Краткое сообщение о зиккурате этеменанки. Зиккураты

Первый зиккурат на месте Э-теменанки был возведен еще во вре­мена царя Хаммурапи (ХVII век до н. э.). Его сырцовая кладка неод­нократно реставрировалась. В 689 г. до н. э. Вавилон был захвачен воинами ассирийского царя Синахериба, который «стены уничтожил городские и его дома, храмы и богов, храмовую башню из песка и гли­ны... разрушил и сбросил в канал Арахту...». Святилище Эсагила и зиккурат были восстановлены через пятнадцать лет ассирийским зодчим Арадаххешу, а при Навуходоносоре II грандиозное строительство пришло к концу. Как свидетельствуют клинописные таблички, царь сам участвовал в строительстве Башни, поднимая наверх корзины с кирпичами (рис. 8.13).

Рис. 8.13. Руины города и Вавилонской Башни

Зиккурат имел семь ярусов. Согласно Р. Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров, седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом.

Геро­дот считал, что размеры его основания были 185×85 метров. Страбон, заставший зиккурат уже разрушенным, был уверен, что его высота в 90 сажен «превзошла даже египетские пирамиды». Вну­треннее ядро Э-теменанки состояло из сырцового кирпича, облицовка – из обожженных кирпичей (32×32 см), уло­женных на битуме (рис. 8.14). Башня стояла на равнине Сахн («Сковорода» ) на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Древней Греции:

«В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой – святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи – должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе...» [Геродот, I , 181] .

«Здесь находится также гробница Бела, теперь разрушенная; как говорят, ее срыл Ксеркс. Это была четытехугольная пирамида, сооруженная из обожженнрго кир­пича, высотой_в_стадию, так же как и каждая_сторона ее была длиной в стадию…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа.

Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской Башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-теменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними как завороженный:

«Александр хотел восстановить эту пирамиду; однако для этого требовалось много труда и продолжительное время (только одна расчистка мусора заняла бы 10000 человек в течение двух месяцев), поэтому царь не успел окончить предприятие, так как вскоре его постигли недуг и кончина. Никто из его преемников не заботился об этом…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

Рис. 8.14. Реконструкция Вавилонской Башни – картина П. Брейгеля Старшего (1563 г.)

Расчлененные с каждой стороны 12 широкими лопатками, стены были, в отличие от более ранних зиккуратов, строго верти­кальны. Два нижних яруса, расчле­ненных лопатками, были намного выше ос­тальных. К южной стене примыкали три лест­ницы, ведущие на первую террасу (как и в Уре). На вторую террасу поднимались по лестни­цам, примыкавшим к восточной и западной стенам. Дальше движение должно было идти по спирали, однако не по пандусу, как в Дур-Шаррукине, а по лестницам.

Вершина зиккурата – храм – был облицован голубыми плитками и увенчан громадными золотыми рогами, посвященными богу Мардуку и его супруге – богине утренней зари Царпаниту (Иштар). Подъем на ярусы был сде­лан снаружи. Он шел по спира­ли вокруг всех башен. Входить в жилище бога могли только жрецы. Внутри храма стояло громадное золотое ложе для бо­га и стол для возложения поже­ртвований. К потолку святили­ща был подвешен огромный све­тильник в виде солнечного диска (рис. 8.17).

Рис. 8.15. Варианты реконструкции Вавилонской башни по Л. Вулли и Г. Мартини (1923 г.)

Рис. 8.16. Варианты реконструкции Вавилонской Башни. Вверху – современная версия (Германия),

внизу – по Т. Домбарту (1930 г.)

Рис. 8.17. Изображение бога Шамаша. Рельеф (по Шипье и Перро)

По поводу количества и цветового решения ярусов в этом зиккурате существуют самые различные версии. Однако большинство исследователей сходится на том, что число ярусов было равно 7: по числу известных в те времена планет и небесных светил; по числу дней в неделе (лунный календарь); в соответствии с вавилонским вариантом «модели Вселенной».

В любом случае семиярусный зиккурат символизировал политический и религиозный союз семи главных городов Вавилонской федерации (Борсиппы, Вавилона, Киша, Куты, Сиппара, Ура и Урука). Два варианта интерпретации цветовой символики Вавилонской башни приведены на таблицах 1-2.

Таблица 1

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Меркурий

Борсиппа

Понедельник

Таблица 2

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Понедельник

Меркурий

Борсиппа

Наблюдения за звездами велись с площадки перед храмом – «Горной Выси». Здесь находились астрономические приборы и инструменты – визир, солнечный и водяной хронометры и т.п. Вполне возможно, что громадные рога на крыше храма выполняли функцию визиров, с помощью которых определяли положение небесных тел в различное время суток.

Судьба некоторых древних легенд довольно причудлива: они сначала безоговорочно принимаются на веру, затем точно так же безоговорочно отрицаются и называются небылицами, а затем снова получают то или иное подтверждение. Ещё не так уж давно Вавилонская башня из знаменитого библейского сказания считалась абсолютно выдуманной и никогда не существовавшей. Но чем больше современные учёные узнают о возвышавшемся в древности над Вавилоном зиккурате, тем больше они склоняются к мнению, что у него и у библейской Вавилонской башни немало общего…

До неба не достали, но голову пришлось поднимать

Великий зиккурат в Вавилоне не сохранился до наших дней ни в каком виде, точно также как и не сохранилось сведений и о том, когда же точно было начато строительство этого сооружения. Известно лишь, что в XVIII веке до нашей эры, при великом вавилонском царе Хаммурапи, этот зиккурат уже существовал. Впрочем, как и большинство древних монументальных сооружений Междуречья, Зиккурат Этеменанки (существует два основных варианта перевода этого названия – «дом основания неба и земли» и «дом, где небеса сходятся с землёй») находился в постоянном процессе перестройки, достраивания, реконструкции и тому подобного.

Больше всего сведений о вавилонском зиккурате имеется из эпохи Нововавилонского царства, VII-VI веков до нашей эры. Именно тогда, при царях Набопаласаре и Навуходоносоре II, Этеменанки не только был восстановлен после периода запустения, но и достиг своего наивысшего великолепия. Именно от того зиккурата остались наиболее подробные описания и очертания фундамента, сохранившиеся до сих пор и помогающие судить о размерах Этеменанки. Зиккурат был составной частью священного храмового города Эсагила, расположенного внутри Вавилона. Эсагил переводится как «Дом поднятия головы» и, чтобы взглянуть на зиккурат, современникам действительно приходилось поднимать головы. Длина каждой из сторон квадратного основания Этеменанки была 91 метр, зиккурат состоял из семи террас, первая из которых была самой высокой – 33 метра. Общая высота сооружения составляла около 90 метров, а венчал его храм, посвящённый верховному богу вавилонского пантеона Мардуку. Каждая терраса Этеменанки имела собственное предназначение, а его стены. В отличие от большинства зиккуратов стены Этеменанки, на строительство которого было расходовано примерно 85 миллионов кирпичей, практически не имели угла наклона или это угол был весьма незначительным.

Легенды на пустом месте не рождаются

Как только была подтверждена реальность существования в Вавилоне монументального сооружения, напоминавшего по форме башню и имевшего солидную высоту, исследователи незамедлительно вспомнили о библейской Вавилонской башне. Аналогии между двумя этими объектами стали ещё более очевидными и обоснованными, как только стало ясно, что наиболее великолепный вид зиккурат Этеменанки обрёл при царе Навуходоносоре II. Ведь именно этот царь завоевал Израиль, захватил Иерусалим, разрушил в 586 году Храм Соломона и положил начало более чем полувековому Вавилонскому пленению еврейского народа. Огромное число евреев были переселены в Вавилон, где они и могли видеть Этеменанки. Вполне логично предположить, что их поразило это монументальное сооружение, которое и нашло отражение в библейских сказаниях, приобретя в них особый смысл.

Кстати, во многом символический характер зиккурата Этеменанки, или Вавилонской башни, как греховной попытки язычников достичь неба и сравняться с богами, подтверждается не так давно обнаруженными артефактами. Недавно в одной из частных коллекций бала обнаружена древневавилонская стела, которая оказалась стелой царя Навуходоносора II, на которой был изображён сам царь, схематическое, но при этом достаточно чёткое и подробное изображение зиккурата Этеменанки, а также торжественная надпись по этому поводу от имени царя. В этой надписи как раз и содержится горделивое утверждение Навуходоносора II, что он воздвиг башню-зиккурат почти до неба, сделал её сияющей подобно солнцу и предоставляющей возможность общаться с верховным богом Мардуком почти на равных. Здесь же была обнаружена и возможная зацепка относительно библейской легенды о том, что со строительства Вавилонской башни началось разделение народов по разным языкам: царь отмечает то, что для завершения обустройства Этеменанки он собрал представителей многих подвластных ему народов, которых заставил трудиться вместе.


ЛЕГЕНДАРНАЯ БАШНЯ. ЗИККУРАТЫ ДВУРЕЧЬЯ

Древние греки и римляне сошлись на том, что чудес света – семь. Семь самых знаменитых сооружений человеческих рук.

Начиная со знаменитого географа Геродота эти чудеса перечислялись в разных трудах древних знатоков.

Чаще всего в их число входили египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Дианы (или Артемиды) Эфесской, статуя Зевса в Олимпии и висячие сады Семирамиды.

Однако историки и путешественники, которые писали о чудесах света, жили в разное время и в разных городах. Поэтому их мнения не всегда и не во всем совпадали. Например, римский поэт Марциал признавал седьмым чудом света Колизей в Риме – колоссальную арену для боев гладиаторов. Были сторонники Александрийской библиотеки, кто-то включал в семерку Пергамский алтарь или храм Парфенон в Афинах.

Прошли столетия, выражение «семь чудес света» осталось во всех языках, эти семь чудес существовали и существуют как нечто цельное. Хотя, как я уже сказал, совсем необязательно включать в них одни и те же памятники.

С тех пор люди построили немало дворцов, храмов и монументов, которые, несомненно, заслуживают того, чтобы считаться чудом света. Но никто не покушается на древности. Поэтому и появилось выражение «восьмое чудо света». Оно означает, что речь идет о чем-то прекрасном и величественном. Восьмым чудом света называли Пальмиру, Венецию и даже Эйфелеву башню. Но девятого чуда нет и быть не может. К семи чудесам можно прибавить только одно.

Попросите вашего друга назвать семь чудес света. Послушайте, что он скажет.

Наверняка он первым делом назовет египетские пирамиды. Потом подумает немного и добавит: «Вавилонская башня!»

Про Александрийский маяк или колосс Родосский он вряд ли вспомнит. Их в школе не проходили. Поэтому дальше он станет фантазировать и называть разные «восьмые» чудеса. Может, скажет про Кремль или Эйфелеву башню в Париже. Может, вспомнит Великую Китайскую стену... Но всех семи чудес не вспомнить никому.

И знаете, что самое удивительное? Оказывается, что знаменитейшее после египетских пирамид чудо света – Вавилонскую башню греки никогда не включали в число семи чудес.

Но почему?

Может быть, потому, что уже во времена древних греков она разрушалась и показалась греческим путешественникам совсем некрасивой и недостойной звания чуда света.

В Библии, Книге книг, чье название произошло от финикийского города Библа, с которым связывают возникновение буквенной письменности, о Вавилонской башне говорится вот что.

В древности гордые люди под водительством одного из сыновей Ноя по имени Хам решили построить башню до неба. И этим бросить вызов самому богу.

бог на этих людей и Хама рассердился. Видно, потому, что небо в те годы еще было твердым и бог опасался, что башня его продырявит или хотя бы поцарапает.

Тогда бог придумал, как прекратить строительство без лишних жертв. Он заставил представителей разных народов, что трудились на стройке, заговорить только на своих языках. Строительство затормозилось, потому что теперь слова финикийского прораба были непонятны египетскому штукатуру. Начались недоразумения, кинулись искать переводчиков, но не нашли и разошлись восвояси.

Значит ли это, что Вавилонская башня так и не была достроена?

Давайте попытаемся разобраться.

Сначала посмотрим, сохранились ли где-нибудь изображения Вавилонской башни?

Самое раннее из них находится в Салернском соборе на юге Италии. Оно относится к XI веку, то есть ему уже почти тысяча лет. На фреске в соборе нарисовано небольшое двухэтажное здание, похожее на крепостную башню. Два человека снизу подают плошку с раствором, а третий наверху протянул руки, чтобы эту плошку принять. Видно, автор фрески рассчитывал на зрителей с хорошо развитым воображением. Они должны были поверить в то, что весь сыр-бор разгорелся из-за такого скромного строения.

Художники Средневековья любили изображать историю с Вавилонской башней, и чем дальше, тем сильнее разыгрывалась их фантазия.

На миниатюре в чешской Велиславской Библии, переписанной в XIV веке, башня подросла, над ней нарисовано облако, из него торчит рука бога, который пытается эту башню расшатать. А из других облаков высовываются ангелы, которые сбрасывают вниз каменщиков.

Прошло еще сто лет. В Европе началось Возрождение. Художники догадались, как надо рисовать и писать картины. Вспомнили о перспективе, отыскали немало греческих и римских статуй и мозаик, и на рисунках и фресках того времени Вавилонская башня превратилась в величественное сооружение.

Самое интересное изображение башни принадлежит фламандскому художнику Питеру Брейгелю Старшему. В 1563 году он написал Вавилонскую башню такой громадной, что сразу стало ясно, почему бог был так обеспокоен.

Брейгель взял за образец римский Колизей и увеличил его в несколько раз. Морские суда казались игрушечными рядом с таким колоссом.

После Брейгеля еще многие сотни художников изображали Вавилонскую башню, но ни один из них не показал ее такой, какой она была на самом деле.

Эту башню видел великий путешественник Геродот. Он даже описал, как она выглядела две с половиной тысячи лет назад.

Оказывается, Вавилонская башня была восьмиэтажной, и каждый этаж был меньше предыдущего. Получалась ступенчатая пирамида, как в Египте, только куда больше. На вершине ее стоял храм вавилонского бога Мардука.

Но башня не произвела на Геродота никакого впечатления. По крайней мере, ему и в голову не пришло включить ее в число чудес света.

Прошло чуть более ста лет, и в Вавилон пришел победитель персов Александр Македонский. Он слышал о башне и хотел ее увидеть.

Александру башню показали, но зрелище это было неприглядным. Башня напоминала гору необожженного кирпича с прослойками битума и сушеного камыша. Геродот был своего рода эстетом, он относил к чудесам света лишь красивые здания, но Александр оценил размеры Вавилонской башни и понял, почему слава о ней распространилась так широко. Теперь-то мы знаем, что ее построил (вернее, достроил) великий вавилонский царь Навуходоносор и довел ее высоту до трехсот пятидесяти локтей, то есть более ста метров.

К достижениям этого царя относятся и висячие сады Вавилона (или сады Семирамиды), и ворота Иштар – гигантское сооружение, облицованное обожженными плитками, на голубом фоне которых изображены позолоченные фигуры зверей. Вавилон при Навуходоносоре фактически стал центром мира, самым большим и роскошным среди городов.

Александр Македонский, увидевший не сам Вавилон, а лишь жалкие остатки грандиозной столицы, вознамерился восстановить его и сделать столицей своей империи. Он полагал, что этот город лежит как раз в центре мира. Александр, кстати, приказал снести холм – остатки Вавилонской башни – и велел на его месте построить новую башню, лучше прежней.

Снести-то башню снесли, а новой уже никто не построил.

Сам Александр Македонский умер в Вавилоне в 323 году до нашей эры именно в висячих садах Семирамиды, от которых еще что-то оставалось. Кочевники-семиты, овцеводы и бедные крестьяне завидовали жителям города и были уверены в том, что бог когда-нибудь накажет их за богатство, спесь и умение воздвигать слишком высокие башни. Они видели, как центр Вавилона, стометровый монумент религии вавилонян, рассыпается и превращается в груду земли, и твердили – вот оно, наказание Неба!

Кочевники молчали о том, что таких башен на Ближнем Востоке было несколько и Вавилонская – лишь самая знаменитая, но никак не самая древняя. Но скорее всего, для них само имя Вавилон было отвратительным. В Библии мы находим немало выпадов против вавилонских царей, а выражения «вавилонская блудница» и «вавилонское столпотворение» понятны во многих странах. А ведь если задуматься, то в выражении «вавилонское столпотворение» нет и намека на то, что башня разрушилась. Столпотворение – значит строительство столпа. А столп – это что-то высокое. Помните у Пушкина?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Александрийский столп – колонна в честь победы над Наполеоном – стоит на площади перед Зимним дворцом в Петербурге.

Но постепенно выражение «строительство высокого столпа в Вавилоне» стали понимать как страшный беспорядок!

Я побывал в Вавилоне много лет назад. Тогда еще туристы туда не ездили (впрочем, как я понимаю, и сегодня там туристов немного).

Дорога бежала по плоской сухой степи, по обочине брели верблюды, и пыль от редких машин погружала их в серые облака. Наверное, когда-то именно здесь, в этой степи, люди решили, что Земля плоская.

За городом Хилла дорога ожила. Встречалось все больше машин, и к крыше каждой второй был привязан скромный гроб. Машины тянулись к священному для мусульман городу Кербеле. Многие правоверные полагают зачесть быть похороненными неподалеку от мечети того города.

Возле дороги я увидел обыкновенный дорожный знак – латинскими буквами и арабской вязью было написано: «Вавилон».

И не было ничего, кроме холмов, – ни Вавилонской башни, ни садов Семирамиды.

Дорога уперлась в площадку возле скучного двухэтажного здания, над дверью которого висела небольшая вывеска – «Музей». Откуда- то появился старый араб, он открыл дверь, и я оказался в длинном полутемном зале, где были собраны обломки статуй, каменные плиты и множество других, покрытых пылью предметов. Сторож, подрабатывавший экскурсоводом, заученно бормотал о царе Хаммурапи, великом Навуходоносоре и самой Вавилонской башне, которая «не сохранилась ввиду неблагоприятных исторических и природных условий».

Музею в Вавилоне не повезло. Раскопки здесь велись большей частью европейскими экспедициями, и правдами или неправдами, но все находки вывозились из страны. Впрочем, до недавнего времени и страны такой – Ирак – не существовало. По арабским протекторатам носились разведчики разных стран, а в Лондоне и Берлине кроили наследство ослабевшей Турции.

Когда же Ирак взял охрану города и раскопки в свои руки, то эти руки не доходили до настоящих работ, да и специалистов не было. Двуречью в наши дни не повезло, потому что эта самая богатая древними городами и крепостями страна оказалась под властью государства, которое грозит войной соседям и предпочитает покупать танки, а не раскапывать древности...

Мы взобрались на холм, что поднимался за музеем.

С его вершины были видны следы работы многих поколений археологов. Холмы там пробиты глубокими траншеями и ямами, и от этого кажется, что у ног расстилается город, перевернутый вниз головой и застроенный перевернутыми, сотканными из воздуха домами и крепостными стенами разной высоты.

Из стен траншей торчали обломки зданий, арки исчезнувших дворцов. Черными провалами зияли пещеры подвалов.

Музейный дедушка показал темной жилистой рукой на холм, не отличающийся от прочих, и сказал:

– Вы видите перед собой сады Семирамиды. А теперь мы совершим прогулку по улице процессий.

Он сделал несколько шагов и поманил меня подойти поближе.

Я отпрянул от неожиданности, потому что у моих ног разверзлась пропасть.

Ну и зрелище, я вам скажу!

Когда-то улица шла между двух высоких, наверное в семиэтажный дом, стен. Эти массивные стены были облицованы голубой глазурью, и в них, как и в ворота Иштар, были вмурованы керамические плиты, изображающие сказочных зверей. Они сопровождали людей, которые направлялись к храму. То есть к той самой Вавилонской башне.

Затем за долгие века улицу засыпало песком и мусором разрушающегося города, и этот мусор сохранил стены.

Археологи сто лет назад раскопали улицу до самого дна, и сегодня можно снова пройти по ней... Только нет храма в конце пути.

Даже холма нет. Потому что Александр Македонский приказал убрать развалины башни, чтобы построить новую.

Я глядел на ровную, замусоренную площадку между холмов. Неужели никто никогда больше не увидит несбывшегося чуда света?

Настоящую Вавилонскую башню – вернее, то, что от нее осталось – фундамент, – открыл немецкий археолог Колдевей, когда в 1899 году начал раскопки в Вавилоне, тогда еще совершенно неизвестном в Европе городе. Сто лет назад.

Ему, можно сказать, повезло, потому что в первую же неделю раскопок, вгрызаясь в спекшуюся гору кирпича, он отыскал городскую стену. Геродот, один из самых достоверных свидетелей прошлого, писал, что на ней могут разъехаться две колесницы, запряженные четверками коней. Никто ему не верил – что за поэтическое преувеличение!

Колдевей нашел стену, на которой могли разъехаться колесницы!

Но затем последовали годы и годы раскопок – ведь Вавилон погребен под слоем кирпичей и глины толщиной в двадцать метров. А стена, участки которой отыскал Колдевей, имела 360 башен. Для того чтобы исследовать центр города и найти фундамент Вавилонской башни, Колдевею понадобилась первая неделя, а затем еще одиннадцать лет труда.

За те годы ученые поняли, что Вавилон – лишь один из центров Двуречья, где воздвигали подобнее башни. Они назывались зиккуратами и служили ступенями к храму бога. И когда Колдевей на основе своих исследований сделал реконструкцию Вавилонской башни, какой она была построена (и никакие боги не разрушали ее за гордыню строителей!) и просуществовала несколько столетий, то со своей реконструкцией выступил и английский археолог Вулли, который раскопал город Ур, столицу одного из государств-предшественников Вавилона. В нем также отыскались развалины зиккурата – Вавилонской башни.

Стоило сравнить две реконструкции, как оказалось, что зиккураты, разделенные столетиями и сотнями километров, почти одинаковы.

Теперь мы знаем, какой была Вавилонская башня, самый большой зиккурат Двуречья.

Нижняя терраса башни представляла собой квадрат со стороной в девяносто метров. И возвышалась она на тридцать три метра. Второй этаж (терраса) лишь немного уступал первому по площади, зато был вдвое ниже – всего восемнадцать метров. Следующие шесть этажей были еще меньше – по шесть метров высотой. На верхней площадке возвышался храм верховного бога вавилонян (и близких им народов) Мардука. Крыша его была вызолочена, а стены покрыты голубой глазурью. Общая высота башни была равна стороне основания – девяносто метров.

Пожалуй, когда зиккурат – то есть, в общем, подставка под храм – был цел, он производил на кочевников куда большее впечатление, чем египетские пирамиды. Пирамиды скрадывают свою величину – глазу не на чем задержаться, он стремится вверх по граням, сходящимся в одной точке.

А когда люди смотрели на Вавилонскую башню, то глаз поднимался по ступеням, а затем упирался в сверкающий храм Мардука, который был виден из пустыни за многие десятки километров, символизируя богатство и мощь города.

И можно предположить, что кочевники столько лет мечтали о том, чтобы башня рухнула, что, когда ее повредил персидский царь Кир, а потом и вовсе снес Александр Македонский, им казалось, что их желание исполнилось – спесь наказана!

Геродот рассказывает, что церемония начиналась внизу у подножия башни в другом храме Мардука, где стояла его статуя весом (в нашей системе мер) двадцать четыре тонны, затем поднималась по каменной лестнице, которая вела к широкому балкону перед третьей террасой. Оттуда пилигримы могли взобраться на самый верх ко второму храму Мардука. В этом храме в небольшом помещении стояли ложе, на котором мог возлежать бог, и позолоченный стол.

И оттуда на много дней пути вокруг была видна страна, плоская, но в те годы плодородная.

Я, к сожалению, недостаточно знаком с археологией и даже географией Двуречья и потому, пока не попал в Ирак, и представления не имел о том, что при желании можно увидеть сохранившуюся Вавилонскую башню, куда более древнюю, чем та, которой нет.

Мой приятель Аднан не только рассказал мне о ней, но и вызвался свозить меня в выходной день из Багдада на своем невероятно длинном американском «кадиллаке», недостатком которого был возраст и оттого ненадежность. «Кадиллак» умудрялся замолкать и замирать в самых неудобных для того местах, особенно в центре какой-нибудь пустыни. А так как Аднан отлично умел водить этого монстра, но совершенно не представлял, как он устроен внутри, то поиски и ожидания механика отнимали у нас чуть ли не годы.

До Агар-Гуфа, местечка в тридцати километрах от Багдада, мы добрались без приключений, и я смог насладиться невероятным зрелищем. Сначала над плоской степью появилось облачко дыма. Оно росло, клубилось, напоминая замерший взрыв. И чем ближе мы подъезжали, тем более этот фантом наполнялся материей и превращался в нечто совершенно невообразимое.

Посреди гладкой степи возвышался пологий холм, сложенный из обломков сырцового кирпича. На нем лежал неровный глиняный шар высотой в двадцатиэтажный дом.

Ветры и дожди, хоть и редкие в этих местах, размыли и развеяли основание зиккурата.

Мы с Аднаном поднялись по склону холма, изрезанному траншеями и ямами – здесь когда-то работали археологи. Если добраться до глиняного шара, то увидишь, как из нависшего над тобой тела башни торчат пальмовые листья и полосы черного битума – для крепости строители прокладывали битумом и листьями слои плоского кирпича.

Теперь известно, что этот зиккурат, подобный вавилонскому, но несколько уступавший ему размерами, был построен за полторы тысячи лет до нашей эры в городе Дур-Каригалзу, столице государства касситов.

Аднан пошел вниз к машине, археологические скитания по жаре ему надоели, а я решил обойти зиккурат. И не зря. Я отыскал основание и несколько ступеней каменной лестницы, которая когда-то вела на вершину зиккурата.

Когда я вернулся к машине, Аднан был сердит. На меня, хотя машина не заводилась по каким-то своим резонам. И пока он боролся с зажиганием (к счастью, на этот раз машина нас пожалела), я размышлял о сходстве путей, по которым идет развитие идей зодчих во всем мире. Ведь зиккурат – это та же пирамида Джосера в Египте, изобретенная, по преданию, Имхотепом. Она старше любого из зиккуратов, и не исключено, что жители Месопотамии оценили египетскую идею и воплотили ее у себя. А вот народы Латинской Америки, которые строили свои ступенчатые храмы, в Египте побывать не смогли. Но их храмы буквально слепки с зиккуратов. Впрочем, что мы знаем о путешествиях две тысячи лет назад? А если и в самом деле, как полагают некоторые ученые, финикийские корабли из Карфагена или Библа могли попасть в Америку? Ничего в этом сказочного нет.

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Легендарная Петра В сорока километрах на северо-запад от города Маана, где пересекаются дороги из Медины и Акабы, лежит Вади-Муса – долина Моисея. Именно здесь, на караванном пути, проходил путь евреев, которых Моисей выводил из Египта. Здесь, среди каменистых скал,

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Древнейшее население Двуречья Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали осёдлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Литература и культура Двуречья Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.11.2. Печная башня - Арсенальная башня Кремля Далее, Библия называет ОДНУ башню - ПЕЧНУЮ - между СТАРЫМИ ВОРОТАМИ и СЛЕДУЮЩЕЙ ПАРОЙ ВОРОТ, описанных в одном стихе (Неемия 3:11). Упомянутая пара - ворота Долины и Навозные ворота (Неемия 3:13). В Кремле это - Боровицкие и

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Общая картина Рима в XIII века. - Римские башни и замки аристократов. - Башня графов и башня милиций. - Замок Капо ди Бове на виа Аппиа. - Городской дворец в Капитолии. - План города во времена Иннокентия iii Эпоха партийной борьбы, изгнания пап и граждан и разорения города

автора Бадак Александр Николаевич

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо

Из книги Израиль. История Моссада и спецназа автора Капитонов Константин Алексеевич

ЛЕГЕНДАРНАЯ 13-Я ФЛОТИЛИЯ Июльской ночью 1985 года израильский ракетный катер доставил к североафриканскому побережью группу боевых пловцов. Шестерка аквалангистов погрузилась на мини- субмарину, которая взяла курс на порт Триполи. Целью бойцов были корабли палестинских

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

У колыбели культуры Двуречья Кутии, «драконы гор», персы, амореи, касситы, мидяне, ассирийцы, эламиты, хурриты, луллубеи и множество других «диких» кочевых и полукочевых племен, так же как и народов, имевших свою собственную, уже сложившуюся культуру, вторгались в земли

Из книги Древний Восток автора

Зодчество и скульптура Двуречья Искусство Месопотамии запоминается прежде всего скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых «шеду», рельефы), фресками из Мари и ассирийских столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Пантеон богов Двуречья Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Русь книжная автора Глухов Алексей Гаврилович

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Русь легендарная Традиционно – к чему имеются все основания – считается, что общим предком украинского, русского и белорусского народов являются восточные славяне, создавшими первое государство, которое условно принято называть Древнерусским (Киевской или Древней

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе , типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Зиккурат ,

храм Кукулькан,


  • зиккураты в представлениях древних шумеров, ассирийцев и вавилонян должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал представления человека о бесконечности и многогранности Вселенной

Зиккурат


  • Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме. Чередование подчеркивалось раскраской: - Нижняя терраса была окрашена черным битумом, - вторая – облицована обожженным красным кирпичом, - третья была побелена.

зиккурат Ур-Намму Провинция Ди-Кар, Ирак.


В каждом центре города шумеров, т.е. жителей Двуречья или Месопотамии, находился главный храм – зиккурат. Он выглядел в форме ступенчатой пирамиды

Зиккурат бога Луны в Междуречье



Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) - наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья . Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур- Намму и Шульги , как и святилище Экишнугаль , в честь лунного божества Нанна . Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом








  • Уру́к (шумер. 𒌷𒀔 Унуг, библейск. Эрех , греч. Орхоя, соврем. Варка) - в 3-м тысячелетии до н. э. древний город-государство шумеров в Южном Двуречье (Южный Ирак )

Раскопки Урука в современном Ираке. На переднем плане - руины Каменного здания







Зиккурат в Уруке


  • Святилище бога Мардука (Эсагила)

Мардук и его дракон с Вавилонской цилиндрической печати


Культовый центр Вавилона. На переднем плане – храм Мардука (Эсагила),

на заднем – Вавилонская Башня (Э-теменанки)


Модель расположения Этеменанки (слева) и Эсагилы (справа) в Вавилоне


  • Комплекс Эсагилы, строительство которого было окончательно

завершено при Навуходоносоре II (604-562годы до н. э.)

  • располагался в центре Вавилона
  • Комплекс включал в себя большой двор площадью около 40× 70 метров, включавший в себя малый двор (площадью около 25 × 40 метров), и

храм, состоявший из передней части и святая святых, где стояли статуи

Мардука и его супруги Царпанит .




У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия.

Макет башни


Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров

  • На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей

Основание Этеменанки и его изображение на табличке





Месопотамские зиккураты и египетские пирамиды. Слева направо: зиккурат Ану в Эриду, зиккурат Инанны в Уруке, зиккурат Этеменанки в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня), пирамиды Джосера и Хуфу

Культовые сооружения Древнего мира и Древнего Египта.

Вопросы:

1. Мегалитические культовые сооружения: дольмены, менгиры, кромлехи.

2. Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение.

3. Древняя культовая архитектура на американском континенте (сакральная архитектура индейцев Месамерики).

Мегалитические культовые сооружения: дольмены, менгиры, кромлехи.

Мегалиты – (греч. «большой» и «камень») – сооружения из огромных каменных глыб, плит; характерные в основном для финального неолита и энеолита (4-3 тыс. до н.э. в Европе, позже – на других континентах – в Азии и Африке). Сооружения преимущественно культового назначения.

Менгир

Менгир (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный, переводится как «высокий камень») - простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Иногда в качестве материала использовались эрратические валуны, перенесенные в Европу в ледниковый период.

Менгиры устанавливались одиночно и группами - овальными и прямоугольными «оградами» (кромлехи), полуовалами, линиями, аллеями.

Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн).

Форма, как правило, неровная, часто сужающаяся к верху, иногда близкая к прямоугольной.

Менгиры - фактически первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить их возраст: в основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков .

Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего неизвестно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы.

Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров ), межевые. Зачастую последующие народы повторно использовали менгиры в своих культовых и иных целях, производя дорисовки, правки, нанося свои надписи и даже меняя общую форму, преобразуя в идолы.

Радстонский монолит , самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн.

Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.

Менгиры широко распространены в различных частях Европы, Африки и Азии, однако чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии и французской провинции Бретань (в северо-западной Франции найдено 1200 менгиров, относящихся к различным периодам древней истории). На территории России менгиры (относящиеся к разным древним культурам) есть на юге, в частности на Кавказе, в Южном Зауралье, на Алтае, в Хакасии, в Саянах и Прибайкалье.

Армения Зорац-Карер
Англия Биркригг | Блухендж | Боскеднан | Стрелы дьявола | Китс-Коути | Каслриг | en:Doll Tor | en:Drizzlecombe | en:Grey Wethers | Hurlers | Длинная Мег | en:Nine Ladies | Раунд-Лоуф | en:Rollright Stones | Радстонский монолит | Северн-Котсуолдские гробницы | Стентон-Дрю | Стоуни-Литлтон | Стоунхендж | Суинсайд | Эйвбери
Джерси Джерсийские дольмены | Ла-Хуг-Би
Северная Ирландия Оглиш | Каменный круг Баллино | Бихмор | Корик | Драмскинни | Легананни
Уэльс Барклодиад-и-Гаурес | Брин-Келли-Ди | en:Carreg Coetan Arthur | Парк-Кум | en:Pentre Ifan | en:St Lythans | Тинкинсвуд
Шотландия Анстен | Барпа-Лангас | Дворфи-Стейн | Carlin stone | Пиктские камни | Калланиш | en:Clach a" Charridh | Clach an Truiseil | Драйбридж | en:Dupplin Cross | en:Easter Aquhorthies | Квонтернесс | Круг Бродгара | Мегалиты Стеннеса | Мидхау | Нэп-оф-Хауар | Скара-Брэй | en:Sheldon Stone Circle | en:Steinacleit | en:Strichen Stone Circle
Балканские страны Кокино
Германия Альтендорф | Голленштайн | Донзен-Зиддернхаузен | Кальден | Лора | Нидертифенбах | Ольдендорф | Цюшен | Шпелленштайн
Греция Гробница Атрея
Ирландия Ардгрум | дольмен Браунсхилл | Бру-на-Бойн | камень Каслстрендж | Глантан-Ист | Дромбег | Каменное кольцо Ураг | Камень Туруа | Нокнакилла | Карроукил | Карроумор | Лох-Крю | Михамби | Пулнаброн | Риск
Испания Вьера | Куэва-де-Менга | Навета | Талайот | Таула | Эль-Ромераль
Италия Гробница гигантов | Домус-де-Джанас | Нураги | Сардинский зиккурат | Спеккья
Мальта Мегалитические храмы Мальты | Джгантия | Хаджар-Ким | Мнайдра | Та" Хаджрат | Скорба | Таршиен | Хал-Сафлиени
Португалия Алкалар | Алмендриш | Анта-де-Пендилье | Анта-Гранде-ду-Замбужейру | Коменда-да-Игрежа | Павия | Сан-Бриссуш
Россия Волконский дольмен | Дольмены Западного Кавказа | Каменный ящик | Кудепстинский культовый камень | Лабиринты севера | Мегалиты острова Веры | Мостищенский лабиринт | Сейды
Абхазия Дольмены Западного Кавказа
Скандинавия Stone circles | Каменная ладья | Клеккенде-Хёй | en:Picture Stone | Рёсе
Украина Каменная могила, Мергелева гряда
Франция Барненес | Бугон | Гаврини | Гальярде | Диссиньяк | Кав-о-Фе | Карнакские камни | Керзерхо | Кукурудзу | Ла-Рош-о-Фе | Палагью | Табль-де-Маршан | Филитоса | Шан-Долан | Курган Эр-Грах | Менгир Эр-Грах
Относящиеся к теме: Вишапы | Дольмены | Каирны | Каменный ящик | Коридорные гробницы | Кромлехи | Мегалиты | Менгиры | Нураги | Ортостаты | Рёсе | Сеси | Торре | Хенджи
См. также: Список мегалитических памятников Европы | Портал:Доисторическая Европа

Трилит

Трилит - (от греч. τρεϊς - три и λίθος - камень) – доисторическое культовое сооружение, состоящее из монолитов - двух вертикально поставленных камней и третьего, положенного сверху в качестве перемычки; в совокупности образуется подобие ворот. В других вариантах все три камня стоят параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, например, над доисторическими гробницами в Пруссии, по берегу Одера. Трилиты, как и мегалиты вообще, служили видом надгробных памятников в неолитический период или маркерами сакральных мест. Они также могут входить в культовый комплекс, например, трилиты входят в число элементов Стонхенджа (кромлех, Англия).

Трилит. Южная Корея (?).

Дольмен

Дольме́ны (от брет. taol maen - каменный стол) - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций - приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.

В самой архитектурно завершенной форме (что присуще дольменам Северного Кавказа) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик : на четырех плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем.

В передней поперечной плите, как правило, имеется отверсти е - круглой (чаще всего), овальной, арочной, подтреугольной или квадратной формы, которое закрывается каменной пробкой, - однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или сбоку.

Плиты часто соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют.

Боковые стены и крыша могут выступать вперед портала или фасада, образуя портальную нишу , которая
перекрывалась общей крышей или имела перекрытие из отдельной плиты.

Терминология. Термин вначале использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В России дольменами традиционно называют западнокавказские (теперь уже и уральские) каменные плиточные, составные и монолитные гробницы. Это распространяется и на похожие сооружения в других регионах мира .

Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т ), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

Встречаются дольмены не из плит, а монолитные.

Лазаревский монолитный дольмен, Сочи

Распространение. Дольмены расположены большей частью в Северной Африке, Западной, Северной и Южной Европе. Наибольшее количество дольменов обнаружено в Корее (около 30000).

В России, на Западном Кавказе имеется большое количество дольменов.

Назначение

Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями. Однако эта точка зрения оспаривается.

Ориентировка дольменов (вектор, направленный от задней стены к фасадной плите) на местности различна, но, как правило, она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток-юг-северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север… наблюдения на отдельных памятниках показали, что они отмечают точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий.

Подобные наблюдения могут являться косвенным подтверждением предположения, что строителям дольменов был не чужд солярный культ.

Кро́млех

Кро́млех – (от кельтского, Уэльс: crom (изгиб, изогнутый) и llech (каменная плита, каменная вымостка) – древнее сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, дольмен, или даже целый мегалитический комплекс.

Назначение: Назначение кромлехов не всегда до конца ясно. Среди известных применений - ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом », календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и, возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени.

Кромлех. Свинсайд, Англия.

Распространение. Кромлехи встречаются практически везде. На территории современной России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде – от Карелии до Кавказа.

· Подкурганный дольмен с кромлехом, Кавказ

· Мегалитический комплекс с кромлехами Эвербери, Англия

· Гёбекли-Тепе: кромлех IX в. до н. э. (Турция)

· Гёбекли-Тепе

· Кромлех (Украина)

Самым известным кромлехом является Стоунхендж, расположенный неподалеку от города Солсбери в Великобритании.

Стоунхедж

Один из крупнейших мегалитов планеты находится в Англии, в 128 километрах от Лондона, посереди Солсберийского плоскогорья.

Стоунхендж представляет собой каменное кольцо из песчаника с водруженными сверху большими каменными плитами. Внутри кольца располагается еще одна постройка в форме подковы - глыбы большего размера сгруппированы попарно и перекрыты третьим камнем. Внутри большой подковы - маленькая, состоящая из голубых камней. Датируется постройка 4-2 тыс. до н.э. (за несколько столетий до падения Трои), само собой ни о каких технических помощниках речь идти не может. Каждая глыба, из которых состоит Стоунхендж, весит не менее 50 тонн, а ближайшая скала находится в 350 км от того места, на котором он стоит.

Очевидно также то, что место, на котором Стоунхендж стоит сейчас, выбрано абсолютно не случайно. Каждый мегалит находится прямо над подземным потоком воды, причем ровно в тех точках, где реки пересекаются друг с другом. Под самим Стоунхенджем обнаружено огромное количество подземных рек и ручьев. Мистики говорят, что вода помогает накоплению и сохранению энергии и информации.

Стоунхендж представляет собой каменное кольцо из песчаника с водруженными сверху большими каменными плитами. Внутри кольца располагается еще одна постройка в форме подковы - глыбы большего размера сгруппированы попарно и перекрыты третьим камнем. Внутри большой подковы - маленькая, состоящая из голубых камней.

Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение.

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н. э. на территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (Двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства.

Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названиям городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии 4-2 тыс. до н. э. именуется шумеро-аккдкской. По Вавилону на юге (1894–7З2 гг. до н. э.) и Ассирии на севере (1380–625 гг. до н. э.) – ассиро-вавинлонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской, культуры (626–538 гг. до н. э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.

Итак,Шуме́р - первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV-III тысячелетиях до н. э.

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели cвoeгo владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов.

Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Eгo размеры определял масштаб окружающего мира: гopы, долины, реки.

Частые, а временами кaтaстрофические подъемы соленых гpyнтoвыx вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом .

Главным богом у шумеров считался Энлиль , «владыка-ветер», бог воздуха, царь богов и людей. Он отделил небо от земли, сотворил деревья и злаки, изобрел для возделывания земли и строительных работ мoтыгy, установил изобилие и процветание.

Энлиль , общешумерский бог.

Не менее значимые функции выполнял Энки , владыка воды и мудрости, судья богов и людей. В образе ярого быка он соединился с рекой Тигр, представленной в образе дикой коровы, и наполнил ее свежей, сверкающей, животворящей водой. Он «назвал по имени… (т.е. дал жизнь) животворящий дождь, заставив eгo падать на землю, болота и тростниковые заросли, наделив их рыбой».

Энки (Эа), шумерский Бог-создатель реки Тигр, бог вод (воды), упоминается в Ветхом Завете. Река Тигр, по мифологии, течет из Эдема, рая.

Третьим главным богом был бог неба Ану .

На этих землях не было достаточно дерева и камня, поэтому храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять мecта и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма , состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в шумеро-аккадском эпосе о Гильгамеше повелели выстроить перед Всемирным потопом.

Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством . Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Культовая ярусная башня, зиккурат, имела 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы . Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода.

Возможно, так выглядел зиккурат в древности.

Шумеры строили зиккураты трехступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона - бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану .

Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Зиккурат в Уре:

Ур - расположен в устье Евфрата.

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) - наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведен в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль , в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царем Набонидом.

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.

Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами.

Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.

Три подъема наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище - храм бога луны Наннара . Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение - верхний объем, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Надстройка не сохранилась. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы все сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм , который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю.

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни.

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Современное состояние:

В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован.

На рубеже XXI века памятник подвергся новым испытаниям. Саддам Хуссейн распорядился воссоздать фасады здания и монументальную лестницу, чем исказил его облик. В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город - Насирия.

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все - 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).

· Вавилонская башня

· Зиккурат в Уре


Похожая информация.


auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell