в настоящее время американские войска и базы находятся на территории более 60 государств мира).

Высшим оперативным и административным органом вооружённых сил США является комитет начальников штабов (КНШ). Он выполняет также роль консультативного органа и штаба в цепи оперативного управления между министром обороны и главнокомандующими (командующими) объединёнными и специальными командованиями вооружённых сил (рис. 1)

Рис. 1. Комитет начальников штабов и подчинённые ему органы руководства вооружённых сил США

Организация и функции комитета начальников штабов

КНШ состоит из председателя и четырёх членов: начальников штабов трёх видов вооружённых сил (армии, ВВС, ВМС) и коменданта морской пехоты, который участвует в работе комитета только при обсуждении вопросов, относящихся к морской пехоте.

Председатель комитета начальников штабов является высшим по должности офицером в вооружённых силах. Он назначается президентом по рекомендации и с согласия сената из числа генералов (адмиралов) сроком на два года. Помимо участия в работе КНШ в качестве его председателя, он готовит повестки заседаний комитета и информирует министра обороны о тех вопросах, по которым члены комитета не имеют единого мнения. Председатель осуществляет также общее руководство работой объединённого штаба.

Члены комитета начальников штабов в отличие от председателя несут ответственность за свой вид вооружённых сил. На них возложены следующие задачи: административное руководство своими видами сооруженных сил, участие в планировании и разработке предложении КНШ, участие в оперативном руководстве войсками в качестве представителей органа (штаба) министерства обороны. Они выполняют роль главных военных советников президента, Совета национальной безопасности и министра обороны.

Комитет начальников штабов имеет следующие основные функции:

  • разрабатывает стратегические планы и обеспечивает стратегическое руководство вооружёнными силами, включая руководство операциями, которые проводят главнокомандующие объединёнными и специальными командованиями;
  • разрабатывает сводные планы военной мобилизации и тылового обеспечения;
  • даёт рекомендации министру обороны относительно создания и организационной структуры объединённых и специальных командований;
  • проверяет планы главнокомандующих объединёнными командованиями;
  • планирует проведение объединённых операций, а также боевую и оперативную подготовку войск;
  • представляет министру обороны соображения по военным потребностям и стратегическому планированию, необходимые для разработки бюджетов, программ оказания военной «помощи» иностранным государствам, планов мобилизации промышленности и программ научных исследований.
Рабочим органом комитета начальников штабов является объединённый штаб, который осуществляет непосредственную разработку планов и мероприятий, касающихся вооружённых сил в целом.

Объединённый штаб насчитывает 400 офицеров и состоит из семи управлении: личного состава, оперативного, планирования, связи и электроники, моделирования и проигрыша различных вариантов войны, тыла и административного (рис. 2).


Рис. 2. Организация объединённого штаба комитета начальников штабов вооружённых сил США

Каждое управление состоит из отделов и выполняет функции в соответствии со своим предназначением. Организационная структура объединённого штаба может меняться в зависимости от обстановки и с учётом стоящих перед КНШ и штабом задач. Его личный состав представлен примерно поровну от сухопутных войск, ВВС и ВМС (включая морскую пехоту). В комитете начальников штабов, но вне рамок официального объединённого штаба имеется, кроме того, большое количество различных организаций - директоратов, агентств, специальных групп и т. д., которые подчинены либо оперативному управлению, либо управлению планирования, либо непосредственно начальнику объединённого штаба. Фактически они входят в состав объединённого штаба, но на них не распространяется установленный конгрессом лимит в 400 офицеров. С учётом этих органов в КНШ работает до 2000 человек, из которых около 1000 офицеров.

Подчинённые органы комитета начальников штабов

В настоящее время создано десять управлений министерства обороны, из которых четыре подчиняются министру обороны через КНШ: разведывательное, ядерных боеприпасов, связи и картографическое.

Разведывательное управление министерства обороны было создано в 1961 году для решения следующих задач:

  • организация, руководство и управление всеми разведывательными органами, которые вошли в состав разведывательного управления или приданы ему;
  • координация и контроль за выполнением разведывательных функций органов разведки видов вооружённых сил;
  • контроль за выполнением планов и программ, входящих в сферу ответственности управления;
  • достижение максимальной экономии и эффективности расходования средств разведки;
  • обеспечение разведывательными данными основных органов министерства обороны;
  • сбор, обобщение и оценка всей необходимой разведывательной информации по военным вопросам;
  • разработка принципов и порядка её сбора и обработки, установление очерёдности её получения, а также оценка документов, получаемых от министерств видов вооружённых сил;
  • участие в разработке государственных оценочных документов для Совета национальной безопасности США.
Численность личного состава разведывательного управления министерства обороны составляет около 6000 человек, из которых примерно 50% гражданские служащие.

Управление ядерных боеприпасов было создано в 1959 году. Оно явилось преемником управления по разработке специальных видов оружия, созданного в 1947 году после ликвидации Манхэттенского инженерного округа, где производились работы по созданию атомной бомбы. Управление в основном сохранило свои функции и по общим вопросам стало подчиняться министру обороны через КНШ, по вопросам, связанным с научно-исследовательской работой, усовершенствованием, испытаниями и оценкой образцов, - директору НИОКР, а по остальным- помощнику министра обороны по атомной энергии.

Оно координирует работу с национальными органами по вопросам, относящимся к исследованиям, разработке, производству, накоплению запасов и испытанию ядерного оружия; консультирует и помогает комитету начальников штабов в выработке рекомендаций, касающихся состава запасов, распределения и рассредоточения ядерного оружия; осуществляет планирование и надзор в области проведения испытаний ядерного оружия: проводит инспекторские смотры объектов, на которых собирается, ремонтируется или хранится ядерное оружие, его компоненты и вспомогательная техника и оборудование; руководит рядом учебных и ознакомительных курсов по ядерному оружию. В штатах управления ядерных боеприпасов насчитывается около 6500 человек, из них 4200 военнослужащих.

Управление связи было создано в 1960 году с целью осуществлёния оперативного руководства и управления системой связи вооружённых сил, которая включает все средства и объекты связи, а также для руководства научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, планированием и строительством. В управлении связи насчитывается 2500 человек, из них 1500 военнослужащих.

Картографическое управление было создано в 1972 году. Оно объединило в своём составе около 75% сил и средств всех компонентов министерства обороны и министерств видов вооружённых сил, занимающихся вопросами геодезии и картографии.

Управление организует работу в области составления, издания, распределения и рассылки топографических, авиационных, космических и морских навигационных карт и информационных навигационных справок, таблиц и извещений, а также несёт ответственность за обеспечение морскими картами и навигационными данными торгового и пассажирского флотов США, всех судов, совершающих рейсы в американские порты. В его подчинении находятся аэрокосмический, гидрографический и топографический центры и картографическая школа.

Вооружённые силы США организационно сведены в объединённые и специальные командования, структура которых претерпевала изменения в течение всего периода после второй мировой войны. В настоящее время в вооружённых силах США существует шесть объединённых и два специальных командования (рис. 1). Силы и средства, входящие в их состав, согласно закону 1958 года в оперативном отношении подчиняются главнокомандующим (командующим) этими командованиями. При выполнении боевых задач командования подчиняются министру обороны и президенту через КНШ. Боевые задачи им определяются и ставятся министром обороны с согласия президента через комитет начальников штабов.

Каждое из шести объединённых командований имеет боевые задачи, соответствующие определённому географическому району, а каждый главнокомандующий несёт ответственность за подготовку планов ведения боевых действий в зоне его ответственности.

Боевые задачи, стоящие перед объединёнными и специальными командованиями, можно сформулировать следующим образом:

  • ведение боевых действий, стратегических или не стратегических по масштабу и различных по напряжённости;
  • обеспечение безопасности определённых районов, начиная от защиты и эвакуации населения США н кончая нанесением ядерного удара вооружёнными силами;
  • подготовка планов для большого количества возможных вариантов ведения боевых действий [планирование на случай непредвиденных обстоятельств);
  • оказание военной помощи;
  • обеспечение американского военного представительства и участия в многосторонних союзах.
Объединённое командование войск готовности (до 1972 года - ударное командование) создано с целью обеспечения возможностей для быстрой переброски по воздуху боевых сил и средств на заморские территории, если этого требует обстановка. Кроме того, командование несёт ответственность за ведение боевых действий в случае необходимости в районах Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки (южнее Сахары).

Объединённые командования вооружённых сил США в Европейской зоне и зоне Тихого океана в основном несут ответственность за ведение боевых действий в соответствующих географических районах при любых непредвиденных обстоятельствах. Главнокомандующий объединённым командованием вооружённых сил США в Европейской зоне одновременно является верховным главнокомандующим объединёнными вооружёнными силами в Европе и отвечает за ведение боевых действий в Европе, осуществляемых совместно с вооружёнными силами стран - участниц НАТО или же только вооружёнными силами США, если этого требует обстановка.

Объединённое командование вооружённых сил США в зоне Атлантического океана не имеет в своём составе соединений и частей сухопутных войск и ВВС. Оно предназначается в основном для участия во всеобщей войне на море. Его главнокомандующий одновременно является верховным главнокомандующим вооружёнными силами НАТО на Атлантике и несёт ответственность за ведение боевых действий в поддержку вооружённых сил США в Европейской зоне, а также за участие в стратегической ядерной войне, так как в состав объединённого командования вооружённых сил США в зоне Атлантического океана входят атомные ракетные подводные лодки.

Объединённое командование вооружённых сил США в зоне Центральной и Южной Америки главным образом отвечает за организацию обороны зоны Панамского канала, а также за оказание военной помощи странам Латинской Америки и выполнение планов ведения боевых действии при любых непредвиденных обстоятельствах, которые могут возникнуть в Латинской Америке.

Объединённое командование вооружённых сил США в зоне Аляски несёт ответственность за оборону этого географического района, однако при выполнении боевых задач главнокомандующий этим командованием по существу является командующим командованием в рамках объединённого командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента.

Специальное командование воздушно-космической обороны обеспечивает противосамолётную, противоракетную и противокосмическую оборону континентальной части США. Командующий командованием ВКО одновременно является главнокомандующим объединённым командованием ВКО Североамериканского континента, состоящим из американских и канадских сил и средств ВКО.

Специальное стратегическое авиационное командование несёт основную ответственность за ведение стратегической ядерной войны. В его составе объединены все межконтинентальные баллистические ракеты типа и , а также стратегическая авиация ВВС США.

, переведённое на положение специального с 1977 года, объединяет в своём составе все части стратегической и тактической транспортной авиации (на схеме не показано). Оно предназначено для выполнения воздушных перевозок в интересах всех видов вооружённых сил и обеспечения перевозок по заданиям правительства. Основной задачей командования является обеспечение стратегических перебросок войск из США на заморские ТВД.

Для лучшей координации в вопросах распределения целей и задач комитет начальников штабов образовал управление планирования стратегических целей, начальник которого - командующий САК (по совместительству).

Кроме вышеуказанных управлений и командований, комитету начальников штабов подчинены два военно-учебных заведения (университет национальной обороны и командно-штабной колледж), а также большое количество представителей, представительств и военных делегаций вооружённых сил США, в том числе следующие представители: на переговорах по ограничению стратегических вооружений, по взаимному и сбалансированному сокращению вооружённых сил, в военно-штабном комитете ООН, военном комитете НАТО, группе военных заместителей , Межамериканском совета обороны.

Оперативное управление вооружёнными силами

Для обеспечения президента, министра обороны и комитета начальников штабов информацией о вооружённых силах США и их союзников, противника и нейтральных стран, о состоянии стратегических наступательных и оборонительных сил, а также другими сведениями в США создана глобальная система оперативного управления вооружёнными силами. Она позволяет с помощью ЭВМ накапливать, анализировать и выдавать необходимые для принятия решений данные, а также в короткие сроки передавать приказы и распоряжения. Глобальная система оперативного управления вооружёнными силами США представляет собой комплекс стационарных и подвижных командных центров и пунктов, оборудованных вычислительной техникой и объединённых в единое целое с помощью средств связи.

Основными абонентами системы являются основной и запасный командные центры и воздушный командный пункт вооружённых сил. Все они подчинены оперативному управлению объединённого штаба комитета начальников штабов вооружённых сил США.

Основной командный центр расположен в Пентагоне (г. Вашингтон). Он оснащён современными средствами связи, а также обработки и отображения обстановки. Здесь организовано круглосуточное дежурство во главе с генералом (адмиралом).

Запасный командный центр оборудован в штате Мэриленд, а воздушный командный пункт - на самолётах ЕС-135 и Боинг 747, дислоцирующихся не авиабазе Андрюс (штат Мэриленд). Оба они, так же как и основной командный центр, оснащены соответствующими средствами связи и обработки данных и находятся в готовности взять на себя управление вооружёнными силами вместо основного командного центра (в случае необходимости).

Командный центр вооружённых сил опирается на автоматизированные системы управления видов вооружённых сил и командований.

Командный центр имеет свой узел связи, который может устанавливать связь с командными пунктами видов вооружённых сил, объединённых и специальных командований, а также с оперативными органами государственного управления, органами разведки и т. д.

Для обеспечения связью президента США с министерством обороны, комитетом начальников штабов и министерствами видов вооружённых сил, министра обороны и комитета начальников штабов с министерствами видов вооружённых сил, объединёнными и специальными командованиями, министерств видов вооружённых сил с главными штабами и командованиями, объединённых и специальных командовании между собой и подчинёнными командованиями в вооружённых силах США создана объединённая система связи министерства обороны, которая занимает ведущее положение в национальной системе связи. Она представляет собой комплекс ретрансляционных узлов, соединённых между собой магистральными линиями, к которым с помощью местных линий подключаются оконечные узлы, обслуживающие высшие органы управления вооружённых сил.

Основными компонентами объединённой системы связи министерства обороны являются глобальные системы сухопутных войск, ВВС и ВМС, автоматизированная система цифровой связи, автоматизированная система телефонной связи, автоматизированная система закрытой телефонной связи, военная спутниковая система связи, а также средства связи, обеспечивающие глобальную систему оперативного управления вооружёнными силами Соединённых Штатов Америки, и специальные стратегические сети связи.

Комитет начальников штабов - это коллегиальный орган оперативного управления вооружёнными силами. Он работает под непосредственным руководством министра обороны и президента страны. Решения в нём принимаются голосованием. Вопросы, которые выносятся на обсуждение КНШ, отбираются непосредственно председателем комитета. О всех вопросах, по которым не было достигнуто единогласия в комитете, председатель информирует министра обороны. В этом случае документ возвращается в комитет либо передаётся на решение министру обороны или президенту.

Председателю КНШ предоставлено право принимать и самостоятельные решения с последующей информацией членов комитета в следующих случаях:

  • при срочной необходимости использования вооружённых сил, когда время не позволяет провести консультацию с членами КНШ;
  • когда порядок использования вооружённых сил был заранее определён директивами, планами и указаниями КНШ;
  • если председателю известна общая точка зрения членов комитета по аналогичным вопросам;
  • когда вопросы не настолько важны, чтобы консультироваться с членами КНШ.
В связи с тем что стратегическое командование и руководство вооружёнными силами тесно переплетаются с планированием внешней политики, координация стратегических и внешнеполитических планов зачастую проводится между представителями КНШ и государственного департамента. Это значит, что комитет начальников штабов оказывает серьёзное влияние на разработку политических планов правительства.

Одним из важных факторов участия КНШ в политике является поддержка монополий, специализирующихся на производстве оружия и военной техники, что приводит к росту военно-промышленного комплекса. Практически за каждым членом КНШ стоит определённая группа военно-промышленных магнатов. Постоянные споры между армией, ВВС и ВМС свидетельствуют о борьбе не только между видами вооружённых сил за приоритет, но и между монополиями за выгодные военные заказы.

Своё влияние комитет начальников штабов использует для разжигания «холодной войны» и гонки вооружений, и в первую очередь в области производства стратегического ракетно-ядерного оружия. Он направляет свои усилия также на ослабление контроля за деятельностью военных органов со стороны конгресса и гражданских властей.

    - … Википедия

    Комитет начальников штабов (англ. Chiefs of Staff Committee) состоит из наиболее высокопоставленных лиц вооружённых сил Великобритании. История Первоначально Комитет начальников штабов был организован в 1923 году в качестве подкомитета… … Википедия

    Объединённый комитет начальников штабов США и Великобритании (Combined Chiefs of Staff) создан весной 1942 года. Находился в Вашингтоне, но подчинялся одновременно двум главам союзных государств (США и Великобритании). Объединённый комитет… … Википедия

    Официальная символика объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил США Объединённый комитет начальников штабов (англ. Joint Chiefs of Staff, JCS, ОКНШ) группа главнокомандующих в американской армии, представляющих все основные… … Википедия

    Официальная символика объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил США Объединённый комитет начальников штабов (англ. Joint Chiefs of Staff, JCS, ОКНШ) группа главнокомандующих в американской армии, представляющих все основные… … Википедия

    Эмблема командования США в зоне Африки Объединённое командование вооружённых сил США в зоне Африки (United States Africa Command, USAFRICOM, AFRICOM) межвидовое высшее объединение (орган управления), зона ответственности которого будет охватывать … Википедия

    - (англ. Unified Combatant Command) (UCC) военное формирование вооружённых сил США, которое формируется из не менее двух различных видов вооружённых сил. Организовано либо по географическому признаку (по территории ответственности англ. Area … Википедия

С 1986 года упразднена обязанность Комитета по непосредственному оперативно-тактическому управлению войсками в зоне боевых действий. Оперативно-тактическое командование группировками Вооруженных сил на ТВД передано начальникам оперативных штабов на ТВД , которые получают приказы на боевое применение непосредственно от министра обороны и президента - главнокомандующего ВС США. За КНШ остаются функции оперативно-стратегического планирования, докладов главнокомандующему и министру обороны, организация боевой подготовки и обучения кадров военнослужащих всех родов войск, обеспечение боеготовности группировок ВС США на мировых ТВД.

Текущий состав

Имя Занимаемая должность в КНШ Вид вооружённых сил
Генерал Джозеф Данфорд Председатель Корпус морской пехоты США
Генерал Пол Дж. Селва Вице-председатель ВВС США
Генерал Марк А. Милли Начальник штаба сухопутных войск США СВ США
Генерал Роберт Неллер Комендант корпуса морской пехоты США Корпус морской пехоты США
Адмирал Джон Ричардсон Начальник штаба морских операций США ВМС США
Генерал Дэвид Гольдфейн (David L. Goldfein) Начальник штаба ВВС США ВВС США
Генерал Джозеф Л. Ленгиел Начальник управления национальной гвардии США Национальная гвардия США

См. также

  • Объединённый комитет начальников штабов США и Великобритании

Напишите отзыв о статье "Объединённый комитет начальников штабов"

Ссылки

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell