Искушал иисуса в пустыне. Искушения иисуса христа

Библейское утверждение «Все согрешили и лишены славы Божьей» давно стало аксиомой: согрешали невежды, согрешали cамые великие святые. Праведный Ной ненароком напился вина и сделался объектом насмешек Хама; отец веры Авраам поддался уговорам Сарры и заимел ребенка от служанки; добрый Иосиф спорил с патриархом Иаковом о правильности благословения сына; праведный Иов роптал на Божий промысел, допустивший несправедливые страдания; пророк Давид нарушил супружескую верность и спровоцировал смерть мужа Вирсавии; мудрый Соломон впадал в идолопоклонство; евангелист Ветхого Завета Исайя каялся в нечистоте уст; первый среди равных апостол Петр отрекался от Христа и лицемерил перед людьми; апостол Павел, просветитель язычников, усмирял и порабощал свое греховное тело.

Все эти люди были незаурядными в познании Бога и Его воли. Они умели ревностно молиться и плодотворно наставлять других, однако нередко терпели поражение в духовных битвах. И причина поражений скрывалась не столько в бунтарском характере их греховной природы, сколько в происках сатаны. Если бы не он, активность плоти была бы значительно слабее!

Дьявол – непревзойденный мастер по организации искушений. Он умеет возбуждать в человеке сильные желания, которым трудно противиться. «Каин был от лукавого и убил брата своего» (1Иоан.3:12) «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар.21:1). Диавол может досаждать святым так, что свет им становится не мил. «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И услышали трое друзей Иова и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов.2:7-13).

Когда я слышу, как некоторые проповедники лихо повелевают сатане убраться восвояси, как они смеются над ним, обзывая его тараканом, мне становится неимоверно горько. Сатана не обращает внимания на данные ему прозвища, лишь бы опутать грешника невежеством или гордостью. И тогда он смеется последним.

Да, с нами воюет мощный противник, и только во Христе он потерпел поражение. И чем ближе мы ко Христу, тем дальше от поражения. Христос был на нашем месте в битвах с сатаной и вышел из них победителем. Только в Нем наша защита!

« Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лук.4:1,2).

Сразу после крещения Дух повел Иисуса в пустыню, где Он подвергся трем видам знакомых нам искушений: самоугождению, властолюбию, фанатизму. Никто из людей не устоял в них. Христос был единственным исключением. Своей стойкостью Он не только показал святость своей природы, но и оставил нам пример для подражания.

Искушение самоугождением

«И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук.4:3,4).

Комментатор Библии Ульям Баркли сообщает о географических особенностях мест, где проходило искушение: «Между этим плоскогорьем и Мертвым морем простиралась мертвая, безнадежная пустыня длиной в 55 и шириной в 23 километра, называвшаяся Иешимон, то есть «Опустошение»: холмы будто состояли из пыли, известняк казался покрыт волдырями и осыпающийся; скалы — голы с неровными краями; земля гулко гудела под копытами лошадей, как будто под ней пустота. Пустыня эта пылала жаром, как раскаленная печь и обрывалась к Мертвому морю отвесной стеной высотой более 350 метров. И в этой страшной пустыне подвергался искушению Иисус».

Сорокадневное одиночество, голод, унылый пейзаж для общительного человека, каким был Иисус, уже представляли немалое испытание, а тут к нему прибавилось навязчивое, утонченное и соблазнительное искушение сатаны. Сатана пытался нащупать слабое место в характере Христа, чтобы ввергнуть Его в грех. Он умеет выбирать удобное время для нападок и маскировать их в привлекательный вид. Художники изображают искусителя в темном обличье, с небольшими рогами на голове. Я полагаю, они ошибались. Библия говорит: «сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). От Ангела света может ли быть что-то злое?

Притворившись Божьим посланником, «ангел света» участливо советовал: «Прошло сорок дней поста и молитв, настало время позаботиться о себе и утолить голод! Тело – храм Божий и его нужно поддержать: вели этим камням сделаться хлебом!». Сатана не предложил Христу краденный хлеб, чтобы Тот стал соучастником воровства. Он просто дал объективный совет, как честно и успешно решить продовольственную проблему.

У сатаны невероятная способность разжигать воображение человека. Вполне возможно, Иисус ощутил приятный запах свежеиспеченного хлеба, который манил Его скорее применить чудодейственную силу для утоления голода. Голод — ужасная штука! Переживший заключение на Магадане диакон нашей церкви Ю.В. Траутвайн рассказывал: «О чем бы заключенные не говорили, они обязательно сведут разговор к пище. А вот на воле мы ели…». Люди охотно предавались кулинарным воспоминаниям, чтобы хотя бы от них получить психологическое удовольствие.

Если каторжане не могли добыть себе хлеба, то Христос мог. Он мог повелеть: «Камень, сделайся хлебом!», и булыжник мгновенно превратился бы в хлеб. Однако Он не воспользовался чудотворной способностью Себя ради. Он решительно отвергал все, что происходило от сатаны, даже если оно казалось полезным и здравым, Он все делал ради славы Отца. Подумайте, какая великая сила духа была у Христа, чтобы ставить волю Бога выше Своих естественных потребностей! Он оказался сильным там, где мы неизменно проигрываем…

Наш век — век повального и неумеренного угождения себе. Воздержание считается вредным и мало кто откажется ради Бога от земных удовольствий. Сатана мастер спекулировать на естественных потребностях людей в пище, одежде, здоровье, половом удовлетворении, уважении, защищенности: «Ты же можешь себя удовлетворить, зачем ждать?». Диаволу удалось обольстить Еву желанием стать богиней, а Каина убить праведного Авеля. Он искушает невоздержанием, гневом, гордостью, печалью. Нет такой струны в нашей душе и теле, из которой он не попытался с успехом извлечь угодный ему звук. Одна одинокая сестра делилась, как врачи советовали ей завести мужчину. Одинокий брат получил совет от доктора завести женщину. Конечно, врачи желали добра своим пациентам, но за их мирским сочувствием скрывался сатана.

Кто из нас встретил людей, ни разу не отказавших себе в каких-либо поблажках? не потакавшим похотям? Угождение себе начинается с малого – с желудка, и завершается большим – подчинением всем прихотям. Талантливая Анна Ахматова оказалась жертвой самоугождения и все знают, как трагично завершилась ее жизнь! Вот, навязанное сатаной, ее ужасное решение:

Буду грешить — как грешу — как грешила: со страстью!

Господом данными мне чувствами — всеми пятью!

Только Иисус ни в малом, ни в великом не поступил вопреки воле Небесного Отца. В Гефсиманском борении Он с воплем и слезами отстаивал нерушимость Божьей воли, смиренно склоняя перед ней Свою: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук.22:42-44).

Искушение властью

«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лук.4:5-8)

Это искушение было не менее изощренным, чем предыдущее. Сатана знал о намерении Христа основать на земле Свое Царство и предложил Ему осуществить мечту менее затратным способом. Как заправский продавец, он во мгновение ока показывает товар лицом и назначает максимально низкую цену: «…если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Зачем отвержение, борьба, крест, когда можно так просто заполучить в свои руки весь мир?

У Христа было три пути к власти над миром. Первый — путь силы. Как всемогущий Бог Он мог бы осудить грешное человечество на вечную муку и сотворить Себе новых подданных. Ступить на этот путь Ему не позволяло человеколюбие. По неведомым нам мотивам Он возлюбил род человеческий, желая ему не гибели, а спасения. Второй путь был предложен сатаной: всего за один низкий поклон все царства мира перешли бы Христу. Пойти по этому пути не позволяла святость. Ему не нужны переданные сатаной с баланса на баланс властные полномочия, люди, сокровища. Он не желал иметь с врагом человеческих душ ничего общего. Он питал стойкое отвращение к власти, которую не дает Ему Отец: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Иоан.6:15). Третий путь к власти над миром – самопожертвование. Это был долгий и тяжелый путь, предназначенный Небесным Отцом, и его непоколебимо держался Христос.
Любой на месте Иисуса поддался бы завораживающему предложению получить власть над миром за быстрый земной поклон, ведь человеку присуще бороться за власть или влияние. Девиз «Пусть все будет по-моему!» неукоснительно передается от поколения к поколению. Ради достижения власти и связанных с ней богатств, люди идут на любые жертвы и любые преступления. Ария Мефистофеля в «Фауст» Гете наглядно живописует эту скорбную сторону жизни:

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир - телец златой!
В умилении сердечном
Прославляя истукан
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь изменяет
Он небес закон святой!
В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!
Сатана там правит бал!,
Там правит бал!

О если бы люди чаще задавали себе вопрос: дает ли мне Бог власть и влияние, или я сам порождаю их? А может быть, меня использует нечистая сила? Хорошо, когда наше влияние на людей является Божьим влиянием. Сколько благословений приносит оно с собой!

Искушение фанатизмом

И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лук.4:9-12)

Во время этого искушения, сатана цитирует Писание, чтобы Христос, положившись на вырванное из контекста Божье обещание об охране, прыгнул с крыши храма. «Ангел успеют подхватить Тебя и осторожно опустят на землю, тогда тысячи людей уверуют в своего Мессию».

По сути дела дьявол призывал Христа к религиозному фанатизму. Интересно, что слово фанатик происходит от латинского «fanum » — храм, и обозначал человека, одержимого идеей посвящения чему-то священному. Фанатизм непременно затмевает разум некой «святой» идеей, которую, во что бы то ни стало, следует осуществить или навязать всем всеми средствами.

Фанатизм зиждется на ложных откровениях, внушенными сатаной . Когда придворные пророки уверенно заверяли царя Ахава в победе в войне, человек Божий Михей вскрыл ужасную подоплеку их пророчеств: «вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?И сказал Михей: вот, ты увидишь [это] в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться» (3Цар.22:23-25). Никто из пророков не подозревал, что они возвещают от духа сатаны! Сколько таких «откровений» знает человеческая история!

В мае 1212 года пастушку Стефану во Франции «явился» Иисус и повелел возглавить новый крестовый поход для освобождения Иерусалима силой детской веры. Юный «пророк» своей страстной проповедью собрал более 30 000 подростков и в июле с пением псалмов и хоругвями они отправились в Марсель, чтобы отплыть на Святую землю. В Германии юноше Николаю так было откровение отправиться завоевывать святую землю. В поход отправилось 20 тысяч детей, уверенные, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. При переходе через Альпы немало детей погибло от болезней и несчастий. В Марселе в ответ на ежедневную молитву детей об иссушении моря два купца выделили семь кораблей. Некоторые корабли погибли в пути, а некоторые направились Алжир, где дети были проданы в рабы.

Фанатизм связан с ошибочным толкованием применением Писания .

Сатана дал свою интерпретацию Божьему обетованию 90 псалма: Бог сохранит тебя, что бы ты ни делал. Но в 90 псалме не говорится, что Бог будет участником сумасбродных решений. Библия призывает к мудрым, а не фанатическим поступкам, и в них Бог будет соучаствовать.

К сожалению, фанатизм пожинает свою горькую жатву на полях ошибочного толкования Писания. Один брат как-то сказал В.Е. Логвиненко, бывшему в середине 80-х годов Председателем ВСЕХБ:

Ты колбасу ешь?

Значит, не попадешь в Царство Божие! Мясо едят только хищники. А Божье слово говорит, что хищники царства Божьего не наследуют!

Человек не удосужился узнать, что слово, переведенное, как хищник, означало не животное, а грабителя. Мы призваны аккуратно обходится с Писанием и помнить, что множество богобоязненных комментаторов, знающих древние языки, исследовали Писание и во многом они были единодушны. И если ваша интерпретация резко отличается от общепринятой, то лучше поостеречься – не является ли толкование ошибочным?

Основатель Семейного радио (FR) в США Гарольд Кемпинг когда-то был неутомимым подвижником благовестия.Шейла Маршалл и Крис Де Мейер, независимые кинематографисты из Великобритании, сообщали о нем: «Он никогда не получал зарплату от Семейного радио. Он живет со своей женой более 60 лет в скромном доме в Аламеде. Он ездит на старом автомобиле и носит простые костюмы, давно вышедшие из моды. Наш первый визит в штаб-квартиру FR в Окленде оказался весьма неожиданным. Офис оказался старым зданием с интерьером, который, не менялся десятилетиями. Это было похоже на прогулку по истории радиовещания, так как они пользуются оборудованием, приобретенным еще в первые дни существования радио. Ведро в коридоре ловило воду из протекающей крыши. Сотрудники сообщили нам, что FR предпочитает направлять свои деньги в служение. Печать Библий для постсоветской России или строительство станции радиотрансляции в Северной Корее считается более важным, чем реконструкция офиса. Эта простота и обратила к FR много сторонников, разочаровались многомиллионными мега-церквями, служениями и коммерческим христианским радио и телевидением».

Начало конца Кемпинга, как Божьего человека, было положено его самомнением. Он стал проповедовать, что церкви отжили свое и не стоит тратить время на их посещение — достаточно слушать Семейное радио. Это уже отдавало фанатизмом. Затем пришли идеи вычисления конца света на 21 мая и 21 октября 2011 года…Гарольд и его единоверцы обманулись не только ложными вычислениями, но и открывшимися чудесными возможностями для пропаганды судного дня. Во многих странах мира (в том числе Ираке, Саудовской Аравии!) было разрешено поставить билборды, предупреждающие народ о скором пришествии Христа. Обильные пожертвования с лихвой покрыли все затраты. Как не увидеть в этом руку Бога? Кемпинг не прислушался к предостережениям известных служителей об опасности предсказаний конца света и поплатился за свое заблуждение не только позором, но и инсультом. Как не согласиться с Оскаром Уайльдом«Самое непростительное в фанатике — это его искренность»!

Фанатизм бывает связан с моральным или физическим насилием : «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня», — предупреждал Христос (Иоан.16:2,3) .

…10 ноября 1938 года в 392 годовщину рождения Мартина Лютера нацисты преподнесли ему подарок, организовав всегерманский погром и сожжение еврейских синагог. Гитлер использовал для этой акции советы великого реформатора, покрывшие позором его славу:

«Во-первых, поджечь их синагоги и школы, а что не сгорит, сровнять с землёй, чтобы ни камня, ни пепла не осталось. И это нужно делать во славу нашего Господа и христианства, если мы и впрямь христиане.

Во-вторых, нужно разорить и разрушить их дома, тогда им негде будет укрыться, они будут изгнаны, как изгнаны из школ. Пусть поживут на чердаке и в хлеву, как цыгане, тогда они узнают, что не хозяева на нашей земле, как они похваляются.

В-третьих, схватить всех их книжников и талмудистов, пусть в темницах себе лгут, проклинают и богохульствуют.

В-четвёртых, запретить их раввинам под страхом смерти учить народ.

В-пятых, полностью лишить евреев охраны и выделения им улиц.

В-шестых, запретить им ростовщичество и отнять наличность и ценности из серебра и золота, пусть это станет предупреждением.

В-седьмых, дать в руки каждому молодому, сильному еврею и еврейке цеп, топор, лопату, прялку, веретено и заставить их в поте лица добывать хлеб свой…»

О, как прискорбно сознавать, что столь великий человек, переживший яркое обращение к Богу и мощно использованный Им, оказался жертвой фанатизма и поневоле сослужил службу немецкому фашизму!

Все эти истории показывают, насколько сильным и вредоносным является искушение фанатизмом и как легко ему поддаются верующие люди! Фанатизм не объясним только их странностями и пылкостью характера – он инспирировался сатаной.

Как нам оказаться победителями в искушениях? Секрет победы показан в поступках Христа.

1) Будьте водимы Духом Святым!

Дух Святой повел Иисуса в пустыню на трудный подвиг. И, поскольку, это было инициативой Духа, Он и позаботился о победе в этой борьбе. Зачастую мы сами создаем себе проблемы и находим для себя искушения - «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14) . И это потому, что не Дух Божий управляет нами, а наше «Я». Сколь много бед, позора, душевных мучений пожинаем мы тогда! Нам нужно прислушаться к совету апостола Павла: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16). Нам нужно вслед за Давидом просить Господа: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142:10).

2) Знайте Писание в полном объеме!

Христос очень хорошо знал слово Божие, и оно давало Ему силы отражать искушения сатаны. Он не пугал сатану Библией, Он просто показывал, каким Словом из Писания Он живет и руководствуется в той или иной ситуации: «Я живу словом Божьим, а не тленной пищей! Я живу поклонением Богу, а не сатане! Я живу послушанием Богу, а не искушением Его благодати». Христос слышал всю симфонию Писания, а не отдельные ее части. Если мы будем исследовать Слово Божие, хранить его в сердце, тогда оно станет руководством в принятии верных решений, и мы избежим поражения. Ведь основное оружие сатаны – обман, но если мы знаем Слово Божие, обман может быть распознан, и мы от него спасемся.

3) Будьте собранными!

Христос провел сорок дней не в развлечениях, не в праздности, а в посте и молитве. Он очень серьезно относился к жизни, понимая, что Он вовлечен в тяжелую духовную битву и не время расслабляться. Он отказался раньше времени прервать пост. Он не допустил властолюбию и фанатизму взять власть над Собой. Он был сконцентрирован на исполнении воли Отца и отвергал все, что исходило от сатаны. Своей дисциплинированностью Он оставил нам пример, чтобы мы шли по следам Его. Когда мы воспринимаем жизнь в той же серьезной перспективе, это прибавляет нам осмотрительности.

4) Прибегайте за помощью ко Христу!

Мой наставник Иван Адамович Тоги наблюдал однажды, как служитель, потрясая кулаками, с криком повелевал сатане оставить одного несчастного человека. Тоги сказал целителю: «Дорогой брат! Если бы я тебя не знал, то не понял бы, кто из вас одержимый. Неужели ты думаешь, сатана, испугавшись твоего крика и кулаков, убежит отсюда? Он боится только Христа в нас и больше никого! Дай больше места Христу!». Какой хороший совет! Жизнь сложна и запутана и местами трагична. Без Христа мы ее достойно не пройдем. Мы должны дать Ему как можно больше места, «ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18).

Варлам Шаламов в размышлениях «Что я видел и понял в лагере» констатирует:

«Увидел чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели - при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.

Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, - это религиозники - сектанты - почти все и большая часть попов. Легче всего, первыми разлагаются партийные работники, военные».

Почему сектанты проявили устойчивость в голоде и надругательстве? Ответ может быть только один: благодаря пребыванию в постоянном молитвенном общении со Христом!

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:14-16).

познакомиться с искушением Иисуса Христа в пустыне

Задачи:

  • узнать, в чём состояло диавольское искушение, и как ответил на него Иисус Христос
  • понять значение того, как Христос претерпел искушения
  • понять необходимость бороться с искушениями в собственной жизни
  • осознать время Великого Поста как возможность для упражнения в борьбе с искушениями диавола

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Главы «Иисус Христос в пустыне», «Пост в Православной Церкви».
  2. Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М., 2010. Урок 20 «Великий пост. Прощеное воскресенье. Господь в пустыне».

Дополнительная литература:

  1. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры. – Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001. Тема «Великий пост».

Ключевые понятия:

  • Искушение

Словарь урока:

  • Пустыня
  • Уединение
  • Молитва
  • Диавол
  • Богатство, власть, чудеса
  • Великий пост

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Чем искушал Христа диавол?
  2. Какие есть посты в году?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью выполнения задания .

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации .

Дети раскрашивают раскраску.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Анимационная иллюстрация к Евангелию «Искушение Иисуса в пустыне»:

  1. Телепередача «Мастерская добрых дел». «Искушение Иисуса»:

(Мф.4:1-11, Лк.4:1-13)

1) Иисус Христос в пустыне

После Своего крещения, Господь Иисус Христос ушел в пустыню и провел там 40 дней. Там он в уединении, молитве и посте подготавливался выйти к людям с проповедью Евангелия. Когда Он напоследок почувствовал голод (а пищи у Него не было), к Нему пришел диавол и стал искушать Его (искушать – значит пытаться вовлечь во грех):

Если Ты Сын Божий, то Ты можешь из камня сделать Себе хлеб и насытиться.

Но Христос сказал:

Не только пища нужна для жизни, нужно для человека Слово Божие.

Диавол, видя, что Иисуса нельзя соблазнить пищей, повел Его на высокую гору и показал все царства мира, обещая отдать их Ему, если только Христос ему поклонится. Но Господь сказал:

Только Богу следует поклоняться и только Ему Одному служить.

Видя, что Христос не ищет земной власти и богатства, которые даёт диавол, он решил Его искусить желанием совершить для Себя чудо:

Бросься вниз с верхушки храма. Ведь в псалме говорится, что ангелы сохранят Тебя.

«Не искушай Господа Бога твоего», ответил Христос.

И диавол отошел от Христа, а ангелы приступили и служили Ему. Диавол думал, что Христос может соблазниться, как всякий человек, богатством, властью, или тем, что Он может сделать чудо. Но Господь отказался от всего этого, так как Он пришел в мир не для Себя, а для того, чтобы послужить людям и исполнить волю Божию. Диавол старается соблазнить всякого человека или даже целые народы, заставляя их желать богатства или власти над другими народами. Но Господь разрушает такую неправду, и злые намерения, внушенные диаволом, разрушаются.

2) Иисус Христос - Богочеловек

Рассмотрим вместе картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне». Иудейская пустыня. Ни деревца, ни кустарника, ни чахлой травинки. Кругом серые, холодные камни. И на одном из них – Господь. Он бос. Длинные волосы спадают на плечи. Поверх хитона (длинная одежда) наброшено темное одеяние. Руки напряженно сцеплены. Эти сорок дней в Иудейской пустыне были для Христа тяжелым испытанием. Ведь Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек. А значит, Его тело испытывало боль, а душа Его испытывала страдания, так как в отличие от обычного человека, не ведающего, что случится с ним завтра, Господь знал, для чего Он пришел на землю. Будущее – Голгофа, предательство, распятие – проходило перед Его взором в те сорок дней.

3) Пост в Православной Церкви

Иисус Христос 40 дней постился в пустыне, перед тем, как начать проповедовать.

По Его примеру, в нашей церкви существуют посты, готовящие нас к встрече великих праздников: Великий пост перед Пасхой, Рождественский пост, Успенский пост и пост перед праздником Петра и Павла, после Троицы. Кроме того, в каждой неделе - среда и пятница также считаются постными. Когда мы входим в храм в начале Великого поста, то видим перемены: мало света, черные облачения, храм будто пустыня, в которой постился Господь.

Эти посты учреждены с очень древнего времени для того, чтобы православные во Имя Божие удерживались от лишней пищи и своих нехороших привычек. Пост помогает человеку очистить себя от зла, научиться исполнять заповеди Божии и становиться ближе к Богу, помнить Его, а не себя.

Проверочные вопросы:

  1. Куда пошел Иисус после Своего Крещения?
  2. Сколько дней Он был в пустыне и что Он там делал?
  3. Как вы думаете, почему диавол приступил ко Христу для искушения не сразу?
  4. Чем искушал Христа диавол?
  5. Что отвечал диаволу Иисус Христос?
  6. Как мы можем побеждать соблазны диавола?
  7. В память чего установлены в Церкви посты?
  8. Какие есть посты в году?

После крещения Спасителя согласно Евангелию Он уединился в пустыне: “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4. 1–11).

По преданию событие, о котором свидетельствует евангелист, происходило на горе близ города Иерихона, ныне именуемой горой Искушения. В память об этом событии там воздвигнут замечательный монастырь, который обычно посещают паломники, путешествующие по Святой земле. Другой монастырь был заложен нашими соотечественниками на самой вершине горы, представляющей собою плато. Уже был готов фундамент, сохранившийся доныне, однако революция в России помешала довести начатое строительство до конца. С Сорокадневной горы открывается удивительный вид на Иудейскую пустыню. Воображение легко вписывает в этот ландшафт сцену искушения Спасителя диаволом.

Ответы Иисуса очень важны, ибо дают возможность проникнуть в смысл служения Господа и понять, какую систему ценностей принес Он миру.

Итак, первое искушение - хлебом. Ты взалкал, ты хочешь есть? Сотвори же чудо, дабы камни сделались хлебами. Но Господь отвергает этот соблазн, ибо Его миссия не в том, чтобы освободить человека от заботы о пропитании. Это вовсе не означает, что Христос отвергает ценность материального начала жизни. Ведь в другом месте Священного Писания Он научает нас словами Своей молитвы: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь” (Мф. 6. 11). Не ценность хлеба отрицает Господь, но отвергает убеждение, согласно которому материальное начало является высшим и абсолютным благом в жизни человека.

Между тем жизнь большинства людей как раз и управляется стремлением к обладанию материальными ценностями. При этом многие убеждены: чем легче достигается максимальный уровень материального благоденствия, тем больше оснований говорить, что жизнь удалась. Таким образом, обладание сокровищами земными приравнивается к истинному счастью. Этому искушению уступил некогда и наш народ, соблазнившись видением общества всеобщего благоденствия, где каждому будет дано по его потребностям. Поверив в эту утопию, люди ради своей соблазнительной мечты отказались от отеческой веры, от Бога, от истории… Сколько жизней было принесено на алтарь ненасытного и безжалостного кумира! Но счастья человек не обрел. Позже необходимость претерпевать тяготы радикальных экономических реформ также мотивировалась грядущим материальным благополучием. Вновь искушающая иллюзия преуспеяния требовала взамен великих и страшных жертв - целостности государства, нравственного и физического здоровья народа, генофонда нации, человеческого достоинства. Цена обещанных хлебов - нерожденные дети и не дожившие своего века старики.

Отвергая ложную цель, которой соблазняет Его диавол - отец лжи, Господь говорит: “Не хлебом одним будет жить человек…” (Мф. 4. 4). Да, хлеб нужен, и надобно молиться Богу о том, чтобы на каждый день была у нас пища. Но при этом твердо знать, что достижение материального достатка не есть ни абсолютная цель человеческого существования, ни выражение полноты нашего бытия, ни символ счастья.

Другое искушение, с которым приступил диавол к Иисусу, - “если Ты Сын Божий, бросься вниз” , и тогда все уверуют, что ты воистину Христос. То есть убеждай посредством силы, согласись на трюк ради того, чтобы поразить воображение людей и овладеть их волей. Но Господь отвергает это искушение. Он отказывается прибегать к силе, делая выбор в пользу могущества слова, обращенного к сердцу и разуму человека. Ибо использование силы означало бы нарушение свободы воли человека, в результате чего люди перестали бы быть добровольными соработниками Бога в деле своего спасения, обратившись в пассивный объект воздействия таковой силы. В чем тогда состоял бы наш выбор? И можно было бы в таком случае говорить о личном участии? А что сталось бы с такими категориями духовной жизни, как подвиг веры, преодоление греха, жертвенность, любовь к Богу? Все это оказалось бы упраздненным или подмененным; и Господь отводит соблазн использовать силу в проповеди спасения.

И, наконец, искушение третье, и последнее. Возведя Господа на высокую гору, князь мира сего предлагает поклониться ему, а взамен получить власть над всеми царствами земными. Это искушение безграничной властью, возможностью повелевать другим человеком и подчинять его своей воле. В этом случае все возможности государственного, политического, экономического воздействия, а также незримая власть над умами и сила прямого принуждения могли бы быть употреблены для достижения цели пришествия Христова. Ибо не только политическая власть манипулирует массами и подчиняет большинство воле меньшинства. Известно, что подобные результаты достигаются также и властью денег. А разве не являются могущественным источником власти средства массовой информации, владеющие умами и формирующие стереотипы восприятия и поведения людей, побуждающие телезрителей и читателей газет действовать так, как это выгодно владельцам телевизионных каналов и печатных изданий? Существует немало форм власти над человеком и способов воздействия на его сознание, волю, чувства и поведение.

Похоть власти в человеке неизбывна. Сколько крови было пролито, сколько преступлений перед Богом и человеком было совершено во имя обладания властью! И как много зла творится в нашем мире доныне ради достижения и удержания власти! Но Господь Иисус Христос отказывается принять такую власть. Тем самым Он утверждает, что власть сама по себе не является ценностью, что спасение и полнота жизни не могут быть обретены силою власти. Ибо невозможно насильно одарить счастьем, как нельзя загнать человека вилами в рай . А ведь спасение - это и есть рай, то есть полнота бытия.

Господь отвергает искушения в пустыне, потому что каждое из них радикально изменяет ту систему ценностных координат, которая составляет суть Благой вести. Каждое из них разрушает целостность Евангельского послания. Принять искушение означало исполнить волю диавола, отказавшись от следования воле Божией.

Господь снабжает нас в путешествии по морю житейскому совершенно иной системой нравственных ценностей. И Евангелие открывает нам истины, которые одни способны сделать человека счастливым по-настоящему, ввести его в полноту бытия. Эти истины и есть суть учения Христа Спасителя.

Когда мы смотрим на солнце, то не можем разглядеть, что происходит в этом источнике света. Также и дьявол-искуситель не в состоянии видеть Божественный Свет, тем более разглядывать Его. Сатана видел Иисуса Христа, но не знал, кто Он. Дьявол по своему помраченному состоянию не может видеть Бога, как и человек своими глазами не в состоянии рассматривать солнце и видеть на нем пятна. Иисус жил благочестиво и праведно, но чудес до крещения еще не творил. Кто же Он? Какой-то праведник. Значит, надо Его развратить или сломать, либо использовать для себя с выгодой.

В.И. Суриков. Искушение Христа. 1872

После крещения на Иордане Христос удалился в пустыню, где был искушаем сорок дней. В Евангелии от Матфея об искушениях Иисуса Христа сказано: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 1–11).

Иногда пытаются объяснять искушения Христа, как внутреннюю борьбу в мире мыслей и чувств Богочеловека. Всем нам знакомы по собственному опыту искушения, как борьба мотивов в нашей душе. Однако сравнение искушений Христа с нашими искушениями ведет к глубокому заблуждению. Мы – люди далеко не совершенные, а Христос есть совершенная Личность. Он не стоял перед мучительным выбором: как поступить – хорошо или плохо, так как знал истину, потому что Сам есть Истина. Его искушения – это действие именно внешней силы, а не внутренние колебания мыслей и чувств. Этой внешней силой является сатана.

Дьявол тоже Божие творение. Однако Божие создание было исковеркано своеволием. Дьявол – это первый из ангелов, который возгордился, отступил от Бога и увлек за собой многих других ангелов. Он не имеет возможности покаяться, вернуться в первозданное состояние. Вина его не только в его личном грехопадении, но и в том, что он по зависти к человеку внес грех в этот сотворенный Богом мир. Его цель – погубить человека. Но человеку Богом дана свобода, и он может противостоять дьяволу. Эту борьбу люди ведут всю жизнь, потому что и у любого из них есть стремление к добру и к свету. Христос, принимая крещение, берет на Себя служение во спасение людей. После крещения Он уходит от людей в пустыню, чтобы там без посторонней помощи преодолеть искушения, которыми наполнена жизнь людей в падшем мире, чтобы первым из людей одержать победу над искушениями. Ведь если Он победил их, то и каждый христианин с Его помощью может их побеждать.

В человеке высшее, духовное начало должно господствовать над низшим, телесным. И пост как раз есть одно из средств, которое помогает достижению этой цели. Под постом Священное Писание понимает не только ограничение в еде. Христос был без еды и воды в пустыне 40 дней. Он там пребывал в молитве к Своему Отцу, в осмыслении Своего пути – подвига спасения людей от греха и смерти. Сорок дней – это примерная грань возможности человека выжить без пищи и воды. То, что лежит на грани человеческих возможностей, совершается Христом. Но Богочеловек не пользуется Божественной помощью для Себя, поэтому не переходит грани возможного для человека. Когда Он был уже на этой грани, то взалкал. Потребность в пище стала такой острой, что дальнейшее воздержание было уже не по силам здоровому человеческому организму. Именно тогда приступает искуситель. Кругом лежат плоские камни, которые так похожи на хлебы. И вот он, видя, что Иисус нуждается в пище, преподносит Ему дьявольскую идею: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Ты же можешь! Христос ответил: Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Чем же питался Христос? Общением с Богом, со Своим Отцом питалась душа, а душа, естественно, укрепляла тело.

Может ли Сын Девы Марии быть образцом в жизни для других людей, если Он пользуется Божественной силой для Самого Себя? Конечно, нет. Христос никогда не использовал чудо для Себя, поэтому Он отказался от такого соблазнительного совета искусителя, зная, что это – попытка разрушить дело спасения людей.

После этого сатана берет Иисуса в святой город, то есть в Иерусалим, ставит Его на крыло храма над обрывом и говорит: Если Ты Сын Божий (дьявол слышал слова, прозвучавшие на Иордане: Ты Сын Мой возлюбленный), бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 6). Искуситель цитирует 90-й псалом. Писанием тоже можно искушать, если вложить туда немного другой смысл. Дьявол предлагает злоупотребить любовью Бога. Любовь Бога безгранична, и Спаситель может это показать, но не дьяволу. Кроме того, жизнь – это драгоценнейший дар, данный человеку Богом, которым нельзя бросаться ради чьей-то прихоти. Мы не должны рассчитывать на чудо, сами ставя себя в сложные обстоятельства. Господь милосерден и, когда это действительно надо, Он даст и чудо, но рассчитывать на это и требовать его – значит искушать Господа. Богочеловек отвечает на дьявольское соблазнение: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7).

Далее сатана снова решает добиться своей цели и берет Христа на очень высокую гору, где показывает Ему чудесным образом все царства мира в их славе. Дьявол говорит Ему: Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 9). В Евангелии от Луки сказано: И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лк. 4, 6–7). Дьявол, как всегда, лжет, он выдает желаемое за действительное, утверждая, что вся земная власть предана ему. Что значит пасть и поклониться?

Это значит признать над собой господство дьявола. Что может дать дьявол? Двадцать лет царствования, ну, тридцать, ну, сорок лет. Надо ли это Царю Вечного Царства? Он не может изменить Самому Себе. Сатана посрамлен, и тогда он оставляет Христа, и Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 11). Но они еще встретятся. Сатана еще подойдет к Нему через апостола Петра и начнет искушать Христа, отговаривая Спасителя идти в Иерусалим, пострадать за жизнь мира. Тогда Иисус Христос ответит ему: Отойди от Меня . Еще раз сатана подойдет в образе Иуды.

Эти три искушения Христа имеют самое прямое отношение к нам. Первое искушение – хлебом, когда человек ставит на первое место сытость и материальное благополучие. Мы всегда стоим перед выбором. Для чего мы, в конце концов, живем – ради материального изобилия или ради того, чтобы жить вечно?

Второе искушение – это искушение властью над силами природы. Столь расплодившиеся ныне маги и колдуны предлагают сегодня людям обрести эту власть. Это очень заманчиво. Можно искуситься и потерять все, что имеешь. Потому что, если ты берешь эту власть незаконным путем, ты идешь против Бога и ломаешь с Ним свои отношения.

Прошел Иисус Христос также и третье искушение – искушение властью. Каждому человеку в своей жизни приходится проходить через все эти искушения и неоднократно. Трудно? Да. Но дело все в том, что путь этот пройден, поэтому мы не первые. Христос поможет нам пройти, Он первый проторил этот путь.

Путь, пройденный Иисусом Христом, предстоит в соответствии с нашими силами пройти и каждому христианину. Все эти три искушения неоднократно приходится в разной форме преодолевать и нам. Иного пути к Царству Вечной Жизни нет. И оттого, сможем ли мы их преодолеть, зависит, ждет ли нас вечная погибель или Жизнь Вечная.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке ".
"Христианская жизнь". Клин. 2009


На камне или на песке?

В притче Христос говорит о двух людях, которые строят себе дом. Следует помнить, что Христос рассказывает эту притчу в условиях Палестины, где местность гористая и случаются бурные разливы рек. Один человек строит свой дом на песке, на грунте, не доведя фундамента до скалистых пород. Такой дом строится без особого труда, но... в таком доме безопасно жить только в хорошую погоду. А погода бывает и ненастной. Другой человек выкопал грунт до самой скалы, сделал на твердом основании прочный каменный фундамент. Конечно, такой фундамент сделать гораздо труднее. Потребовалось намного больше сил и средств, хотя дом по внешнему виду такой же, как у первого.


"Да будут все едино..."
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Сейчас я буду говорить об одном - о жизни. Бог даровал человеку жизнь. Жизнь - это самый драгоценный дар, который мог человек иметь на земле. Даже старый, больной человек уже в немощи хочет продлить дни и часы своего земного бытия. Жизнь радует нас своим цветением и торжеством, мы боимся оторваться от этой чаши жизни.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

«Сокрыл ли Господь от диавола Свое Божество под покровом телесности?» - размышления вслух студента ІІІ курса КДА о. Игоря Подлеснюка.

Материал печатается в рамках совместного проекта портала «Православная жизнь» и студенческого журнала КДАиС .

«Кто есть Сын, не знает никто,

кроме Отца, и кто есть Отец,

не знает никто, кроме Сына,

и кому Сын хочет открыть»

(Лк. 10,22)

Святые отцы не задавались специально вопросом веры диавола

Вопрос о том, знал ли диавол, что Иисус Христос есть истинный Бог, или принимал его за кого-то еще: великого праведника, пророка, учителя – как отдельно исследуемая тема у святых отцов никогда не поднимался. Не задавались специально святые отцы этим вопросом, по той причине, что вера диавола не играет какого-либо значения в контексте человеческой сотериологии. Напротив, отцам было важно уяснить для самих людей, что пришедший в мир человек Иисус был истинным Богом, потому что в этом и заключалась суть спасения человека. Вера в Иисуса Христа как в истинного Бога, пришедшего во плоти, была тем камнем преткновения, о который спотыкались умы ересиархов.

Поэтому святоотеческая мысль разрабатывала христологию, с целью убедить в Божественности Иисуса Христа все человечество, но никак не мир падших духов.

Мысли отцов Церкви на эту тему связаны с жертвой Христовой

Но это не означает, что отцы никогда не задавались этим вопросом. Мысли некоторых из них по этому поводу были высказаны в контексте рассмотрения другой, более важной темы, связанной с жертвой Христовой. Иные отцы высказывали свои соображения в словах, произнесенных на великие христианские праздники, еще иные, отвечая на отдельные вопросы, лишь вскользь прилагали свои мысли касательно этой области. Что же касается источника святоотеческого богомудрия – Священного Писания, то оно, к сожалению, не дает конкретного ответа. Скорее Библия содержит противоречивые свидетельства, тезисного или контекстуального характера, анализ которых мы попытаемся провести. Также важным для нас есть литургическое наследие, ведь церковная гимнография является одной из форм фиксации богословского предания.

Зачем сатане было нужно искушать Христа, если он наверняка должен был хорошо понимать, что Бога невозможно искусить?

Одно из первых мест Священного Писания, в котором мы находим хоть какие-то указания на свидетельство того, что диавол знал или не знал Божества Иисуса Христа, является Евангельский рассказ об искушении Господа в пустыне. Об этом событии из жизни Иисуса Христа совместно повествуют евангелисты Матфей и Лука (Мф. 4,1-11; Лк. 4,1-13). Сами рассказы вполне идентичны, разнятся лишь последовательностью искушений. Это место особо важно, потому что тут с Иисусом Христом в диалог вступает сам сатана. И уже из характера разговора можно сделать определенные выводы о ведении или неведении сатаной Божественной природы. Но прежде чем приступить к разбору текста, нужно уяснить несколько вопросов. Первый аргумент, который выдвигают приверженцы теории не ведения диаволом Божественной природы Христа (назовем ее теорией неведения , а противоположную ей – теорией ведения ) в адрес своих противников, заключается в постановке вопроса: зачем сатане было нужно искушать Христа, если он наверняка должен был хорошо понимать, что Бога невозможно искусить? Однажды Денница уже усомнился в Божественном всесилии, результатом чего стала всем нам известная история. Тогда, будучи высшим из всех ангелов, он имел возможность непосредственно созерцать Бога, осознавать его всемогущество, но и это его не остановило, и он, надеясь на невозможное, предпринял бессмысленное действие, получив важный урок. Отказать сатане в введении всемогущества Божия вполне допустимо, но было бы не разумно утверждать, что сатана не обладает памятью, что он попытается сделать в союзе с меньшим количеством уже падших духов на земле, то, что ему не удалось сделать на небе, окруженным множеством подчиненных ему ангелов. Утверждение в том, что лукавый не обладает памятью, противоречит церковному преданию, зафиксированному в многочисленных житиях святых, творениях святых отцов. Итак, если диавол помнит о своем бессмысленном поступке, если он понимает, что вторая попытка заведомо приговорена на ту же участь, зачем он искушает Господа?

Противники же теории ведения настаивают на том, что как когда-то сатана проявил свое безумие, восстав против Господа, так и сейчас он вновь, возможно уже даже не надеясь на победу, пытается нанести Господу хоть и не смертельные, но все же раны. Для наглядного уяснения часто рисуется образ, в котором Господь изображается как человек, а диавол как не опасное кусачее животное (к примеру, собака), которое зная, что не сможет одолеть, все же в порыве безумия доставляет укусы человеку.

Евангельская история искушения Христа в пустыне

Теперь вернемся к тексту Евангелия. Это всем нам известная история о том, как сатана, после сорокадневного поста Господа в пустыне, приступает к Нему с искусительными вопросами. Первое искушение сатаны заключается в том, чтобы алчущий Христос претворил Себе камни в хлебы. Святитель Иоанн Златоуст толкует это место так: «После того как [диавол] слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему со словами сомнения. И, как некогда, приступив к Адаму, выдумал то, чего совсем не было, чтобы узнать истину, так и теперь, не зная ясно неизреченного таинства воплощения, и того, кто пред ним, коварно сплетает новые сети, чтобы, таким образом, узнать сокровенное и остававшееся в неизвестности » (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIII).

Здесь особого внимания заслуживают выражения: «Находясь в таком недоумении », а также «не зная ясно неизреченного таинства воплощения и того, кто пред ним ».

Таким же образом, диавол приступает ко Христу во второй и третий раз. Важным представляется замечание свт. Иоанна Златоуста касательно этих двух искушений. Он говорит: «Однако Христос и после этих слов не открывает Себя, но все еще говорит с ним как человек; слова: не о хлебе единем жив будет человек, и: не искусиши Господа Бога твоего еще не обнаруживали ясно, кто Он, но показывали в Нем простого человека ».

Хотя святитель и говорит, что Христос Своими двумя первыми ответами не открывал Своего Божества, но вместе с тем он и не утверждает, что когда Христос сказал «отойди от Меня, сатана» (Мф.4,10) (третий ответ), диавол действительно понял, Кто перед ним.

Каждую свою новую попытку сатана предпринимает с постановки вопроса, предваряемого вопросительной фразой: «если Ты Сын Божий…». Тот же святитель Иоанн, разъясняя это место Священного Писания, говорит, что подобно тому как тогда словами: «в оньже аще день снесте, отверзутся очи ваши» (Быт. 3, 5) он клеветал на Бога, желая этим показать, что они (Адам и Ева) обмануты, обольщены и нимало не облагодетельствованы, так и теперь старается внушить то же самое, и как бы говорит: напрасно Бог назвал Тебя Сыном Своим, Он ввел Тебя в обольщение этим даром, если же это не так, то .

Слова святителя «покажи нам божественную Свою силу » - указывают на то, что жаждущий увидеть Божественную силу никак не мог видеть ее источника, т.е. Божества Христа.

На вопрос, который был поднят несколькими абзацами выше, касательно того, зачем же диавол искушает Господа, святитель Иоанн Златоуст дает следующий ответ: «Дьявол говорил это (искушения – свящ. И.П.) не для того, чтобы самому уверовать, но чтобы, как он думал, обличить Христа в неверии, так как и прародителей он обольстил таким же образом, и обнаружил, что они мало имели веры к Богу» . Попытка обличить в неверии не указывает ли на отсутствие истинного ведения диавола, т.к. можно ли пытаться обличить в неверии Бога в Самого Себя?

Оканчивается Евангельский рассказ тем, что когда Христос отразил все искушения диавола, к Нему приступили Ангелы. У евангелиста Луки (4,13) содержится интересное дополнение о том, что после всех искушений "диавол отошел от Него до времени". На вопрос, что это означает, и до какого времени отошел лукавый, преподобный Максим Исповедник отвечает, что сатана отошел до времени крестного страдания, дабы как он полагал, ему удалось с помощью искушений … найти в Господе какое-либо [проявление] человеческих страстей. У преподобного Максима здесь нет прямого ответа на исследуемый вопрос, но смысл его слов о том, что диавол посредством крестных страданий будет пытаться победить Господа, скорее всего, указывает на его восстание против человека, нежели против Бога.

Теория обманутого обманщика

В христианстве присутствует богословская точка зрения, которая носит название теория обманутого обманщика . Согласно ей, диавол, будучи человекоубийцем от начала (Ин. 8, 44), обманом уловив первых людей в раю, был обманут Самим Иисусом Христом, когда сокрывшись под видом смертного человеческого тела, поразил диавола Своим Божеством. Сама теория никогда не возводилась в ранг догмата и не претендует на место абсолютной истины, но, вместе с тем, она имеет довольно сильную аргументацию. Например, 27 стих 17 Псалма, определяя отношение между Богом и человеком, дословно звучит так: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его» . Если Господь с лукавым человеком поступает по лукавству его, то тем более, не имеет ли Он права так поступать с тем, кто отец лжи (Ин. 8, 44). Зачастую богословы, не исповедующие данную теорию, справедливо замечают, что Бог является истиной (Ин. 14,6), что в Нем нет неправды (Ин. 7,18), и что Он неспособен на поступки, которые свойственны падшим духам и падшим человекам. Но здесь хитрость со стороны Бога не нужно понимать как обман в строгом смысле, скорее, по мнению свт. Афанасия Великого, это военный маневр: «Тот, кто видит, что его неприятель в страхе убегает, притворяется слабым, чтобы вовлечь неприятеля в бой: бегущий, клюнув на притворную слабость, уверенно переходит в наступление, а могучий атлет, который завлек неприятеля притворной слабостью, тут и побеждает его своей силой. Так и Господь, завлекши [дьявола] человеческой слабостью, в борьбе против врага укрепил человеческие силы своей [Божественной] мощью » (Афанасий Великий, святитель. О страстях и кресте Господа. 14).

Святитель Григорий Нисский на недоумение о том, возможно ли Богу обманывать, говорит, что у кого перед глазами истина, тот согласится, что это-то именно всего более и было свойственно справедливости и премудрости (см. подробней: Несмелов Виктор. Догматическая система Григория Нисского).

Папа Лев Великий, говоря о возможности применения Богом хитрости к диаволу, утверждает: «Не потерял бы, конечно, [диавол] первоначальной власти над человеческим родом, если бы не был побежден тем (обманом – свящ. И.П.), чем некогда поработил людей» (Слово на Рождество Христово).

А Ориген прямо говорит, что жизнь Спасителя еще с самого момента Его пришествия на землю, являла собой, по отношению к диаволу, целую цепь обманов: «От князя мира сего скрыта была девственность Марии: скрыта благодаря Иосифу, скрыта благодаря их супружеству; скрыта, поскольку дьявол думал, что Мария имела мужа. Если бы она не имела супруга и, как думал дьявол, мужа, то Христа нельзя было бы скрыть от князя мира сего. Дьявол тут же бы заподозрил: как она, если не спала с мужем, вдруг забеременела? Значит, Он зачат от Бога, значит, его природа выше человеческой

Этого же мнения придерживается другой западный отец – святитель Лев Великий папа Римский, который в своем слове на Рождество Христово утверждает, что Христос во время своего рождения скрыл Божественную силу под покровом нашей немощи; осмеяна была хитрость беспечного врага, который решил, что Рождество Младенца, предназначенное для спасения человеческого рода, так же подвластно ему, как и появление на свет всех [остальных] рождающихся… и, зная, до какой степени отравлена человеческая природа, никоим образом не поверил, что первородного греха избежал Тот, Которого по стольким признакам распознал как смертного ».

Самого же Оригена в некотором смысле можно даже считать родоначальником этой теории. Кратко в резюмированном виде у профессора Казанской духовной академии Виктора Несмелова она изложена следующим образом: «В своем воплощении Он сокрыл от диавола Свою Божественную силу, так что диавол рассчитывал было сделать Его своим рабом, тем как Христос победил его самого » (Несмелов Виктор. Догматическая система Григория Нисского). Свое развитие оригеновская теория получила у другого, уже упомянутого нами, святого отца-каппадокийца Григория Нисского. Так же как и Ориген, святой Григорий рассматривал ее в контексте Жертвы Христовой. По его мнению, Сын Божий воплотился для того, чтобы диавол не узнал Его и счел за простого человека. Которого он сможет легко удержать в своей власти… Диавол не знал, что это Бог ; он судил по плоти и думал, что смертью победит Искупителя людей, но жестоко обманулся: «проглотив приманку плоти, он пронзается удою Божества» (Несмелов Виктор. Догматическая система Григория Нисского).

Подобный образ приманки приводит западный отец Исидор Севильский. По его мнению, обманут диавол смертью Господа, как птичка. Где человеческая природа Христа – приманка, а Божественная – ловушка для птички – дьявол (Сентенции. Lib. I, сар. XIV. 10-13).

Митрополит Иларион (Алфеев) также усматривает в огласительном слове святителя Иоанна Златоуста, читаемого на Пасхальной утрени, мотивы того, что диавол обманулся: «ад был "осмеян" Воскресением Христа и "попался" на том, что не заметил под видимым человеком невидимого Бога» и далее приводит выдержку из гомилии святителя Иоанна «ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян... Принял тело - и коснулся Бога, принял землю - и встретил небо, принял, что видел - и попался в том, чего не видел » (Иларион (Алфеев), митрополит. Таинство веры).

В добавок ко всему вышеизложенному можно еще привести доказательство из литургического предания Церкви. Так, в Минее на праздник Пятидесятницы в одной из коленопреклонных молитв содежатся такие слова: «начало злобнаго и глубиннаго змия богомудростным льщением (т.е. обманом) уловил ».

Аргументы противников теории неведения

Теперь вполне справедливо было бы привести аргументы противников теории неведения, так как и они заслуживают должного внимания. Одно из главнейших утверждений о том, что Бог не может прибегать к обману в какой-либо форме, потому что это противно самой Его сущности, было уже изложено выше. Вторым веским замечанием выступают слова Новозаветного Священного Писания, где падшие духи открыто исповедуют Иисуса Христа Богом: И вот, они (бесы – свящ. И.П.) закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29); оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. 1, 24); оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Лк. 4, 34), а также Лк. 4, 41, Лк. 8, 28, Мк. 1, 24, Мк. 3, 11, Мк. 5, 7.

Из всего следует вопрос: если духи знали, что Иисус Христос – истинный Бог, то как это могло быть сокрыто от диавола?

Вряд ли вполне обоснованным и тем самым веским можно считать ответ по этому поводу Оригена, который полагал, что «демон, в котором меньше зла, узнал Спасителя; тому же, кто всех превзошел в злодеяниях, не дано узнать Сына Божьего » (Гомилия VI на Евангелие от Луки).

Тот же свт. Иоанн Златоуст, размышляя об искушении Господа в пустыне, называет полезными (т.е. истинными, верными) свидетельства бесов, когда они возвещали, «что Он Сын Божий». А один из столпов теории ведения – свт. Григорий Нисский, по слову профессора Виктора Несмелова, «соглашался, что Спаситель вовсе не был неизвестен бесовской силе, потому что демон открыто говорил: вем тя, кто еси, Святый Божий (Мк. 1, 24)».

Выводы

Исходя из данных доводов, вполне логичным было бы сделать вывод о том, что миру падших духов, а, следовательно, и сатане, была открыта некая часть Божественной силы Христа, которая проявляясь сквозь кенозис (зрак раба), скорее всего просто давало понять сатане, что перед ним непростой человек, Который обладает силой, доселе еще невиданной на земле.

Также представляется немаловажным вопрос о том, зачем диаволу нужно было стремиться и тем более ускорять смерть Господа? Ведь если диавол знал, что Христос есть Бог, то, следовательно, Его смерть либо невозможна, либо попытка ее достичь послужит причиной разрушения царства диавола? А если сатана доподлинно не знал, Кто перед ним, то тогда вполне логичными оказываются его действия направленные на умерщвление Иисуса Христа, которое и означало бы победу над Богом в борьбе за человечество. Весьма логичным соображением по этому поводу кажутся выводы западного отца, основателя средневекового энциклопедизма Исидора Севильского: «Хотя дьявол не знал порядка нашего освобождения, он тем не менее знал, что для спасения людей пришел Христос. Однако дьявол не знал, что Христос выкупит нас своей смертью, а потому и убил Его. Ибо если бы дьявол знал, что Христос выкупит нас смертью, он Его никогда бы не убил » (Сентенции. Lib. I, сар. XIV. 10-13).

Таким образом, несмотря на разные мнения по поводу вышеподнятого вопроса, можно с большой долей уверенности сказать, что сonsensus patrum в отрицательном ответе: диавол не знал, что перед ним именно Бог во плоти, а не просто великий пророк, учитель или праведник.

"Академический Летописец" №2, 2014г. Стр. 44-49

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell