Тенденции развития сельскохозяйственного страхования в россии. Агрострахование с государственной поддержкой в РФ: состояние, проблемы, перспективы развития Современное состояние и проблемы развития аграрного страхования

Сельское хозяйство, независимо от его доли в валовом внутреннем продукте, занимает существенное место в экономике страны, поскольку именно эта сфера одна из жизненно важных отраслей общественного производства. При этом сельское хозяйство имеет свои особенности, что обусловливает высокий риск деятельности. Во многих случаях на уровень производительности в сельском хозяйстве оказывают влияние в первую очередь объективные природно-климатические и погодные факторы. Ущербы, причиняемые сельскохозяйственному производству, значительно снижают его устойчивость, отрицательно сказываются на развитии сельского хозяйства в целом. Снизить риски в деятельности сельскохозяйственных производителей и стабилизировать их доходы можно с помощью страхования. Эффективно функционирующая система сельскохозяйственного страхования является одним из основных факторов устойчивого развития сельскохозяйственной отрасли.

На российском рынке сельскохозяйственного страхования действуют страховые компании, которые имеют право производить агрострахование с государственной поддержкой (соответственно состоят в ассоциации агростраховщиков) и компании, которые занимаются исключительно коммерческим сельскохозяйственным страхованием. С

  • 2014 по 2016 гг. их количество претерпевало изменения (табл. 1). На сельскохозяйственном рынке общее число страховых компаний в 2015 г. и в 2016 г. уменьшилось на 26,7% и 13,6% соответственно. Это объясняется главным образом тем, что с рынка ушла значительная часть псевдостраховых операций благодаря мерам Банка России по оздоровлению рынка от неустойчивых страховых компаний, предпринятым в
  • 2015 г., и переходом к единой стандартизованной системе агрострахования (до конца 2015 г. действовало две ассоциации агростраховщиков «Агропромстрах» и «Национальный союз агростраховщиков»). Помимо этого, некоторые компании самостоятельно покидали рынок сельскохозяйственного страхования, из-за повышенной убыточности.

В 2016 г. объем страховых взносов и страховых выплат по всему рынку сельскохозяйственного страхования увеличился на 25% и на 48% соответственно за счет увеличения объемов агрострахования с государственной поддержкой.

Таблица 1 - Количество страховых компаний в период 2014-2016 гг.

Страховые организации, осуществляющие сельскохозяйственное страхование

Темп прироста 2015/ 2014,%

Темп прироста 2016/ 2015,%

С государственной поддержкой

Без государственной поддержки

В наибольшей степени на это повлияло внесение ряда поправок в законодательную базу, в частности, был расширен список страховых событий по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, а также был уменьшен размер условной франшизы для урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений до 20% и посадок многолетних насаждений до 30% (ранее их размер составлял 30% и 40% соответственно).

Степень развития рынка сельскохозяйственного страхования в России, также можно оценить, проанализировав, какую долю рынок сельскохозяйственного страхования занимает на рынке добровольного страхования имущества, а также охват сельскохозяйственным страхованием посевных площадей и поголовья сельскохозяйственных животных. Так, доля страховых взносов по рынку сельскохозяйственного страхования в общем объеме добровольного страхования имущества уменьшилась с 4% в 2014 г. до 2,1% в 2015 г. В 2016 г. наблюдается незначительный рост до 2,7% .

На основе данных Министерства сельского хозяйства РФ можно провести анализ охвата агрострахованием сельскохозяйственных земель и животных (табл. 2).

Из данных таблицы 2 видно, что ежегодно доля застрахованных сельскохозяйственных площадей и животных уменьшается. Исключением является 2015 г. для страхования животных (удельный вес увеличился на 3,6%). В 2016 г. доля застрахованных площадей уменьшилась на 50%, а поголовья животных на 15%.

Таблица 2 - Удельный вес застрахованных посевных площадей и поголовья застрахованных животных за 2014-2016 г.г.

Снижение охвата агрострахованием сельскохозяйственных площадей и животных связано с отсутствием у сельхозпроизводителей свободных денежных средств, а также приостановкой и отзывом Банком России лицензий у ряда страховых организаций, что отразилось на снижении количества заключенных договоров.

Лидеры страхования сельскохозяйственных рисков в России в 2016 г., с долей рынка РФ более 10% представлены в таблице 3 (доли остальных 17 участников рынка не превышают 5%). Данные компании являются членами «Национального союза агростраховщиков» .

Таким образом, на компании-членов «Национального союза агростраховщиков», которые соответственно законодательству заключали в 2016 г. все договоры агрострахования с господдержкой в РФ, приходится также 90% рынка «коммерческого» несубсидируемого страхования.

По страхованию без господдержки, агростраховщики НСА собрали 1,16 млрд, руб., от общего объема страхования без государственной поддержки (1,29 млрд. руб.).

Таблица 3 - Лидеры сельскохозяйственного страхования в России по итогам 2016 г.

Компания

Премии по с/х страхованию, млн. руб.

Выплаты по с/х страхова- нию, млн. руб.

с гос. поддержкой

без гос. поддержки

РОСГОССТРАХ

СТРАХОВАНИЕ

АВАНГАРД-

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Всего рынок РФ

Это говорит о том, что «Национальный союз агростраховщиков» объединяет в своих рядах практически всех квалифицированных поставщиков страховых услуг аграриям, вне зависимости от того, какие услуги востребованы каждым сельхозпроизводителем.

Совершенствование действующей системы агрострахования и повышению его привлекательности для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в первую очередь следует проводить с расширения линейки страховых услуг (разработка модульных программ страхования, предложение продуктов комплексного, параметрического и индексного страхования, разработка продуктов для фермеров и малых предприятий) и перечня рисков, принимаемых на страхование. Программы должны применяться как в сегменте коммерческого сельскохозяйственного страхования, так и страхования с государственной поддержкой .

Значительные размеры ежегодного ущерба делают малопривлекательной ситуацию для страховых компаний. Поэтому первоочередной задачей для государства становится создание основы для эффективной и взаимовыгодной деятельности страховщиков и страхователей. Для сокращения потенциального ущерба можно взять на вооружение американскую программу, с минимальным размером покрытия 50%. При страховании со страховой суммой 50% и безусловной франшизой 50% стоимость страхования может снизиться более чем в пять раз по сравнению с самой доступной программой по условиям закона №260-ФЗ (страховая сумма 80%, безусловная франшиза 30%). При этом страховая выплата при 100% утрате (гибели) по такой программе составит 25% стоимости урожая, что соответствует средним затратам на выращивание застрахованной культуры, а также объему выплат, осуществляемых за счет бюджета при наступлении чрезвычайных ситуаций природного характера. Необходимо отметить, что это позволит аграриям получить возможность страхования по минимальной цене (по сравнению с Законом №260-ФЗ страховая премия снижается в 5,7 раза, а страховая выплата только в 2,2 раза) .

Особое значение имеет заимствование канадского опыта организации взаимного страхования в сельском хозяйстве без прямой государственной поддержки, в которой активно участвуют малые формы хозяйствования. Необходимо учесть, что на стадии становления и развития обществ взаимного страхования необходима будет поддержка государства, с целью постепенного формирования достаточного по объему страхового фонда общества. Также необходимо развитие перестрахования сельскохозяйственных рисков, с целью увеличения уровня страховых выплат в случае наступления страхового случая и создания более стабильного рынка .

На рынке агрострахования России в ближайшей перспективе предвидятся следующие ключевые положительные изменения. «Национальный союз агростраховщиков» в конце 2016 г. представил текст изменений в закон о господдержке агрострахования, целью которых является повышение интереса к страхованию со стороны аграриев.

Этого союз стремится добиться за счет расширения страховых программ и, собственно, линейки продуктов. Пока в законе присутствуют две программы - одна общая для страхования растений, вторая для животноводства. Национальный союз агростраховщиков разработал в рамках этих, уже существующих, укрупненных программ ряд подпрограмм, которые могут сделать страхование более доступным по цене . Кроме того, поправки касаются упрощения договора страхования, чтобы сделать его более прозрачным и понятным для страхователя. Для этого НСА предлагает полностью отменить порог гибели урожая для признания наступления страхового случая, расширить диапазон доступных франшиз и страховых сумм, увеличить господдержку для программ с минимальным страховым покрытием .

Также планируется введение единых подходов ведомств к статистическому учету страхования сельхозрисков на условиях господдержки - методики учета у Банка России и Министерства сельского хозяйства в настоящее время различаются. Путем предоставления Министерством сельского хозяйства Банку России этих данных для сверки, в том числе для целей формирования фонда компенсационных выплат НСА, в который агростраховщики обязаны отчислять часть премии по договорам с господдержкой.

Важно отметить, что по данному ряду вопросов достигнуто согласие всех ключевых участников процесса: Министерства сельского хозяйства, Министерства финансов, страхового сообщества. Дальнейшая модификация и внедрение изменений планируется в 2017 и 2018 гг. .

Однако для развития рынка сельскохозяйственного страхования могут возникнуть и препятствия. В 2017 г. субсидии АПК претерпели значительные изменения. Вместо 54 видов субсидий теперь есть всего 7. Самое главное новшество - это единая субсидия. Многие субсидии переименовали или изменили правила их предоставления. По сути, вводится новая система распределения денег регионам на поддержку сельского хозяйства. Если раньше были бюджеты под каждое направление сельского хозяйства, и деньги поступали в разные части страны строго под определенные цели, то теперь из федерального бюджета средства поступают просто на развитие агропромышленного комплекса в целом. Что именно развивать, и на какие направления тратить эти деньги, решает уже сам регион.

В результате, включение государственной поддержки на агрострахование в «единую субсидию» может привести к сокращению страхования урожая с господдержкой в Черноземье и других экономических районах страны.

Следовательно, развитие агрострахования является долгосрочной задачей государства - его прямой эффект проявляется только в случае серьезных убытков после завершения сезона, наличие полиса не влияет ни на сроки работ, ни на объем сельхозпродукции. Его субсидирование не может стать приоритетной целью для органов агропромышленного комплекса субъектов, которые вынуждены делить ограниченные средства «единой» субсидии между различными направлениями. Кроме того, с переходом к «единой субсидии» оказалась нарушенной нормативная база, принятая ранее в рамках закона о господдержке агрострахования (№260-ФЗ), что поставило под угрозу срыва страхования весеннего сева.

Сегмент сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой занимает значительную часть рынка по причине использования данного вида страхования, в основном крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями. Следует учесть и тот факт, что «Национальный союз агростраховщиков» и государство в будущем стремится привлечь в данный сегмент средних и мелких товаропроизводителей.

Решением данной задачи является принципиальная позиция НСА, которая заключается в том, что страхование с государственной поддержкой в сельхозпроизводстве должна быть выведена за рамки «единой субсидии». Специфика сущности страхования требует перенести его в другую подпрограмму в Госпрограмме поддержки сельского хозяйства - «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса», где уже находится схожее по содержанию и целям мероприятие, связанное с устранением последствий чрезвычайных ситуаций .

Таким образом, рассмотренные мероприятия развития и совершенствования системы агрострахования позволят сделать ее более эффективной, и в свою очередь будут способствовать и дальнейшему устойчивому развитию сельскохозяйственного сектора в России.

Литература

1. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.

URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 02.05.2017).

2. Официальный сайт «Национального союза агростраховщиков».

URL: www.naai.ru (дата обращения: 02.05.2017).

3. Хуснутдинова Л.М. Проблемы современного агрострахования //

Экономические науки. 2015. №30.

4. Богачев А.И. Состояние российской системы агрострахования и ее

роль в обеспечении продовольственной безопасности страны //

Сборник трудов XVII международной научно-практической конференции г. Ростов-на-Дону. Р/н/Дону, 2016.

  • 5. Позиции НС А и Минсельхоза по повышению разнообразия программ агрострахования совпадают. URL: http://www.msur- info.ru/pressr/63008/ (дата обращения: 02.05.2017).
  • 6. Жичкин К.А. Формализованная модель стратегии государственной поддержки аграрного страхования // Сборник трудов XVII международной научно-практической конференции г. Ростов-на-Дону. Р/н/Дону, 2016.

Дудина Е.В., Петрухина Е.В., Афонина Д.И.*

Проблемы развития страхования сельскохозяйственных культур

Наиболее важными проблемами современного сельскохозяйственного страхования являются:

1. Отсутствие ясных целей и стратегии развития сельскохозяйственного страхования. Это проблема законодательного уровня, которая выражается, прежде всего, в том, что нет специального закона, который регулировал бы все вопросы сельскохозяйственного страхования, а именно:

Формы его проведения. В настоящий момент активно обсуждаются проблемы сельскохозяйственного страхования с участием государства. Но почему-то совсем ничего не говорится о возможности осуществлять этот вид страхования без участия государства в лице бюджетов различного уровня. И хотя опыт зарубежных стран, да и собственный тоже, касающийся массового разорения после отмены обязательного страхования вновь созданных на рынке агрострахования компаний, свидетельствуют о необходимости государственного участия, доминировании именно такой формы страховой защиты сельскохозяйственного производства, тем не менее, законодательно должен быть закреплен и бескомпенсационный подход и порядок его проведения. В реальной практике такой подход существует и некоторые отечественные компании, особенно те, которые смогли наладить механизм перестрахования с западными перестраховщиками, его вполне успешно реализовывают;

Способы участия государства в сельскохозяйственном страховании. У различных участников страхования сельскохозяйственных рисков существует различное мнение об участии государства. Одни считают, что средства федерального и региональных бюджетов должны направляться на компенсацию части страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, другие видят роль государства в компенсации убытков, а третьи убеждены в том, что государственные средства должны использоваться на всех стадиях страхования. Эта проблема связана с существовавшей практикой компенсации государством убытков сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций, которая не была связана с темой страхования. В частности, ежегодно по линии МЧС расходовались не один млрд. руб. на компенсацию убытков в сельском хозяйстве вследствие чрезвычайных ситуаций, в то время как на компенсацию страховых взносов сельскохозяйственным предприятиям государство расходовало несколько сотен миллионов рублей. Такой подход государства не являлся эффективным для развития сельскохозяйственного страхования, а также для планирования бюджетных расходов на компенсацию убытков в сельском хозяйстве.

Виды сельскохозяйственного страхования. Последнее время в средствах массовой информации много внимания уделяется вопросам сельскохозяйственного страхования, однако за этим емким понятием стоит всего лишь страхование урожая сельскохозяйственных культур. Практически ничего не говорится о страховании животных, движимого и недвижимого имущества (сельскохозяйственной техники, производственных зданий и помещений, элеваторов, хлебоприемных пунктов и т.п.). Государственные чиновники и ведомства, предлагающие новую модель сельскохозяйственного страхования, также, как правило, делают акцент только на страхование урожая, забывая при этом, что другие виды страхования, актуальные и востребованные в АПК, нуждаются как в законодательном регулировании, так и в государственной поддержке. Кроме того, создавшуюся однобокость понимания сельскохозяйственного страхования подкрепляет действующая законодательная база, которая касается только порядка проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур с субсидированием страховых взносов из федерального бюджета, ничего другого она не затрагивает. В этой связи необходимый закон о сельскохозяйственном страховании должен будет устранить этот серьезный недостаток путем определения видов сельскохозяйственного страхования, места сельскохозяйственного страхования как такового в общей системе классификации видов страхования и, наконец, перечень тех видов сельскохозяйственного страхования, которые будут охвачены государственной поддержкой.

Данный закон будет призван решить и ряд других основополагающих моментов, например, вопросы перестрахования, налогообложения, порядок создания централизованного страхового резерва и прочее, но именно решение перечисленных выше проблем позволит создать ясную стратегию развития сельскохозяйственного страхования.

2. Недостатки действующего законодательства. После отмены обязательной системы страхования имущества предприятий АПК основными документами нормативно-правового характера, регулирующими систему страхового обеспечения АПК, являлись:

Федеральный Закон РФ от 14 июля 1997 года №100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»;

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. №1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства»;

758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства».

Проект Федерального Закона РФ «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации», который закладывает основы развития сельскохозяйственного страхования, так и не принят. Вся система страхования сельскохозяйственных рисков в настоящее время (начиная с 2004 г.) регулируется всего лишь ежегодно издающимся Приказом Министерства сельского хозяйства РФ.

3. Несовершенство методической базы действующего порядка сельскохозяйственного страхования. Эта группа проблем является следствием предыдущей, т.е. также относится к недостаткам законодательства, которое поставило в определенные рамки и сельскохозяйственные предприятия, страхующие урожай, и страховые компании. В частности, проблемными моментами являются:

Фиксированные страховые тарифы.

Отсутствие разграничения в страховых случаях. Согласно действующему законодательству урожай считается застрахованным на случай гибели и повреждения сельскохозяйственных культур в результате определенного перечня рисков природно-климатического характера, причем с пометкой - «по совокупности событий». Таким образом, действующие тарифы спроектированы на один вид ущерба, возникающий как в случае полной гибели урожая в результате строго определенного перечня страховых обстоятельств, так и вследствие повреждения (снижения урожайности) сельскохозяйственных культур, благодаря тем же обстоятельствам, носящим совокупный характер. Вместе с тем в основу расчетов тарифов на случай снижения урожайности сельскохозяйственных культур должен быть положен подход, основанный на анализе колебаний урожайности от среднего значения по отдельным сельскохозяйственным культурам, в разрезе регионов, за последние 10-15 лет. Причем по каждому году и отдельно взятому региону должен использоваться так называемый «колхозный счет», т.е. расчет отклонений фактической урожайности по каждому хозяйству от среднего значения этого показателя по региону в целом.

Перспективы развития страхования сельскохозяйственных культур

О перспективах. Стратегия - это общее направление государственной политики в сфере развития страхования, и каждый вид страхования, несомненно, имеет отношение к этому направлению тоже. Другой вопрос, что в Стратегию трудно вписать перспективы развития каждого вида. Но все же, можно отметить, что развитие страхования в сельском Хозяйстве проходит достаточно динамично, хотя это скорее вопрос бюджета, а не страхового рынка в целом. В Стратегии будет рассматриваться, например, вопрос по созданию досудебных комиссий, которые будут разрешать страховые споры. Предусматривается, что решение такой комиссии будет являться альтернативным вариантом судебному решению. Но при этом выводы такой комиссии можно будет оспаривать в суде по аналогии с комиссией по трудовым спорам.

В целом же тенденцию развития страхования в сельском хозяйстве можно оценить как благоприятную. Здесь надо просто отрабатывать практику, решать существующие проблемы с возмещением ущерба, со статистической отчетностью, которую составляют сельхозтоваропроизводители и которая очень активно используется страховыми компаниями для определения размера убытков. Надо рассматривать вопросы о совершенствовании методик проведения экспертиз в рамках этого вида страхования, которые позволили бы привлекать специалистов и определять размеры убытков непосредственно на местах. Эти технические проблемы выливаются в недовольство сельхозтоваропроизводителей теми объемами выплат, которые осуществляют страховщики.

Из кардинальных проблем - на первом месте стоят методики расчетов тарифов. Необходимо пересмотреть методики, здесь большую роль должно сыграть Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Министерства сельского хозяйства РФ. Развитие государственного регулирования

Механизм государственного регулирования позволяет разрешить выявленные противоречия действующей системы аграрного страхования, предусматривающий выделение бюджетных средств на возмещение части ущерба, полученного сельхозтоваропроизводителями вследствие реализации страхового события.

На первом этапе предусматривается государственная поддержка на страхование сельскохозяйственных культур от засухи. Анализ свидетельствует, что наибольшие ущербы сельскохозяйственная отрасль терпит именно от этого опасного природного явления;

Страховые компании формируют свои страховые фонды за счет взносов сельхозтоваропроизводителей. При этом государственные средства не участвуют в создании страховых резервов страховщиков. Таким образом, сельхозтоваропроизводители уплачивают полностью страховые взносы за счет собственных средств.

Государство предоставляет средства (субсидии) Федеральному агентству по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства на формирование Федерального сельскохозяйственного страхового резерва (ФССР). Субсидии предоставляются в размере, предусмотренном на эти цели в соответствующей статье бюджета.

Районные управления сельского хозяйства в установленный срок осуществляют сбор информации, подтверждающей заключение сельхозтоваропроизводителем договора страхования с государственной поддержкой. В случае если хозяйствующий субъект аграрной сферы не участвует в страховании с господдержкой, то им, в обязательном порядке, представляется документ, в котором он отказывается от участия в субсидированном механизме страхования. Затем эти данные передаются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства субъекта Российской Федерации. После чего формируются сводные реестры, которые, в свою очередь, отправляются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства России, для передачи их в Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.

Такой механизм предусматривает обязательное законодательное закрепление даты представления данных от сельхозтоваропроизводителей о заключении ими договора со страховой компанией. Так, сельские товаропроизводители должны предоставлять данные о заключение ими договора страхования в течение 14 дней до начала сева культуры, заявленной на страхование, но не позднее дня окончания сева, установленного для данной природно-сельскохозяйственной зоны. Такой подход обеспечивает условие, при котором сельхозтоваропроизводители заключают договора страхования за две недели до начала сева. Это, в свою очередь, обуславливает соответствие предпосевных и посевных работ технологическим требованиям к производству сельскохозяйственных культур. Так как страховые компании ведут жесткий контроль над соблюдением технологии производства продукции растениеводства, что обеспечивает использование качественных семян, проведение всех необходимых мелиоративных и других предпосевных работ, выбор наиболее оптимального способа обработки почвы и даты сева. Таким образом, если сельхозтоваропроизводители не выполняют данное условие, то они не могут участвовать в субсидированном страховании. Данное требование является обязательным, что обеспечивает объективность аграрного страхования и не оставляет для страховщика возможности отказать в выплате страхового возмещения по причине несоответствия сева требованиям агротехники. В связи с тем, что ему предоставляется возможность проведения мониторинга агротехники производства урожая сельскохозяйственных культур с самого начала технологического цикла.

Таким образом, разрешается противоречие между сельскохозяйственным страхованием и системой чрезвычайных ситуаций. Так, в первую очередь, используются инструменты страхования, и только их реализация подразумевает введение в действие механизма защиты от чрезвычайных ситуаций.

В силу государственного участия в возмещении части ущербов сельхозтоваропроизводителей обязательным условием является регистрация стихийных бедствий, которая обеспечивает решение следующих задач:

Первая-защита государственных интересов через признание необъективности рискового обстоятельства, что означает нецелевое использование бюджетных средств и их возврат. Это позволяет предотвращать мошенничество в сфере аграрного страхования.

Вторая-защита экономических интересов сельхозтоваропроизводителей (в случае необъективности экспертизы страховой компании).

Регистрация стихийных бедствий не противоречит многосторонним правилам ВТО, что актуально в связи с предстоящим вступлением России в ее состав. Система регистрации стихийных бедствий предусматривает взаимодействие Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства (Агентство), Росгидромета и страховых компаний.

Федеральное агентство выступает поручителем от имени Правительства РФ в проведении экспертизы, подтверждающей проявление опасных природных явлений.

Организацией, подтверждающей наступление опасных природных явлений выступает Гидромет России, который кроме того определяет критерии этих явлений и дает прогнозную оценку их влияния на сельскохозяйственное производство. Достоверность данных Росгидромета основана на обобщении сведений, полученных из различных источников. В качестве которых выступают местные метеостанции, где произошло стихийное бедствие, разработки научно-исследовательских институтов гидрометеорологии; аэросъемки и др.

В случае, когда страховая компания, по мнению сельхозтоваропроизводителя неправомерно отказывает в предоставлении страхового возмещения для определения ее объективности при экспертизе страхового случая, привлекаются различные научно-исследовательские учреждения и эксперты в области сельского хозяйства и из других областей науки.

Природные риски проявляются в различные моменты созревания посевов.

Так, засуха может наступить в вегетационный период «посев-кущение» или «колошение - восковая спелость», что означает различное ее влияние на урожайность сельскохозяйственной культуры.

Как правило, компании производят выплату страхового возмещения только после уборки урожая, когда можно определить недобор. В этом случае сельхозтоваропроизводитель вынужден дожидаться проведения экспертизы страховщиком в период уборки урожая сельскохозяйственных культур. Для разрешения такой ситуации предусмотрено привлечение экспертов, что делает возможным оценить размер экономического ущерба в момент гибели культуры. Это, в свою очередь, служит основанием выплаты страхового возмещения сельхозтоваропроизводителям и обеспечивает непрерывность производственного процесса хозяйствующего субъекта аграрной отрасли экономики.

Взаимодействие Росгидромета, системы защиты от чрезвычайных ситуаций, Федерального агентства по государственной поддержке и других учреждений позволяет создать эффективную систему предупреждения природных рисков, что осуществляется посредством формирования резерва превентивных мероприятий от ущербов в сельскохозяйственной отрасли экономики.

В настоящее время проблемой является своевременная уплата страховых взносов. Если на счет страховой компании поступила только часть страховой премии, независимо от того, кто не выполнил обязательство - государство или сельхозтоваропроизводитель, при наступлении страхового случая выплачивается сумма возмещения кратная размеру оплаченного страхового взноса. Данная практика имеет место, и договор с частичной оплатой страхового взноса является действующим. Учитывая специфику страхового бизнеса, возникают вопросы, почему страховые компании продолжают работать по данной схеме. Механизм государственной поддержки позволяет страховым компаниям использовать различные условия реализации своих продуктов и получать всю сумму страховых взносов, что, в свою очередь, обеспечивает создание реального страхового фонда и перестрахование обязательств страховщика перед сельхозтоваропроизводителем. Таким образом, обосновано предполагать интерес различных перестраховочных институтов к рынку сельскохозяйственного страхования.

1. Сущность и объекты агрострахования (сельскохозяйственного страхования) 2

2. Виды сельскохозяйственного страхования 4

3. Основные участники сельскохозяйственного страхования с господдержкой 5

4. Система агрострахования с государственной поддержкой 8

5. Проблемы агрострахования в Российской Федерации 12

6. Перспективы развития сельскохозяйственного страхования в РФ 15

Список использованной литературы 21

1. Сущность и объекты агрострахования (сельскохозяйственного страхования)

Страхование – важная составляющая часть рыночной экономики Российской Федерации, а страхование в сельскохозяйственном секторе не только эффективный и важный инструмент управления рисками, но один из самых сложных видов страхования с точки зрения его организации и проведения.

За высокой степенью недострахования сельскохозяйственных рисков скрываются огромные перспективы развития этой отрасли. Но вывести данное направление из упадка сможет лишь совместная работа страховщиков, аграриев и государства.

Обычно под агрострахованием понимают только страхование урожая сельскохозяйственных культур с бюджетными субсидиями. Между тем агрострахование (сельскохозяйственное страхование) - это много большее.

Объектами сельскохозяйственного страхования являются:

· урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений;

· многолетние насаждения;

· сельскохозяйственные животные, принадлежащих гражданам и сельскохозяйственным товаропроизводителям;

· зоопарковые животные;

· семьи пчел в ульях;

· рыба, выращиваемая сельскохозяйственными и промышленными товаропроизводителями;

· имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Страховыми событиями для имущества сельскохозяйственного назначения являются его гибель или повреждение в результате стихийных бедствий, действия подпочвенных вод, удара молнии, просадки грунта, пожара, взрыва и аварий, а многолетних насаждений - на случай гибели их в результате перечисленных выше бедствий, а также засухи, мороза, болезней и от вредителей растений.

Страховым риском является также внезапная угроза имуществу, вследствие которой необходимо его разобрать и перенести на новое место.

2. Виды сельскохозяйственного страхования

Сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных):

    Сельскохозяйственное страхование (включая 3 дополнительных условия: страхование сельскохозяйственных животных; урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений; рыбы, выращиваемой сельскохозяйственными производителями).

    Страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений.

    Страхование сельскохозяйственных животных физ. и юр. лиц.

На страхование принимаются:

1. Взрослое поголовье:

    крупный рогатый скот, овцы и козы - в возрасте от 6 месяцев;

    лошади, верблюды, ослы, мулы, олени - в возрасте от 1 года;

    свиньи, пушные звери и кролики - в возрасте от 4 месяцев;

    домашняя птица яйценосных пород в возрасте от 5 месяцев, птица в хозяйствах, специализирующихся на производстве бройлеров - в возрасте от 1 месяца;

    семьи пчел в ульях;

    служебные собаки - военные, караульные, пастушьи, ездовые, милицейские, таможенные, санитарные, спасательные, охотничьи - промысловые, спортивные и др. - в возрасте от 8 месяцев;

    зоопарковые животные.

2. молодняк животных - крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, ослов, мулов, оленей, свиней, пушных зверей, кроликов, домашней птицы, служебных собак, не достигших возраста, указанного в п.3.2.1.

3. Возраст взрослого поголовья зоопарковых животных и, соответственно, молодняка, определяется в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

    Страхование сельскохозяйственных животных (включая дополнительное условие: страхование рыбы, выращиваемой сельскохозяйственными производителями).

    Страхование рыбы, выращиваемой сельскохозяйственными и промышленными производителями.

    Страхование водных биологических ресурсов.

3. Основные участники сельскохозяйственного страхования с господдержкой

1. Министерство Финансов Российской Федерации:

дает соответствующие заключения по проектам законодательных и нормативных актов в области сельскохозяйственного страхования.

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:

разрабатывает и вносит на утверждение проекты законодательных и нормативных актов в области сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;

осуществляет финансирование субсидий по договорам страхования с государственной поддержкой в соответствии с объемами, предусмотренными Госпрограммой в размере -40% осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на страхование;

подготавливает перечень требований, предъявляемых к страховым компаниям, проводит при необходимости среди страховщиков конкурс.

3. Федеральная служба страхового надзора:

осуществляет контроль за соблюдением страховыми организациями действующего законодательства в области страхования и перестрахования.

4. ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства»:

готовит предложения по совершенствованию страхования с использованием новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в сфере АПК;

обеспечивает информационно-консультационную деятельность по страхованию в сфере АПК, изучение и обобщение опыта (в т.ч. зарубежного) проведения страхования с господдержкой;

осуществляет часть функций переданных МСХ РФ по сбору информации, мониторингу страховых операций, обеспечивает контроль за заключенными договорами страхования на соответствии их действующему законодательству;

разрабатывает технологические рамки работы в системе (уровень субсидий, страхуемые риски, страховое покрытие и тарифы, сроки страхования, порядок субсидирования страховых премий (совместно с регионами);

осуществляет контроль за применением страховых программ;

ведет аналитическую деятельность в сфере сельскохозяйственного страхования.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

участвуют в программах страхования на условиях долевого софинансирования в размере 10% от страхового взноса;

предусматривают в своих бюджетах субсидии на страхование;

проверяет условия страхования и готовят Реестр договоров страхования на проверку соответствия и отчетность в Минсельхоз РФ.

6. Объединение страховщиков:

создает возможность для контроля за движением государственных средств на покрытие ущерба от стихийных бедствий и эффективного использования субсидий среди страховых компаний членов объединений;

участвует в создании системы страхования и перестрахования;

дает свои предложения по разработке типовых правил страхования, договоров страхования, расчету тарифов;

оказывает содействие в урегулировании убытков;

разрабатывает документы по перестрахованию;

возможен вариант работы на принципах сострахования;

обеспечивает прозрачность и унификацию подходов к принятию рисков на страхование и урегулированию убытков;

оказывает содействие в перестраховании рисков страховщика в перестраховочной компании в части обязательного перестрахования;

обеспечивает возможность дополнительного перестрахования сверх обязательного среди членов объединения и т.д.

7. Перестраховщик:

перестраховывает сельскохозяйственные риски компаний сверх собственного удержания;

осуществляет выплаты страховым компаниям по наступившим страховым событиям.

8. Страхователи:

заключают договора страхования со страховыми компаниями и органами государственной власти на субсидирование;

оплачивают страховую премию в размере 100% на условиях предусмотренных типовым договором страхования (при этом часть премии в размере не менее 50% субсидируется из бюджетов двух уровней: федерального и регионального);

получают страховые выплаты;

получают субсидии по льготному кредиту, полученному на уплату страхового взноса.

9. Кредитные организации (банки):

предоставляют кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям под залог урожая (основной кредит, кредит на оплату страхового взноса).

10. Росгидромет:

предоставляет агрометеорологическую информацию (температура воздуха, количество осадков, скорость ветра, глубина промерзания, температура на глубине узла кущения, высота снежного покрова, содержание продуктивной влаги в почве и т.п.)

В АПК страны представлены предприятия и организации многих отраслей, не только те, которые выращивают урожай, но и занимающиеся животноводством, осуществляющие переработку продукции растениеводства и животноводства, обслуживающие, заготовительные и прочие организации. В силу этого можно говорить об отнесении к рынку агрострахования многих видов страхования: и имущественного, и ответственности, и личного страхования, и жизни. Понятно, что полностью и правильно оценить их чрезвычайно сложно. Поэтому оценки рынка агрострахования носят весьма условный и приблизительный характер. По оценкам аналитиков, потенциал рынка агрострахования на сегодняшний день составляет порядка 50-60 млрд. рублей.

4. Система агрострахования с государственной поддержкой

За последние шесть лет наметился явный рост в развитии системы агрострахования с государственной поддержкой. Она охватила практически все регионы страны, где существует сельское хозяйство.

В 2006 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 1066 5 хозяйств, застраховавших урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с государственной поддержкой (из них 8541 – по яровым культурам и 2184 – по озимым). В страховании с государственной поддержкой приняли участие 68 регионов России. Посевные площади сельскохозяйственных культур, на которых был застрахован урожай, увеличились по сравнению с 2005 годом на 10% и составили 17,6 млн. га.

Сумма уплаченных страховых взносов по заключённым договорам страхования составила 5,8 млрд. руб. Из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур было перечислено 2,9 млрд. руб. Сумма средств, выделенных из бюджетов субъектов Российской Федерации в 2006 году, возросла по сравнению с 2005 годом в 1,5 раза. В 2005 году страховое возмещение выплачено 7,1 тыс. хозяйств, пострадавшим от стихийных бедствий, в сумме 4, 3 11 млрд. руб., что составило 7,4% от уплаченных страховых взносов по договорам страхования. Страхование урожая сельхозкультур с господдержкой в РФ осуществлялось 71 страховой организацией.

Президент и правительство России с пониманием относятся к проблемам села. Если в 2003 году из федерального бюджета было выделено на субсидии около 800 миллионов рублей, то к 2005 году эта сумма возросла более чем в три раза, в 2007 году государство только из федерального бюджета выделило на поддержку агрострахования 3,4 миллиарда рублей.

Страховые компании России, действующие в сегменте сельхозстрахования, в 2007 г. увеличили сбор премий на 7,6% - с 4,949 млрд. руб. в 2006 г. до 5,323 млрд, подсчитали аналитики ИК «Финам». По итогам 2008 г. эксперты ожидают роста объема страховых премий в АПК до 6–7 млрд. рублей. По наблюдениям экспертов компании «Ингосстрах», растет количество желающих застраховаться по программам коммерческого страхования (без получения господдержки). Что касается страхования урожая сельскохозяйственных культур с господдержкой, то оно наиболее востребовано и привлекательно для более рискованных зон земледелия.

Наибольшее количество застрахованных хозяйств - в Волгоградской области. В 2008 г. урожай однолетних культур здесь застрахован на площади 623 тыс. га, что составляет порядка половины от общей посевной площади. На Ставрополье в нынешнем году застраховано чуть менее трети посевов (866,7 тыс. га), тем не менее положительная динамика прослеживается: результат больше прошлогоднего на 151 тыс. гектаров.

Если по России в общем объеме страховых услуг аграрное страхование составляет 22%, то в ЮФО - 15%, а в Ростовской области - всего 7%. В 2007 году было застраховано всего 5% посевных площадей, и это при условии, что государство предусмотрело для хозяйств серьезный материальный стимул: 50% страховых взносов сельхозпредприятий компенсируется из федерального и областного бюджетов. При учете господдержки затраты сельхозпроизводителя на страхование составляют всего 5% от себестоимости производимой им продукции.

рис. 1 Удельный вес хозяйств, от общего числа заключивших договора сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2007 г. по округам

На сегодняшний день в процесс, связанный с развитием сельскохозяйственного страхования, включилось большое количество различных организаций, в том числе страховых компаний, министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, сельхозтоваропроизводителей. Это в очередной раз подчеркивает интерес к страхованию в сфере АПК, которое так активно стимулирует государство в последние годы.

В 2006 году на территории России, впервые за все годы развития государственной поддержки страхования в сельском хозяйстве, выплата субсидий была произведена дважды: в третьем квартале сельхозтоваропроизводители получили субсидии по яровым культурам, в декабре была произведена компенсация по уплаченным страховым взносам по озимым культурам, которые были посеяны в этом же году. Ранее российские сельхозтоваропроизводители, страхуя озимые культуры в августе-октябре, получали компенсации только в третьем квартале следующего года.

В 2008 году субсидии предоставлялись при соблюдении следующих условий:

    При проведении страхования урожая сельскохозяйственных культур по перечню: зерновые, масличные, технические, кормовые, бахчевые, картофельные, овощи, многолетние насаждения (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные, плантации хмеля и чая).

    При страховании случаев утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений в результате опасных природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).

Страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур определена исходя из размера посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственной культуры, сложившейся за 5 лет, предшествующих году заключения договора страхования, и средних цен реализации сельхозпродукции, сложившихся по субъекту Федерации за 2007 год (по данным Федеральной службы государственной статистики).

16 июня 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» , принятый Госдумой 23 мая 2008 г и одобренный Советом Федерации 30 мая. Федеральным законом вносятся изменения в части 2 и 3 ст. 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», касающиеся уточнения порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования. Федеральным законом устанавливается, что сельскохозяйственным товаропроизводителям за счёт бюджетных ассигнований предоставляются субсидии в размере не менее 50% от уплаченных ими страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования. Законом предусматривается, что субсидии бюджетам субъектов РФ за счёт федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключённым со страховыми организациями, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Рис.2 Бюджетное финансирование (млрд. руб.)

5. Проблемы агрострахования в Российской Федерации

К основным проблемам агрострахования в РФ относятся:

    Недостаточность знаний о процедуре и юридической основе страхования рисков у сельхозпроизводителей и низкая активность страховщиков в проведении консультационно-разъяснительной работы на селе.

    Некоторые страховые организации до сих пор занимались исключительно перераспределением субсидий государства по схемам, которые не имеют никакого отношения к реальному страхованию сельхозрисков. Такая деятельность дискредитирует сам институт сельхозстрахования и бросает тень на добросовестных страховщиков.

    Для средних хозяйств цена страховки очень велика, а госсубсидии хозяйства получают значительно позже уплаты страховой премии.

    Предлагаемые страховщиками договоры нередко позволяют двояко рассматривать страховое событие и затрудняют признание страхового случая. Проблема оплаты первоначального страхового взноса возникает в связи с тем, что сроки оплаты приходятся на то же время, что и посевные кампании. Часто возникают проблемы с выплатой страховых премий, подтверждение страхового случая требует сбора большого количества самых разных бумаг, а иногда требования доходят до абсурда: страховые компании запрашивают у крестьян фотосессии сельскохозяйственных угодий.

    Недоверие страховых компаний к сельскохозяйственным предприятиям. Среди фермеров есть такие, которые, например, не соблюдают технологию земледелия, безответственно относятся к земле, используют некачественный семенной фонд.

    Скудный выбор страховых программ. Сельхозтоваропроизводитель, страхуя урожай, вынужден покупать мультиполис, включающий спектр рисков, предусмотренных законом. При этом у него нет возможности страховать урожай отдельно, скажем, от набегов саранчи, пожаров, засухи на юге страны. И землетрясения или селя – на Дальнем Востоке. Если начнут работать так называемые программы «одного риска», то это значительно сократит стоимость страхового полиса, а значит, привлечет сельский бизнес.

    Отсутствие единой методологической базы страхования и перестрахования в данной отрасли.

    Несоблюдением утвержденных условий страхования с государственной поддержкой органами управления агропромышленными комплексами некоторых регионов.

    Недобросовестная конкуренция и демпинговая политика, проводимая некоторыми страховыми компаниями.

    В сегменте сельхозпроизводителей должна быть прозрачность, публично доступная и полная статистическая база по урожайности, данные исследований по мелиорации, климатологии, землепользованию. При отсутствии прозрачности и запутанном документообороте страховщики просто не в состоянии отследить реальную картину.

    Отсутствие должного контроля над использованием средств, выделяемых на субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, контроля над надлежащим исполнением страховыми организациями своих обязательств перед аграриями по договорам страхования.

    Проблемы финансово-экономического характера, сдерживающие развитие сельскохозяйственного страхования. К ним относятся: тяжелое финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий; отсутствие доступа к кредитным источникам для оплаты страховых взносов; высокая убыточность сельскохозяйственного страхования; недостаточное развитие перестраховочного рынка. Одной из насущных проблем, требующих решения в области сельскохозяйственного страхования, является проблема перестрахования.

По мнению экспертов, одним из наиболее эффективных способов решения проблем рынка агрострахования является создание объединения агростраховщиков. Многолетний опыт работы подобных союзов в развитых странах доказывает эффективность решения задач, связанных с выработкой единой методологии, перестрахованием, урегулированием убытков, взаимодействием с государством и формированием нормативной базы. Кроме того, многие проблемы в области агрострахования можно было бы решить путем введения обязательного страхования. В настоящее время уже многими страховщиками были внесены такие предложения. Однако до создания реального обязательного страхования еще достаточно далеко. В первую очередь необходимо выработать единую систему страхования, систему оценки риска, подход к перестрахованию и урегулированию претензий.

Итак, сильная саморегулируемая организация страховщиков, занимающихся каким-либо видом страхования – это единственно эффективный метод решения проблемы.

Таким образом, решение всех указанных проблем позволит, действительно, создать надежный финансовый институт, который будет способствовать устойчивому развитию сельской местности России.

6. Перспективы развития сельскохозяйственного страхования в РФ

В нынешнем году общий объем ассигнований из федерального бюджета для компенсации затрат на агрострахование составит 3,4 млрд. руб., к 2012-му объем субсидий планируется увеличить до 5 млрд. рублей. Эксперты считают, что непопулярность страхования рисков среди селян связана с длительным сроком, который проходит с момента наступления страхового случая до получения страхового возмещения. Так, уже в апреле крестьянам ясно, что их озимые погибли. Если бы страховые компании оперативно расплатились с аграриями, те успели бы на полученные деньги посеять яровые и не упустить, хотя бы часть прибыли.

Сумма субсидий из федерального и региональных бюджетов на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур составила в 2008 г. 4,4 млрд. руб. и возросла по сравнению с 2003 г. более чем в 4 раза. Запланировано, что к 2012 году объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат для осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой увеличится до 6 млрд. рублей.

По экспертной оценке ОСАО «Ингострах» масштабы рынка сельхозстрахования 2009 года составляют 12 млрд. рублей, при этом перспективы оцениваются в 170-200 млрд. рублей. Сельхозстрахование является одним из рисковых видов страхования, так как существует реальный факт убытков в связи с подверженностью опасным природным явлениям.

Агрострахование с господдержкой с 2009 года смогут осуществлять только крупные страховые компании с размером чистых активов не менее 850 млн. рублей и рейтингом, подтверждающим удовлетворительную надежность компании (от "ВВ-"). Согласно постановлению правительства РФ о правилах предоставления в 2009-2011 годах субсидий субъектам РФ на компенсацию части затрат по страхованию урожая, страховые компании, которые не удовлетворяют этим требованиям, будут должны перестраховывать не менее 30% риска в страховой организации, удовлетворяющей условиям. Требованиям по чистым активам удовлетворяют порядка 50-70 страховых компаний РФ. Доля страховой или перестраховочной премии по сельскохозяйственному страхованию в структуре портфеля компании должна будет составлять не более 20 % от годовой премии. Кроме того, фактический размер платежеспособности страховщика должен будет превышать нормативный не менее, чем на 30 % (по данным за первое полугодие года, предшествующего году заключения договора).

Ранее к страховщикам, осуществляющим аграрное страхование, требований не предъявлялось. Необходимость принятия постановления Правительства РФ связана с тем, что в законодательство внесены изменения, позволяющие государству 100-процентно субсидировать страховые премии агропроизводителям. Ранее возможности помощи со стороны государства ограничивались 50 % (40 % - из федерального бюджета, 10 % - из местного), теперь же из федерального бюджета позволяется субсидировать 50 % и по желанию субъекта федерации - также до 50 % в дополнение к средствам федерального бюджета.

В настоящее время Минсельхоз разрабатывает концепцию агрострахования с господдержкой. На ее основе после принятия правительством будет создан новый закон.

По данным Федерального агентства по государственной поддержке в сфере агропромышленного производства, бюджеты разных уровней направят на поддержку аграрного страхования в 2009 году примерно 6 млрд рублей.

По оценкам экспертов, объем страховых взносов в сегменте страхования сельскохозяйственных культур с господдержкой по итогам 2008 года составил 8,845 млрд. рублей. В 2009 году эта цифра может оказаться более 10 млрд. рублей.

Полагается, что с учетом территориальных дотаций в 2009 году селянам в среднем может быть компенсировано 55-60% страховых взносов при страховании сельхозкультур. Этот показатель мог быть значительно выше - до 75%, если бы не кризис, который определил жесткие рамки существования для всех бюджетов во всех субъектах РФ.

Согласно стратегии Минсельхоза РФ, до 2010 года страхованием планируется охватить порядка 35% всех посевов в РФ, к 2012 году - до 40%. В ряде западных стран показатель охвата страхованием сельхозкультур гораздо выше - до 60% и даже до 70%, однако практика показывает, что 100-процентного охвата страхованием посевов не бывает.

Концепция аграрного страхования в РФ до 2020 года была рассмотрена в правительстве 25 февраля, она определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития сельскохозяйственного страхования на долгосрочный период. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов российских производителей сельскохозяйственной продукции всех форм собственности на всей территории Российской Федерации, а также национальных интересов Российской Федерации, связанных с производством продукции сельскохозяйственного назначения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Стратегической целью является достижение к 2020 году эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, обеспечивающей предоставление доступных для подавляющей части сельхозтоваропроизводителей услуг по страхованию и комплексную защиту сельхозпроизводства от основных рисков, включая страхование доходов сельхозтоваропроизводителей.

Достижение поставленной цели будет также способствовать становлению сельхозстрахования как одного из основных системных элементов стимулирования сельского хозяйства в целом, повышению инвестиционной привлекательности отраслей сельского хозяйства, большей эффективности в деятельности сельхозтоваропроизводителей, стимулированию технологической и технической модернизации сельхозпроизводства, созданию мер финансового поощрения эффективных сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, большей конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В данной концепции определены две программы страхования:

    «Красный полис » будет направлена на защиту имущественных интересов сельхозтоваропроизводителя в случаях полной утраты (гибели) сельскохозяйственных культур в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (катастрофических рисков) вплоть до покрытия 100% фактического ущерба.

    «Зеленый полис» , предусматривающая страхование имущественных интересов сельхозтоваропроизводителей в случае утраты (гибели) и частичной утраты (недобора) урожая сельскохозяйственных культур». Данной программой сельскохозяйственным товаропроизводителям будет предлагаться несколько уровней страховой защиты сельскохозяйственных культур до 100 процентов от страховой стоимости урожая.

Достижение стратегической цели совершенствования сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием отрасли, реализации скоординированных по ресурсам, срокам и этапам преобразований и предусматривает решение следующих задач :

    поэтапное внедрение и совершенствование линейки страховых продуктов по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой;

    развитие системы управления рисками в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой на основе построения многоуровневой системы распределения рисков;

    совершенствование форм и механизмов предоставления государственной поддержки в области сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;

    развитие независимой экспертизы убытков в системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;

    совершенствование научно-методической и информационной деятельности в сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Основными принципами совершенствования сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на период до 2020 года являются:

    добровольность;

    доступность услуги для всех категорий предприятий аграрного комплекса;

    адресный характер и прозрачность государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя;

    комплексность мер государственной поддержки сельхозстрахования.

Совершенствование сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2009 - 2020 годах будет проходить в 3 этапа , различающиеся по условиям и основным направлениям развития сельхозстрахования:

первый этап - 2009 - 2011 годы;

второй этап - 2012 - 2017 годы;

третий этап – 2017 – 2020 годы.

Кроме того агростраховщики должны создать свою саморегулируемую организацию (по образцу РСА), в рамках которой будут формироваться резервы по катастрофическим убыткам. При этом должна быть разработана адекватная система тарифов по регионам и программам, чтобы у сельхозпроизводителя всегда была возможность выбора по критерию «цена – объем покрытия». В самом общем виде, в концепции сформулированы принципы создания фонда по защите катастрофических рисков в аграрном секторе.

Основные параметры создания такого фонда катастрофических рисков с участием государства пока не определены, на это уйдет 2-3 года. За это время должно определиться, где создается фонд, кем управляется и как контролируется использование его средств.

Агентство ведет работу по созданию некоммерческой организации, которая будет по согласованию с Минсельхозом РФ осуществлять независимую экспертизу в агростраховании, определять методики и подходы к оценке ущерба.

При осуществлении сельхозстрахования будут применяться 2 основных типа экспертизы: предстраховая экспертиза и экспертиза состояния посевов в период вегетации и последующая экспертиза, связанная с оценкой страховых случаев с разделением причин снижения урожая на технологические (ответственность страхователя) и агроклиматические (ответственность страховщика).

Было предложено ввести рассрочку платежа. Но, к сожалению, в последнее время правительство выдвинуло ряд нереализуемых предложений, вроде страхования пассажиров от невылета, в то время как принятие нужных законодательных инициатив, в том числе и по агрострахованию, пробуксовывает.

И если в секторе страхования растениеводства с господдержкой еще можно дать примерную оценку рынка в 2009 году, то по другим участкам, в частности, по животноводству, которое еще более зависимо от текущей конъюнктуры, этого сделать практически невозможно. Более того, само по себе животноводство подвержено еще большему числу специфических рисков. Например: некоторое время назад наши хозяйства начали активно завозить из-за рубежа иностранные породы высокопродуктивного молочного крупного рогатого скота. Неизвестная порода - это вообще всегда дополнительный риск. Здесь же получилось, что как только этот скот начали выращивать в России, начался массовый падеж. И наши эксперты, оценив ситуацию, порекомендовали не принимать на страхование такой скот. Среди специалистов (животноводов) существует мнение, что в странах происхождения, животные, все строение организма которых нацелено на максимальное производство молока, привыкли к определенным видам кормов. Попадая в наши условия, на другие корма, свою молочную ориентированность они, тем не менее, сохраняют. И для того чтобы только дать молоко, организм животного сам себя съедает. Так что все завозные породы и все новые виды производственных объектов требуют очень осторожного отношения страховщиков. И по мере того, как страховщики знакомятся с действием разных рисков, возрастает их осторожность в принятии новых объектов на страхование, рост рынка уже не сможет быть таким активным.

В заключении необходимо сказать, что будущее, безусловно, за классическим страхованием, проводимым членами НСА, которое в долгосрочной перспективе будет только развиваться. Но прежде, на рынке агрострахования, надо навести порядок. Как только завершится создание единого порядка работы по страхованию и перестрахованию в рамках НСА, как только начнется нормальное взаимодействие между страховыми компаниями и они престанут тратить силы на противодействие друг другу – вот тогда начнется полноценное развитие российского агрострахования.

Список использованной литературы

    ФЗ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»;

    ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    ФЗ от 29.12.2006 № 264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

    Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»;

5. Страховое дело. Учебник под редакцией профессора Рейтмана Л. И.- М.: 2006;

    Т.В. Семенова Сельскохозяйственное страхование на современном этапе//Финансы - №12, с.52,2007;

    А.М. Соколова, О.А. Шибалкин Перспективы страхования сельскохозяйственных культур в РФ//Страховое дело - №10,с. 38 – 47, 2007;

    Р.Е.Мадаева Теоретические аспекты сельскохозяйственного страхования//Страховое дело - №7,с.40 – 41,2007;

    В.А. Дядьков Экономическая модель применения взаимного страхования в сельскохозяйственной отрасли России//Страховое дело - №7, с.40 – 44,2007.

Государственный аграрный университет, студентка специальности «Финансы и кредит», экономический факультет *****@***ru

В данной статье мы рассмотрели состояние агрострахования, недостатки и проблемы, связанные с регулирование агрострахования, сроками и видами оплат, выявили необходимость поддержки крестьян в виде государственной помощи, законодательной поддержки, регулирование выплат. Мы выявили, необходимость развития страхования в сельском хозяйстве .

Перед сельхозтоваропроизводителями всегда стоит проблема финансовой защиты своих имущественных интересов ввиду высокой зависимости аграрной отрасли экономики от стихийных сил природы, когда в стране более 90 процентов земель сельхозназначения относится к зонам рискованного земледелия, полагаться на капризы природы неразумно.

Одним из эффективных инструментов управления рисками в сельском хозяйстве выступает страхование, позволяющее обеспечить стабильные условия производственной деятельности хозяйствующих субъектов на селе вне зависимости от природных аномалий. Эффективность такой защиты в рыночных условиях хозяйствования зависит от уровня, развития экономической системы в целом и системы аграрного страхования, в частности.

При этом данная отрасль имеет массу проблем в России, в числе которых – низкая платёжеспособность агросектора, отсутствие закона «О сельскохозяйственном страховании» и активно начавшийся в ущерб рынку лоббизм крупных страховых компаний.

На сегодняшний день страхование – необходимый признак цивилизованной, современной и эффективной системы хозяйствования.

Сущность страхования, в том числе и в хозяйстве, заключается в аккумуляции части средств организаций и использовании их на возмещение потерь от неблагоприятных погодных условий и иных рисков. При страховании урожая сельскохозяйственных культур за счет страховых выплат возмещаются в неблагоприятные годы затраты по выращиванию сельскохозяйственных культур, обеспечивается возврат кредитов банков, таким образом, приобретается устойчивость всего цикла сельскохозяйственного производства.

Сегодняшний незначительный уровень развития сельскохозяйственного страхования не позволяет назвать его системным институтом АПК. Одна из главных причин – неподъемные затраты крестьян на страхование даже с учетом господдержки. Эта система, к сожалению, на практике доказала свою неэффективность. Если в развитых странах страхованием охвачено до 80% посевных площадей, то в России в 2009 г., по разным оценкам – всего 25%.

Несовершенная нормативно-правовая база, отсутствие специализированного закона о сельскохозяйственном страховании, высокая стоимость страхования, условия оплаты, сложность получения субсидии и несвоевременность ее выплаты, распространение «схемного» страхования, недобросовестная конкуренция страховщиков дискредитировали институт страхования в глазах сельхозтоваропроизводителей. Еще один большой недостаток – с господдержкой можно застраховать только урожай сельхозкультур, многолетних насаждений и их посадок. На животноводство и рыбоводство эта программа не распространяется. Доля добровольного сельхозстрахования ничтожно мала. Государство должно быть в первую очередь заинтересовано в развитии сельхозстрахования, так как отсутствие действенной системы страхования сельхозрисков не способствует обеспечению продовольственной безопасности страны.

В целях повышения эффективности использования механизмов обеспечения продовольственной безопасности России считаем необходимым организовать четкую координацию усилий законодательной и исполнительной власти, Агропромышленного союза России, региональных органов управления АПК с банковскими, кредитными, страховыми, торговыми и другими заинтересованными структурами и организациями. Сложившаяся ситуация в области сельскохозяйственного страхования, безусловно, требует комплексного решения.

Другим важнейшим направлением совершенствования страхования является создание такой страховой услуги, которая бы больше отвечала потребностям малых предприятий, крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, в настоящее время ими страхование фактически не используется.

Большую проблему для сельхозпроизводителя представляют сроки платежа, который нужно внести до окончания посевных работ. Можно воспользоваться разрешенной отсрочкой платежа: 50% страховой премии сельхозпроизводитель оплачивает сразу при заключении договора страхования , вторые 50% он обязан оплатить до окончания сева, но это не смягчает ситуацию.

Страховые компании понимают всю сложность ситуации и, стремясь привлечь клиентов, пытаются помочь клиенту в поиске средств. До недавнего времени это был вариант целевого банковского кредита , а страховая компания оказывала консультационные услуги и подыскивала более благоприятный вариант займа. В настоящее время страховые компании внедряют практику «одного окна», когда страховая компания выдает кредит на страхование и сама же этот риск страхует. Этот способ применяется за рубежом и облегчает мелким и средним производителям как процедуру получения кредита, так и страхования. На начальном этапе страховые компании России при таком варианте обслуживания оказывают брокерские услуги бесплатно.

Совершенствование агрострахования должно привести к росту числа страхователей, а число страховщиков сократится. Это сокращение произойдет в результате нескольких процессов:

Зачистка "схемных" компаний, осуществляемая регулятором рынка;

Добровольное прекращение деятельности из-за невысокой эффективности операций по какому-либо виду страхования;

Финансовая несостоятельность из-за превышения допустимого уровня страховых выплат и высоких расходов на ведение дела;

Отзыв лицензий у страховщиков из-за недостаточной капитализации.

Сокращению числа страховщиков также может способствовать:

Переход ряда страховщиков, особенно региональных дочерних компаний, на положение филиалов компаний федерального уровня;

Присоединение мелких участников рынка к более крупным.

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, ибо страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. Несчастье одного страхователя является социально значимым для всего народного хозяйства. Страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные связи в хозяйственных правоотношениях воспроизводства. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности заинтересованы каждый из страхователей и государство.

Из вышесказанного хотелось бы отметить необходимость страхования, как экономическую, социальную и психологическую поддержку населения. Но, как мы знаем, страхование сельского хозяйства в России не применяется в полной мере. И это, по нашему мнению, одна из важнейших причин; мы обвиняем страховые компании в «плохих», неэффективных условиях предоставления страхования, но мы не задумываемся, что если бы было больше страхователей, то страховом рынке образовались бы надёжные, конкурентные страховые компании, которые из-за конкуренции и предоставляли бы лучшие условия и «боролись бы» за каждого страхователя. Лето 2010 г. показало, что возможны разные природные катаклизмы, надеемся, что производители сельскохозяйственной продукции поймут эффективность агрострахования и будут страховать урожай или страховые риски. Но, конечно же, им необходима и государственная поддержка и помощь.

Список литературы

1. О методике субсидирования ущерба при страховании в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №8.

2. Никитин А. Конвергенция программ сельскохозяйственного страхования.// Агрострахование и кредитование. 2008. №4.

3. Потенциал рынка агрострахования.// Агрострахование и кредитование. 2008. №4.

4. Терешенко Д. Совершенствование системы страхования в сельском хозяйстве.// АПК: экономика, управление. 2006. №5.

5. Перспективы развития рынка агрострахования. http://www. *****/img/konferenc/62.doc

Modern state of agrostrakhovaniya: problems and ways of development

SALIMGAREEVA OF ALBINA ALIKOVNA

Student of Bashkir State Agrarian University

Annotation: In this article we considered the state of agrostrakhovaniya, failings and problems, related to adjusting of agrostrakhovaniya, by terms and types of payments, exposed the necessity of support of peasants, as a state help, legislative support, adjusting of payments. We exposed, necessity of development of insurance for agriculture.

на статью

«Современное состояние агрострахования: проблемы и пути развития»

В данной статье затронута достаточно актуальная тема финансовой сферы. Автор исследования достаточно широко раскрыла заявленную тему, показала умение конструктивно мыслить и логически излагать материал. Работа носит законченный характер.

Результаты исследования говорят о том, что провела исследование на достаточно высоком уровне, и данная статья заслуживает публикации.

С уважением,

заведующий кафедрой финансов и кредита

ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ

Ильвир Ильдусович Фазрахманов

С учетом сложившейся ситуации в мире и началом введения санкций, возрастает роль «отечественного производителя», агропромышленного комплекса в целом и небольших фермерских хозяйств в частности, в вопросе продовольственной безопасности нашей страны.

Однако, в России сельское хозяйство зачастую ведется в неблагоприятных природно-климатических условиях: более половины земель под пашню находится в холодных районах. Огромные территории располагаются в так называемой зоне рискованного земледелия.

Хватает проблем и у животноводческих хозяйств. Взять к примеру риски возникновения и распространения разного рода эпидемий. Свиная чума, коровье бешенство и птичий грипп, широкого освещаемые СМИ, вот далеко не полный перечень серьезных заболеваний, которым подвержены сельскохозяйственные животные.

Аграрный и животноводческий сектора, как никакие другие, нуждаются в защите — страховании.

История страхования

Основными производителями сельскохозяйственной продукции долгое время были колхозы и совхозы .
После распада Союза в условиях рынка они, не рассчитанные на конкуренцию, не выжили.

Им на смену пришли совершенно иные –крестьянские хозяйства, производящие, перерабатывающие, перевозящие, хранящие и реализующие различную сельскохозяйственную продукцию, или фермерские .

Фермерское хозяйство сопряжено с огромным количеством факторов риска. Но главным, а порой решающим является природный . От него зависит итог многонедельных трудов сельхозпроизводителей.

Человек воздействует на природу, испытывая также на себе ее влияние. Недостаточные знания ее закономерностей могут сыграть с аграрием плохую шутку. Природа выходит из-под контроля, внося катастрофические коррективы в результаты труда. Агропроизводители ежегодно несут огромные убытки от стихии . Засухи случаются чуть ли не ежегодно.

Страхованием сельского хозяйства на Руси занимались еще в эпоху Ярослава Мудрого. Большое распространение оно получило в связи с отменой крепостничества и развитием земского и взаимного крестьянского страхования. Объектом подобных действий являлись сельские общины.

Широко распространено было страхование пожитков от пожара, полей от града, животных от падежа, виноградников от филлоксеры.

Сегодня существует несколько моделей страхования:

  • долевое (50-процентное) участие государства в страховых премиях через специальных правительственных агентов и создание государственного страхового резерва. В прошлом году страховые премии по таким договорам составили почти четырнадцать миллионов рублей;
  • объединения страховщиков;
  • сельскохозяйственные страховые кооперативы.

Виды страхования фермерского хозяйства

Основные из них охватывают такие объекты как:


Некоторые страховые компании предлагают программы комплексного страхования фермерских хозяйств:

  • страхование домов;
  • страхование сельхозживотных;
  • лошадей;
  • от града и огня;
  • мультирисковое страхование урожая либо озимых;
  • страхование посевов на базе индекса урожайности, устанавливающегося в процентах от средней за 15 лет урожайности в данном районе;
  • страхование на период полного аграрного цикла: покрытие (не франшиза!) рассчитывается по таблице полей индивидуально;
  • страхование многолетних плодово-ягодных культур;
  • страхование сельскохозяйственной техники.

При заключении договоров сельхозстрахования необходимо детально изучить их условия.

Особое внимание следует обратить на то:

  • что нужно предоставить при наступлении страхового случая;
  • как будет рассчитываться размер возмещения;
  • какова стоимость страхования (низкая стоимость зачастую связана с неполным покрытием рисков, с высокой франшизой);
  • каков порядок выплаты возмещения.

Для выплаты возмещения застрахованный должен выполнить ряд требований, предусмотренных соответствующими договорами:

  • своевременно сообщать о факте страхового случая;
  • предоставлять статистическую документацию, подтверждающую недобор продукции;
  • в срок уведомлять страховые организации о проведении контрольных проверок, обследований застрахованных объектов;
  • предоставлять справку из Росгидрометцентра о наступлении опасного стихийного явления в период производства застрахованной продукции.

В настоящее время страхование при своей безусловной необходимости еще не получило должного распространения. Лишь около пятнадцати процентов сельхозпроизводителей страхуют свои риски в растениеводстве.

Проблемы сельхозстрахования и методы их решения

Слабость системы сельхоз страхования – в следующем:

Для широкого распространения агрострахования и снижения этим рисков в ведении хозяйства аграриями необходимо развитие разных конкурирующих его форм.

Хорошее решение данной проблемы – сельскохозяйственные страховые кооперативы (ССК). В этих структурах формируется резервный (гарантийный) фонд , помогающий обеспечить платежеспособность кооперативов.

При крупном ущербе и недостаточности таких фондов государство пополняет их через бюджетные субсидии или же выделение льготных кредитов .

Действенный рычаг увеличения плавучести таких организаций – инвестиционная деятельность , доходы от которой направляются на снижение страховых тарифов или же полное освобождение отдельных хозяйств от очередных взносов.

Такие ССК существуют уже в Самарской и Астраханской областях, а также в Якутии. Они объединяют еще немного фермерских хозяйств и лишь нарабатывают опыт в данной сфере. Однако за ними будущее.

Успешность производства в фермерских хозяйствах зависит в немалой степени от сюрпризов природы. Снизить их риски помогает страхование построек, урожая, техники, скота, инвентаря и пр.

При значительном ущербе большую помощь оказывают госпрограммы поддержки фермеров .

Сельскохозяйственные страховые кооперативы (ССК) также являются действенной формой некоммерческого страхования и средством для увеличения доступности такой защиты.

Виды страхования фермерства постоянно увеличиваются и совершенствуются.

Видеосюжет о государственной поддержке страхования в сфере сельского хозяйства

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell