Конспект занятия "безударная гласная". Тема: Ударение

Тема: «Безударная гласная»

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

1. Коррекционные:

Развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
- развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
- обогащение словаря,
- развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

2. Обучающие:

Формирование умения подбирать проверочные слова,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
- предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

3. Воспитательные:

Развитие познавательной активности детей.

Оборудование:

компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

Ход занятия:

1. Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

Круговые движения ладонями,
- поперечные движения всеми пальчиками,
- круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
- передача шарика пальчиками,
- вращение шариков в одной руке.

3. Я сегодня по электронной почте получила письмо, отгадайте от кого.

Чуб торчит, сам коротышка,
Про него есть чудо-книжка.
Он озорной, в широкой шляпе,
Живёт в Цветочном городке.
А ты попробуй, угадай-ка,
Как все его зовут?

(Незнайка)

4. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

Вот какой рассказ получился у Незнайки.

К…тёнок.

У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
Давайте произнесём это слово.
Какой звук слышится в корне слова?
-Звук «а».
Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
- Однокоренные.
Почему же в них чётко слышен звук «о»?
- Потому, что он стоит под ударением.
Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
- Потому, что она не под ударением.
Эта гласная называется «безударная».
Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
- Безударную гласную.
Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
- Она слышится нечётко, непонятно.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
- Надо подобрать проверочное слово.

Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова и научим этому Незнайку.

5. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

1. Поставить ударение.
2. Найти безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово.

6. Какое же слово будет проверочным?

Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень,
поставить ударение.

Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
объяснить, что это

а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)
Логопед вывешивает слова на доску, копим словарик. Прочитать эти слова.
Получилось ли правильно выбрать проверочное слово? Отметить сложность
выполнения в оценочных карточках.

7. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
подобрать проверочное слово.

Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
Чистая в…да (воды, водит) Вода
Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
Высокая г…ра (горка, горе) Гора

Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Отметить в оценочных карточках, получилось ли у вас правильно выполнить это
задание.

8. А сейчас давайте поиграем в игру «один - много».



Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети - в тетрадях.
Например: лиса - лисы.
А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
В оценочных карточках отметить справились с заданием или нет.

Они все с орфограммой на безударную гласную, они все существительные.
Все слова закрыть. Вспомните слова из нашего словарика.
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная.
Д/и «Безударное лото»
Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках).
Затем сравнить с написанием слов на доске.
Отметить сложность задания в оценочных карточках.

10. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
- Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Давайте посмотрим, научился ли Незнайка подбирать слова с безударными гласными.
Прочитать рассказ, объясняя написанные Незнайкой слова.
В оценочных карточках отметить получилось ли правильно подобрать проверочные слова.



Ребята, мы сегодня работали с именами существительными, но ведь и в других частях речи может встречаться орфограмма: безударная гласная, посмотрите на наш рассказ. На следующем занятии мы будем продолжать находить безударную гласную в корне слова в разных частях речи.

11. Подводим итог.

Чему мы учились?
Какие слова будут проверочными?
Что понравилось?
Кому было трудно?


Приложение 1.


Ранняя ос…нь (осина, осенний)
Чистая в…да (воды, водит)
Лесная тр…па (тропочка, трап)
Высокая г…ра (горка, горе)


Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка)

Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница)

Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек)

Гн…здо (гнёздышко, гнездование, гнездятся, гнёзда)


Приложение 2.

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса

Тема: Безударные гласные

    логопедическая: выделение гласных звуков из слов;

    лексическая: цветы;

    грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Цели:

    образовательные:

    • упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

    коррекционные:

    • совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;

      уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;

      развивать функции словоизменения;

    воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков).

2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике

Р, А, В, И, К;
О, З, Х, Ш, У;
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;

Логопед:

Какие гласные буквы вы еще знаете?
– Назовите все 10 гласных букв.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?

Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением.

Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова.

(Дети записывают тему занятия в тетрадях)

II. Основная часть

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.

(На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)

2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.

Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.

Однокоренные слова

Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».

(Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)

В помощь логопед задает вопросы:

а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.

Логопед:

Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?

(Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).

Слова, обозначающие признаки предмета

Логопед: Ребята, а какие бывают цветы?

(На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?)

Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.

(Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие).

Логопед:

Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.

(Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

Логопед: А какого цвета бывают цветы?

(Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

Физкультминутка

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.

(Дети выполняют соответствующие движения под счёт).

Слова, обозначающие действия предметов

Логопед: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может совершать цветок?

расцветает
зацветает
увядает
отцветает

распускается
радует
звенит
растет

Логопед: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.

(Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).

Развитие функции словоизменения

Дидактическая игра «Доскажи словечко». Измените слово «цветок» по смыслу.

В цветнике расцвел … (цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой …(цветок).
Мы любуемся …(цветком).
И поем мы о …(цветке).

Развитие валентностей слова «цветной»

Логопед: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки.

(Картинки: шары, телевизор, капуста, карандаши, платок, фонарики)

В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?

Развитие связной речи

Работа с деформированным предложением и текстом.

(Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они, любуются, их, красотой).

Логопед:

А какие цветы вы знаете?
– Составьте предложения, пользуясь опорными словами.
– Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
– Какими родственными словами мы проверим сомнительные гласные?

(Дети выполняют задание в тетрадях)

Словесно-логические задачи

Логопед: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.

    В саду расцвели белые розы.

    На стене висит цветной ковер.

    Лицо цветовода цветет от радости.

III. Итог занятия

Логопед:

О чем мы сегодня говорили?
– Послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

О чем это стихотворение? Как нужно относиться к природе?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся.

Урок письма и развития речи во 2 классе

Учитель Погорельчук Наталья Леонидовна

Конспект по теме:

«Гласные ударные и безударные»

Тема: Гласные ударные и безударные.

Цель: Формирование умения определять место ударения в словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать умения находить в словах ударный и безударный гласный.Закреплять умения делить слова на слоги,правильно оформлять предложения на письме.

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение распознавать ударный и безударный слоги в слове.

Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление, как анализ синтез, обобщение, классификация. Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.

Тип урока: Закрепление материала.

Место урока в структуре по теме: данная тема изучается в разделе «Звуки и буквы»

Основные понятия: слог, ударение, предложение.

Ход урока

I . Орг. момент

У: -Что такое?

Что случилось?

Почему звенит звонок?

Д: -Мы готовы, стол в порядке

Начинается урок.

Какой у нас урок? (Письмо и развитие речи)

Для того чтобы писать красиво подготовим наши руки и пальчики

II . Физ. Минутка для мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка

Это пальчик я, Вместе дружная семья!

Запись числа и классной работы.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III . Мин. чистописания.

На доске написаны буквы:

Внимательно посмотрите на доску.

Скажите, что записано на доске? (Буквы)

Прочтите их.

Скажите, какую букву вы будете писать сегодня на минутке чистописания? В этом ряду она «лишняя». («Ш»)

Объясните, почему она лишняя? (Обозначает согласный звук)

Сегодня вы будете писать букву «Ш»

На что похожа эта буква?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул-

И буква Ш!

Е.Тарлапан

Из каких элементов состоит строчная буква «ш»? Сколько их?

Давайте пропишем букву в воздухе под счет.

Запишите строчку буквы «ш».

IV. Закрепление знаний о слоге.

Из чего состоят слова?

Как узнать, сколько в слове слогов?

Сколько слогов бывает в слове?

1.Упражнение в классификации слов.

Коллективная работа.

На доске три схемы слов.

Обратите внимание на доску.

Что обозначает каждая схема слова? (В слове один слог, два слога, три слога).

На доске картинки домашних животных.

К каждой схеме подобрать названия домашних животных и записать. (Работа в тетрадях).

Например: кот, конь, баран,

кролик, собака, корова

Учащиеся доказывают, почему картинку отнесли к той или иной схеме.

Как определить количество слогов в слове?

Сейчас поиграем в игру «Молчанка»

2. Игра «Молчанка»

Задание .

Вам надо определить количество слогов в словах и показать соответствующую цифру.

У каждого ученика карточка с цифрами 1, 2, 3. Учитель читает слово, ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

утка енот

дятел носорог

аист индюк

V . Постановка темы урока.

3.Составление из букв слова.

Слова взяты из игры «Молчанка».

Из первых букв каждого слова собрать новое слово.

Какое слово получилось?

Как вы думаете, что на уроке будем закреплять?

VI . Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим учиться находить ударный слог и выделять безударные гласные.

VII . Закрепление знаний об ударных и безударных гласных .

Как называется гласная, на которую падает ударение?

Как произносится ударный слог?

Слог произносится и слышится чётко, громко, протяжно, с большей силой голоса.

Как называется слог, на который не падает ударение?

VIII . Физ. минутка.

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Продолжение работы по теме.

Игра «Кто быстрее?» Работа в парах.

На парте у вас конверт с картинками. Сейчас поиграем в игру «Кто быстрее».

Мальчики выбирают картинки с ударением на первый слог, девочки – на второй слог.

Картинки: заяц, лиса, белка, медведь

В названиях, каких животных ударение падает на первый слог? Записать.

В названиях, каких животных ударение падает на второй слог? Записать.

В следующем задании вам необходимо определить верно или неверно поставлено ударение. Игра так и называется

Игра «Верно – неверно».

Ход игры. Учитель показывает напечатанное слово с правильной или неправильной постановкой ударения, учащиеся произносят это слово, выделяя голосом указанный ударный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если ударение поставлено неправильно, слово произносится ещё раз с нужным ударением и исправляется ошибка.

скворцы, сова, ласточка, грачи, дятел

Записать слова, в которых допущены ошибки в постановке ударения.

В написанных словах поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XI . Работа с предложения.

Работа с текстом.

На доске текст.

В лесу осень. Птицы ищут корм. Звери спрятались от холода. Берегите лес!

Я читаю текст, а вы определите количество предложений.

Сколько предложений в тексте?

Как пишется начало предложения?

Какой знак необходимо поставить в конце предложения?

Задание.

Мальчики списывают предложение о птицах, девочки о зверях.

В первых словах предложения поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XII . Итог урока.

На какой звук падает ударение?

Как называется слог, на который падает ударение?

Как называется слог, на который не падает ударение?

Сколько в слоге гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдём,

Громче всех произнесём.

Д/З 97 стр. 48.

Выставление оценок.

Встали мы у парт все ровно,

Всё отлично? Все здоровы? (ответы детей).

Тихо сели, спинки прямо.

Глазки смотрят на меня.

Мы начнём урок, друзья!

Ребята, а какой у нас сейчас урок? (ответы детей).

Правильно урок письма и развития речи, а так как на этом уроке нужно много писать, для начала мы с вами разомнём наши пальчики.

  1. РАЗМИНКА ПЕРЕД ПИСЬМОМ

Прежде чем начать писать выполним разминку.

  • Завели мотор машины (вращение кулаков).
  • Покажем как работает наше сердце

(сжимание кулака).

  • 1,2,3,4,5 (сжимание пальцев).
  • Пальчики ушли спать (наклоны кулачков).
  • Пальчики проснулись (выброс пальчиков

Из кулаков).

Разминку провели. Теперь наши пальчики будут замечательными нам помощниками.

III. Минутка чистописания.

Коррекционное упражнение «Исключение лишнего».

Прочитайте буквы.

Какая из них «лишняя»?

А, у, о, к, и, е

(«лишняя» буква к , так как она согласная, остальные – гласные).

Давайте напишем букву к. Внимание на доску. Сначала проследим за правильным написанием буквы К заглавной,

затем к строчной.

IV. Введение в тему.

Ребята, попробуйте сами определить тему урока. Для этого назовите предметы, изображенные на картинках.

Как назвать одним словом. Кто это?

(Животные).

Учитель переворачивает картинки. На обратной стороне картинок записана тема:

Как называются гласные, на которые падает ударение? (Ударные гласные).

Как называются остальные гласные?

(Безударные).

V. Словарная работа.

Чтобы нам отправиться в путешествие необходимо пройти по тропинке словарных слов и ответить на вопросы. Внимание на доску. Сейчас будут появляться рисунки, а вы запишите их название в тетрадь. Записать слова через запятую.

Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

Какие слова написали с большой буквы?

Почему?

Вы любите путешествовать, ребята?

Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с ударными и безударными гласными. Подарите друг другу

добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Что за сказка ждёт нас в гости? Угадайте!

VI. Физминутка.

Для глаз – презентация

VII. Закрепление знаний

1. Отгадывание загадок. Запись отгадок.

Посреди густого леса

Нет ни дома, ни навеса,

А в берлоге тесно ведь,

Вот и спит зимой … (Медведь)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка)

Поставьте в словах знак ударения, подчеркните безударные гласные.

2. Запись под диктовку.

На костре варится уха. У зайца два длинных уха.

Найдите слова, которые различаются ударением. Назовите в них безударные гласные.

3. Упражнение 12 стр. 80.

Списать слова, поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные.

I уровень II уровень

3 строчки 2 строчки

4. Игра «Вставь пропущенную букву».

Презентация

(На экране слово с пропущенной буквой)

Вставь пропущенную букву. Определи ударная или безударная?

V. Домашнее задание.

Повторить правило стр. 80,

Упр. 16 стр. 81.

I уровень II уровень 5 предложений 3 предложения

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell