Царица Савская: головоломка для археологов и ученых. Тайны царицы савской Дворец царицы савской в какой стране

Царица Савская – одна из самых загадочных женщин в мировой истории. По распространенному предположению, она была царствующей особой одной из древних стран, хотя этому нет никаких доказательств. Существует также версия, что она была женой какого-то правителя. Не очень понятно и местоположение страны, в которой правила легендарная женщина. По всей вероятности, это государство включало в себя часть современного Йемена и, возможно, Эритреи и Эфиопии.

Встреча с Соломоном

Соломон, желая произвести на нее впечатление, с помощью джиннов перенес его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой?»

Согласно Библии, не названная по имени царица земли Сабы услышала о большой мудрости царя Соломона и совершила путешествие к нему с богатыми подарками – специями, золотом, драгоценными камнями. Длина пути через пустыни Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим составляла около 700 км. Поскольку царица путешествовала на верблюдах, такой вояж должен был длиться около 6 месяцев только в один конец. Кроме знакомства, правительница хотела задать Соломону несколько хитрых загадок, чтобы проверить его мудрость. По легенде, израильский правитель произвел на нее впечатление. В свою страну женщина возвратилась также с богатыми подарками от правителя Израиля: красота царицы из южной страны очаровала Соломона. Между тем, в библейских текстах, повествующих о царице Савской, нет никакого намека на любовь или какие-то отношения между ней и Соломоном. Они изображены там лишь как два монарха, заботящиеся об интересах своих государств.

В Коране, главном религиозном тексте ислама, также упоминается царица Савская; арабские источники называют ее Балкис. Их сведения несколько отличаются от библейских легенд. Согласно кораническому повествованию, Соломон узнает от птицы чибис о Сабейском царстве, которым управляет царица, восседающая на золотом троне, украшенном драгоценными камнями. Люди в этой стране поклоняются солнцу вместо единого Бога. Соломон посылает письмо с приглашением царице посетить его и уверовать в единого Бога. Царица Савская колебалась, принимать ли ей это приглашение. Для начала она решила послать подарки Соломону и подождать его ответа. Соломон, однако, не был впечатлен подношениями царицы, заявив, что подарки, которые он получил от Бога, имеют гораздо большую ценность. Также он пригрозил, что пошлет в Сабию войска, захватит ее города и выгонит их жителей с позором. После этого Балкис решила сама приехать к Соломону.

Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, желая произвести на нее впечатление, с помощью джиннов перенес его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой?» Балкис узнала его и была приглашена во дворец, построенный для нее Соломоном. Пол во дворце был сделан из стекла, под которым в воде плавали рыбы. Балкис, решив, что ей надо будет идти по воде, подняла подол своего платья, оголив ноги. И тогда поняла, насколько мудр ее оппонент.

Потомки царицы из Эфиопии

Одна версия связывает личность царицы Савской с известной царицей Египта Хатшепсут.

Некоторые народы считают, что происходят от рода легендарной правительницы. Императорская семья Эфиопии уверена, что ведет свое происхождение от потомков царицы Савской и царя Соломона. Царицу Сабы эфиопы называют Македа. Это имя некоторые исследователи связывают с Македонией и более поздними эфиопскими легендами об Александре Великом. Эфиопы полагают, что царица родилась примерно в 1020 г. до н.э. в Офире (легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и захватывала даже остров Мадагаскар. Древние обитатели этой страны были светлокожими и высокого роста). Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей страны.

Древние эфиопские легенды гласят, что у царя Соломона и царицы Савской родился сын Менелик, ставший первым императором Эфиопии. Соломон в эфиопской мифологии выглядит откровенным соблазнителем. Полюбив царицу, он решил действовать хитростью: обещал не домогаться ее, если она поклянется не брать у него ничего без спросу, а на ужин приказал подать слишком соленые блюда. Ночью страдавшая от жажды царица напилась из стоявшего рядом с кроватью кувшина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к любви. Правда, их роман продолжался всего полгода.

Потомками Соломона и царицы Савской считали себя представители эфиопского народа фалаша, по преданию ведущими свое происхождение от еврейских чиновников и священников, которым царь Соломон велел следовать в Африку вместе со своим сыном Менеликом. Менелик решил похитить из Иерусалимского храма хранившийся там священный ковчег Завета. Ночью он выкрал святыню и тайно увез ее в Эфиопию к своей матери, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских священников, ковчег и поныне находится в тайном подземном храме в эфиопском городе Аксум.

Другая эфиопская легенда говорит об отце царицы Савской по имени Агабо, расширившем свою империю на обе стороны Красного моря – африканскую и аравийскую. Царица Савская, согласно этим эфиопским источникам, была правительницей Эфиопии, посетившей в Иерусалиме царя Соломона. А древнееврейский историк І ст. н.э. Иосиф Флавий называет гостью Соломона царицей Египта и Эфиопии. В Новом Завете она также именуется «царицей Юга». Юг идентифицируется как Египет.

Это не случайно, так как еще одна версия связывает личность царицы Савской с известной царицей Египта Хатшепсут, правившей страной с 1489 по 1468 гг. до н.э. Ее отец, фараон Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию). Согласно этому мнению, имя Хатшепсут переводится как «царица Сабы». Она наладила активную торговлю с соседними странами и создала процветающую экономику в эпоху 18-ой династии фараонов. А солнечное божество, которому, согласно Корану, поклонялась царица Савская, было близко этой династии египетских фараонов: дед Хатшепсут, фараон Эхнатон, ввел культ поклонения богу солнца Атону. Царством Сабиев иногда называют и Нубию, страну между Эфиопией и Египтом. Некоторые современные арабские историки видят легендарную царицу как правительницу торговой колонии в Северо-Западной Аравии, основанной южными аравийскими царствами. Современная археология действительно подтверждает тот факт, что подобные колонии существовали, хотя ничего определенного, относящегося к царице Балкис, или царице Савской, ученым найти не удалось. Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, скорее всего, мог быть торговой миссией, связанной со стремлением израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией. Недавние археологические открытия в Йемене подтверждают версию, согласно которой царица Сабы управляла Южной Аравией. Выяснилось, что резиденцией сабейских царей был город Мареб в Йемене. Команда исследователей из университета Калгари (Канада) во главе с профессором археологии, доктором Биллом Гланзманом, исследует древний 3000-летний храм в Маребе, предположительно связанный с царицей Савской. Согласно преданиям, где-то недалеко от храма под землей находится и дворец правительницы. Увенчаются ли успехом эти поиски, покажет время, однако пока в Великобритании, Канаде и США словосочетание «царица Савская» используется как фигура речи, обозначающая что-то совершенно нереальное и не соответствующее действительности.

2 970

Легенды старины далёкой донесли до нашего времени сведения о выдающихся женщинах-царицах. В их ряду были загадочные и легендарные царицы Савская с юга Африки и Билкис из царства Саба (Йемен). Например, о мудрой царице Савской, встречавшейся с царем Соломоном, имеются упоминания в Библии. О царице Билкис имеются сведения в мусульманских источниках (в связи с принятием ею ислама в VII в. н.э. и т.д.). Они правили в разные исторические эпохи, но их роднит слава мудрости, личной красоты, расцвет и богатство подвластных им стран, а также расположение их усыпальниц на территории Йемена у Красного моря (на Аравийском полуострове).

В Библии сообщается, что Двор мудрого царя Соломона (сына Давида) купался в неописуемой роскоши. Умер он в 37-летнем возрасте, и царство его распалось как карточный домик, вызвав страдания народа. Это след его мудрости? В Священном писании говорится: «В золоте, которое приходило Соломону каждый год, весу было 666 талантов» (20 тонн). Далее сообщается: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, на берегу Черного (Красного) моря в земле Идумейской. И послал Хирам (царь Финикийский) на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми. И отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» (III Цар., 9,14,26-28). Библия неоднократно упоминает страну Офир. Неизвестны лишь время плавания за золотом в Офир (до или после визита Савской к Соломону), а также координаты страны. В Библии говорится: «Дорогу туда не ищи!» Корабли, ходившие в страну Офир, базировались на берегу Чёрного моря. Практическое руководство доставкой богатств осуществлял Хирам, современник и друг Соломона. В Новом Завете владычица богатой страны именуется «царицей южной». О ней упоминается и в ветхозаветных преданиях. Сохранились мифы, в которых говорится, что рай был где-то рядом, поэтому в её столице росли деревья, как и в Эдемском саду.

Царица Савская знала астрологию, могла укрощать диких зверей, составлять целительные мази, владела тайнами целительных и иных заговоров. На мизинце она носила волшебный перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные учёные не знают, что это такое, а в те времена было хорошо известно, что самоцвет предназначался философам и волшебникам.

Греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и мудрость. Она владела многими разговорными языками, силой удержания власти и являлась Верховной жрицей планетарной Соборности. В её страну на Собор приезжали верховные жрецы со всех континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты.

Её царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д.
Древнеписьменные источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов. Легенды и мифы повествуют нам о реальном и романтическом образе царицы Савской из большого и процветающего государства, границы которого указаны на карте-схеме.


В её царстве, помимо основного светлокожего населения обычного роста, проживали также светлокожие гиганты, из которых была сформирована её личная гвардия. Гиганты жили вдоль бассейна рек Лимпопо и Окаванго, между Индийским океаном и столицей страны. Основным населением царства были далёкие предки современных буров. Буры (африканёры) насчитывают сейчас около 3-х миллионов человек и живут на юге Африки в ЮАР, Намибии, Ботсване, Зимбабве, Замбии, то есть там, где жили их предки многие тысячи лет тому назад. В более поздние времена к ним периодически переселялись из Европы немцы, голландцы, французы, славяне. Говорят они на бурском языке, относящемся к индоевропейской (германской) группе. В этом царстве не было негроидного населения, которое в то время проживало в Африке компактно узкой полосой восточнее и севернее р. Конго. Первые группы негроидного населения появились, в Африке около 10 тысяч лет назад при постепенном уходе под воду Черного (негритянского) континента в районе Индийского океана.

Основное его погружение под воду произошло около 2 тысяч лет тому назад, но ещё оставались многочисленные острова.

Легендарное государство царицы Савской включало также прилегающие к континенту острова. Природные богатства недр осваивались вширь и вглубь, прокладывая многокилометровые штольни, в том числе и под дном шельфовой части океана. Эти подземные пустотности обустраивались и использовались по назначению (хранилища, культовые сооружения). Не исключено, что в наши дни в них могут находиться материальные и культовые ценности того периода. Открытия последних десятилетий подтверждают эти мысли. В этих местах много загадочного, в том числе и на местах древних столиц и городов, где в холмах, поросших растительностью, находятся памятники древней культуры, подобно тем, что были обнаружены в Центральной и Южной части Американского континента.

Восточная часть Африки со времён существования Египта входила в его состав. Столица Египта, периода существования Атлантиды, находилась где-то в районе между Намибией и истоком реки Конго. Позднее она переносилась в северном направлении: к озеру Виктория, на среднее течение Нила и далее. Были периоды выделения из страны новых объединений. Государства Офир и царицы Савской около 3-х тысяч лет назад были самостоятельными странами на базе земель древнейшего Египта, но в новых границах. Все меняется во времени и пространстве, но остаются следы древних городов и столиц с их усыпальницами, фантомами их строений, остатками подземных сооружений. Любопытно, что многие древние города, рассматриваемых стран, находятся в плане на прямых линиях. В период царствования Соломона страна Офир располагалась вдоль восточного берега Африки от реки Замбези (река золота) до середины Аравийского полуострова, а государство царицы Савской занимало значительную часть территории южной Африки.

О царице Савской и богатстве южной части Африки упоминают известные древние путешественники и мореплаватели. Так, например, в 1498 году мореплаватель Васко да Гама и арабский лоцман Ахмад ибн Маджид сообщили о стране «Золотая Сафала», располагавшейся в междуречье Замбези и Лимпопо, которая тогда управлялась султаном Мване Мутапа (владыка рудников). Большое количество чистого золота из этих мест (говорилось в лоции к восточным берегам Африки) вывозят через порт Мамбане, что в устье реки Сави. В названии этой реки португальцам слышалось имя царицы Савской, правившей в этих землях. После Васко да Гама началась колонизация Мозамбика и экспансия на материк. Обнаружены были очаги древней африканской цивилизации — Софала. Она географически соответствует примерно современному Зимбабве. Португальцам удалось найти и золотые прииски, но проникнуть вглубь страны они не смогли. Легенды о сказочной стране почти забылись, но в 1872 году в междуречье Замбези и Лимпопо немецкий геолог Карл Маух обнаружил месторождения золота и развалины какого-то сооружения, окружённого 300-метровой каменной стеной. На основе публикации его дневниковых записей английский писатель Райдер Хаггард написал и издал роман «Копи царя Соломона». На юге африканского континента началась «золотая лихорадка». Плутониевые потоки выносят золото к поверхности в различных местах земли, в том числе и в Эфиопии.

Исследования последних десятилетий показывают, что золото Соломону привозилось с территории современной Эфиопии из района озёра Тана (исток Голубого Нила), где велась подземная добыча металла. Там сейчас находятся лабиринты многокилометровых спланированных штолен и пещер. От этого озера и сейчас идут дороги к эфиопским портам на Красном море — Массауа, Асэб, к Аддис-Абебе и водные пути по рекам. Золото здесь добывалось в большом количестве. Не исключено, что в этих местах могут сохраниться тайники с древним добытым, но не вывезенным драгоценным металлом. Там же могут сохраниться и письменные материалы учёта и отпуска металла. Так что не было смысла отправлять корабли за тысячи километров на край света.
Привоз царицей Савской дорогих даров (а не слитков золота) Соломону из глубин южной Африки не является основанием для реального поиска «золотых рудников Соломона» в этих местах. В каждом уголке земли существуют удивительные легенды и загадки истории, которые не рождаются на пустом месте.

Другая легендарная царица Билкис жила в VII в. н.э. Она была из древнего рода египетских царей и правила в государстве Саба, образовавшемся на развалинах бывшего государства Офир. Это был период многократного передела стран, земель и народов. Царство Саба в период правления царицы Билкис называлось в легендах сказочно богатым. Арабские источники сообщают, что Билкис была красива и умна. Она являлась мастерицей в приготовлении лакомых блюд, хотя и могла утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала она на слонах и верблюдах. Столица государства Саба (город Мариб) находилась на перекрёстке караванных дорог на юге Аравийского полуострова, недалеко от Красного моря. После периода царствования Билкис прошли годы, но каждой весной так же открывались ворота города, и купеческие караваны шли во всех направлениях с пряностями и изделиями талантливых ремесленников, дарами недр, природы.

Роскошный дворец и храмы царицы Билкис находились на горе Мориа в окружении высокой колоннады. Дворец внутри украшали панели из дорогих пород дерева, кубки из сердоликов, бронзовые скульптуры. Пол был из кипарисовых досок. В каждом углу курились благовония в чашках из золота. Золотой трон был отделан драгоценными камнями. Близ стен лежали священные книги в переплётах из сандалового дерева с инкрустацией. Сейчас город лежит в развалинах, среди которых находят камни с древними письменами, многочисленные остатки древних домов и дворцов, скульптуры из мрамора, алебастра, бронзы. Развалины постепенно разбираются на хозяйственные нужды. У основания горы имеются лабиринты необследованных пещер с многоярусными ходами сообщения, где могут быть свитки с письменами. Здесь, в Йемене, в древности были многочисленные оазисы, пышно зеленела растительность, а в недрах добывалось золото, медь, драгоценные камни.

Поблизости от Мариба где-то находится усыпальница царицы Билкис. Недалёко от неё находятся усыпальницы других исторических лиц внутри скальных культовых сооружений, в том числе и царицы Савской. В легендах агады говорится, что Соломон пожелал видеть царицу Савскую у себя, в противном случае её царство, не знавшее войн, будет подвергнуто нашествию «царей с пехотой и колесницами», имея в виду подвластных ему тёмных демонов (Мидраж к Притч. 1,4). По дороге домой царица Савская умерла на юге Аравийского полуострова от отравления. Её смерть вызвала скорый развал царства Соломона. Разлетелось по свету золото, но остались в легендах царица Савская, рудники с золотом и драгоценными камнями. Предания говорят, что недалёко от побережья Средиземного моря в хранилищах находятся подарки Савской Соломону и сведения о ней. Открытия ждут археологов.
P.S. Столица легендарного царства Офир была в Эфиопии в излучине реки Омо, между городами Уака и Бако.
«Необъявленный Визит», № 7(21), 1996

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Соломон и царица Савская

Соломон и царица Савская

Соломон (?-928 год до н. э.) был десятым сыном царя Давида, рожденным Вирсавией.

Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Потом он погиб. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чем свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Давид впоследствии женился на Вирсавии. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на Бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям.

Сыну Давида и Вирсавии дали имя Шломо (Соломон), оно на иврите происходит от корня шалом - «мир», в значении «не война». На него возлагали надежды по возвращению мира и спокойствия в Земле обетованной. В 965 году до н. э. Соломон еще при жизни Давида стал царем объединенного израильско-иудейского царства. По Библии, Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением. В первые годы царствования Соломон действительно проявил себя мудрым и справедливым правителем. Мать свою Вирсавию он усадил на троне по правую руку.

Позднее царь впал в идолопоклонство под влиянием своего гарема: у него было 700 жен и 300 наложниц из разных стран Востока - и поклонялся языческим идолам Молоху, Астарте, Ашере. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, все царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон был тщеславен, любил женщин, роскошь, но вошел в историю строителем Иерусалимского храма и писателем-философом.

Главный храм иудеев был возведен царем Соломоном на горе Мориа. Храм, чтобы поместить в нем иудейские святыни, намеревался возвести его отец Давид и даже начал заготавливать материалы. Однако за грех прелюбодеяния с Вирсавией и кровь, пролитую во многих войнах, Давиду было отказано Богом в праве на возведение храма. Это должен был сделать его сын Соломон - «мирный».

Сохранилась легендарная версия чудесного возникновения здания. Соломон, сын Давида, обладал магическим даром: он понимал язык птиц и ему подчинялись ветры. Соломон имел волшебный перстень, на котором была изображена звезда из двух треугольников, светлого и темного, имевших силу формирования Вселенной. Это «Звезда Давида». Однажды злой шайтан похитил этот перстень и на сорок дней стал царем, но потерял перстень в море, и его съела рыба. Соломон поймал рыбу и нашел в ней свой перстень. Так была восстановлена справедливость. С помощью своего перстня Соломон одним движением руки мог передвигать и рассекать камни, которые, послушные его воле, складывались в стены. Стены святилища площадью ок. 40?13 м были сделаны из кедра, пол - из кипариса. Двери «из масличного дерева и кипариса» украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов. Соломон «обложил» эти изображения «золотом по резьбе». Пол был также покрыт золотыми листами. Золотом облицевали изнутри стены, потолок и жертвенник. В Святое святых поставили скульптурные изображения двух херувимов, также «обложенных золотом», с распростертыми крыльями. Между крыльями херувимов находилась основная святыня иудеев. Ограда внутреннего двора площадью 52?27 м, над которой возвышался храм, была сложена из «трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев».

В 586 году до н. э. храм Соломона разрушил вавилонский царь Навуходоносор II, который увел в плен жителей Иерусалима. Царь Ирод I Великий (37-4 годы до н. э.), разобрав старый храм, построил новый. Этот второй храм разрушили и сожгли римские легионеры Тита при взятии Иерусалима в 70 году н. э. Современные очертания Храмовой горы в Иерусалиме соответствуют плану второго храма, который был обнесен высокой каменной стеной. Простым иудеям входить внутрь храма запрещалось. Именно в этом храме Иисус беседовал с книжниками, а из его двора, где продавали жертвенных животных и меняли деньги, изгонял торгующих. В день разрушения храма, 10 августа, иудеи молятся у «стены плача».

Сава (Шеба) - местность в северной Аравии, жители которой (савеи) занимались торговлей золотом и благовониями. Балкида правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На ее землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что ее страна - самая богатая в мире, и она - самая мудрая правительница.

Наслышавшись о мудрости Соломона, царица Савская решила навестить его, чтобы «испытать загадками». Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: золотом, драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом, благовонными маслами и слоновой костью.

По легендам, царица привезла Соломону также серебро. Его часть - 30 серебряных монет - пропали при разрушении Иерусалимского храма (спустя 4 века), а те (спустя еще 5 веков) вошли в число даров волхвов Иисусу, и, наконец, были отданы Иуде Искариоту за предательство. Ее сопровождали множество отроков и девушек, родившихся в одном и том же году и месяце, в один и тот же день и час, все одинакового роста, одинакового телосложения и одинаково одетые, в одежды пурпурные - для участия в испытании мудрости царя. Привезен также был породистый жеребец по имени Сафанад («Чистый»), один из родоначальников арабских лошадей.

В числе ответных подарков Соломона царице была так называемая библиотека царицы Савской, сохранявшаяся в Абиссинии.

Царица Савская была красивой, блистательной и умной женщиной. Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошел к прекрасной Балкиде и, взяв ее под руку, повел к своему трону. Так царь не принимал еще ни одного гостя. Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней». Казалось, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищенный ее красотой, все дни проводил с ней в беседах. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина.

Однако царица Савская, несмотря на очень учтивый прием Соломона, стремилась выполнить свою задумку. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный». Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких источниках: «Таргум Шени» к «Книге Эстер» - содержит 3 загадки; «Мидраш Мишлей», а также «Ялкут Шимони» к «Паралипоменон» - содержат 4 загадки; «Мидраш Хахефец» - содержит 19 загадок.

В каббалистической «Книге Зогар» (ок. XIV века) царица в качестве испытания просит Соломона изготовить ей сандалии. По этой версии предполагается, что ноги царицы были звериными, и обувь ей была не нужна, а задание было ловушкой. Соломон отказался делать сандалии.

В результате всех испытаний царица Савская была вынуждена признать превосходство Соломона над ней в мудрости.

Однажды «возлегли они вместе». В народных сказаниях личность царицы Савской обросла фантастическими подробностями, рассказывали о единственном изъяне ее женской красоты - волосатых ногах. Влюбленный царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Все это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провел царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, в испуге подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд ее ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел, что они слишком кривые и некрасивые, но не волосатые.

Оскорбленная царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанесшим повелительнице савеев жестокую обиду.

«Спустя девять месяцев и пять дней, как разлучилась она с царем Соломоном, детородные муки объяли ее, и породила дитя она мужеска пола». Она дала сыну имя Байна-Лехкем и, когда тот достиг двенадцати лет, рассказала ему о его отце. В 22 года Байна-Лехкем «стал искусен во всем искусстве военном и конном, а также в охоте и устроении западней для диких животных, и во всем, чему юношей учат по обыкновению. И сказал он царице: «Пойду я взглянуть на лицо отца моего, и вернусь я сюда, коли будет на то воля Бога, Господина Израилева». Перед отъездом мать дала юноше перстень Соломона, чтобы тот смог узнать своего сына. По приезде Байна-Лехкема в Иерусалим, Соломон признал того своим сыном, и ему были оказаны царские почести.

Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма святыню иудеев. После возвращения сына царица Балкида отказалась от престола в его пользу, и тот устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии и отказавшись от наследования по женской линии, а установив патриархат.

Царская династия эфиопских царей Соломонидов, основанная Байна-Лекхемом, правила страной до конца X века. После этого династия продолжалась тайно. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской. В сентябре 1974 года он был свергнут революционными военными и умер в августе 1975 года.

После визита царицы Савской, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Соломон сделал себе 200 щитов из кованого золота и все сосуды для питья во дворце и в храме были золотыми. «Превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью». Таким величием, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. После этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону.

Из книги Тринадцать мужчин, которые изменили мир автора Ландрам Джин

СОЛОМОН ПРАЙС – НЕТЕРПЕЛИВЫЙ Терпение бывает необходимо в некоторых жизненных ситуациях, но в процессе претворения инноваций оно является препятствием. Одно из исследований личности, добившейся успеха, подтверждает, что у предпринимателей -“терпеливость равна нулю”.

Из книги Н. И. Пирогов автора Штрайх Соломон Яковлевич

Соломон Яковлевич Штрайх Н. И. Пирогов Либералы так же, как и крепостники, стояли на почве признания собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие революционные мысли об уничтожении этой собственности, о полном свержении этой власти. В. И. Ленин -

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Царь Соломон - мудрейший судья Еще один раз побывала я в горсовете - в тот же день, еще под свежим впечатлением.Зачем я туда пошла? Ведь получила все, что могла. Признаться, я хотела помочь моим «наследникам». Во мне были еще живы утопические идеи, и я не хотела верить, что

Из книги Вот какой Хармс! Взгляд современников автора Глоцер Владимир Иосифович

СОЛОМОН ГЕРШОВ «БЫТ У НАС БЫЛ ЖАЛКИЙ...» Соломон Моисеевич Гершов (1906-1989), живописец, график, иллюстратор детских книг.Запись воспоминаний С. М. Гершова сделана мной 27 и 28 декабря 1980 года в Ленинграде, у него дома на улице Космонавтов, 29.Я с ним знаком был в те годы, когда я

Из книги Воспоминания "Встречи на грешной земле" автора Алешин Самуил Иосифович

Соломон Михоэлс Секрет величия Как известно, Михоэлс - театральный псевдоним великого еврейского артиста. Вернее, великого артиста еврейского театра в Москве. Настоящая его фамилия была - Вовси. Соломон Михайлович Вовси.У меня было с ним несколько встреч в конце войны и

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Джордж БАЛАНЧИН и Соломон ВОЛКОВ Баланчин жил и умер в Америке. Брат его, Андрей, оставался на родине, в Грузии. И вот Баланчин состарился. Надо было подумать о завещании. Однако Баланчину не хотелось писать завещание. Он твердил:- Я грузин. Буду жить до ста лет!..Знакомый

Из книги Путь на Волшебную гору автора Манн Томас

Соломон Апт. Достоинство духа Томас Манн называл себя духовным сыном девятнадцатого века. И с этим легко согласиться, вспомнив хотя бы имена, постоянно занимавшие его ум и чаще других мелькавшие на страницах его романов, статей и писем. Гёте, Шиллер, Клейст, Шопенгауэр,

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

СОЛОМОН (ок. 965 – ок. 928 года до н.э.) Традиция называет Соломона (Шеломо) автором величайшего поэтического произведения древности – поэмы «Песнь песней», включенной в Ветхий Завет Библии.Соломон был вторым сыном царя Давида от Вирсавии. Еще мальчиком Соломон был назначен

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Соломон Абрамович Моя сестра – Ариела Мне было восемь лет, когда моя старшая сестра Ариела принесла домой две рапиры из школы, где она записалась в фехтовальный спортивный кружок. На следующую тренировку она не пошла, потому что чувствовала себя неважно. Но тем не менее

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

МИХОЭЛС СОЛОМОН МИХАЙЛОВИЧ Настоящее имя – Соломон Михайлович (Шлиома Михелев) Вовси(род. в 1890 г. – ум. в 1948 г.) Еврейский актер, режиссер, общественный деятель, педагог, профессор школы московского театра (с 1941 г.), художественный руководитель государственного

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

СОЛОМОН (род. ок. 990 г. до н. э. – ум. в 933 г. до н. э.) Согласно Ветхому Завету, сын царя Давида и последний царь единого Израильского царства, правивший с 965 по 928 г. до н. э. и создавший знаменитый Первый Храм в Иерусалиме. Годы правления этого человека были периодом высшего

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

МОГИЛЕВСКИЙ Соломон Григорьевич Родился в 1885 году в семье коммерсанта. Учился на юридическом факультете Петербургского университета.В 1904 году за революционную деятельность был арестован полицией. Выпущенный под залог, в конце того же года выехал в Женеву, где

Из книги 23 главных разведчика России автора Млечин Леонид Михайлович

Царь Соломон и Суламифь История любви великого царя Соломона и простой девушки по имени Суламифь пережила века и даже тысячелетия. Она настолько прекрасна и трогательна, что достойна стоять первой в этой книге. Суламита. Гюстав МороЦарь Соломон – тот самый мудрейший из

Из книги Начальники советской внешней разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

Соломон Могилевский. Загадочная авиакатастрофа Некоторое время иностранный отдел ВЧК (а с 6 февраля 1922 года ИНО ГПУ) возглавлял Соломон Григорьевич Могилевский.Он родился в 1885 году в Екатеринославской губернии. Совсем молодым присоединился к социал-демократам,

В конце 2-го тыс. до н.э. на пространстве восточноафриканского побережья, Мадагаскара и Аравийского п-ва из 2 населённых семитами государств (Офира и Фарсиса) складывается империя. Население было с негроидной примесью (первые семиты на плато Тигре вошли в связь с племенами банту). В 10 в. до н.э. в роду правителей-жрецов появляется Македа. В возрасте 16 лет родители отправляют её в область Сабей (территорию Йемена). Править там. А это была торговая перевалочная база.

По сведениям в Коране и «Легенде о Соломоновой династии» Македа сменяет в Сабее умершего (убитого) наместника, который не придавал никакой роли развитию благосостояния простых людей Сааба. На посреднической торговле с цивилизациями Инда, Сирии и Междуречья наживались только члены правящей (Офирской) династии (Балкиды), а также местные купцы да ростовщики. Население оставалось «полудиким».

Внешняя политика

Главной статьёй внешней политики наместницы Савской остаётся курс на продолжение торговых отношений с перечисленными регионами. Туда вывозилось красное дерево, финики, золото и (возможно) нефть. Оттуда шли благовония, дорогие ткани и предметы роскоши. Однако появляется и новый курс – дипломатические отношения с Израилем. Для тех времён туда было долго добираться – принцесса Балкис плывёт с первым посольством 5 лет. С нею дары. Встреча с Соломоном приводит к регулярной поставке (в обмен на указанные выше ресурсы) учёных книг. Население просвещается в рамках миропредставлений иудаизма. Результат тесных контактов Соломона и Шебы – их сын.

Внутренняя политика

Несмотря на проникновение в Сааб иудаистских книг, Македа-Балкис использует для просвещения граждан только научно-философские, а не религиозные трактаты. Под влиянием шамана одного из аравийских племён она культивирует собственную теософию. Сабейцы начинают поклоняться Солнцу. Верховной жрицей, практикующей вместе с верхушкой сабейских кланов оргиастические культы, является сама Шеба. Простой люд под её правлением освобождается от части налогов, а, поэтому, поклоняясь гению новой наместницы, провозглашает её царицей. Сааб фактически отделяется от Офира. Македа – царица, а не наместник. В городе Мариб строятся культовые комплексы в честь Солнца.

Проводимые реформы

Получив ничем не ограниченную власть, Балкис приступает к реформам в Сабейском (Савском) царстве. Львиную долю ресурсов начинает получать именно Израиль. Общий с Соломоном ребёнок готовится к управлению всей Восточной Африкой, которую Сааб в будущем намерен вывести из подчинения своей прошлой метрополии (Офира). Жрецы Солнца становятся более привилегированной прослойкой, чем купцы и чиновники, старающиеся сохранить лояльность Офиру. Происходят разногласия. Есть причина бунта.

Заговор

Потерявшие власть и неограниченный доступ к ресурсам слои, а также эмиссары Офира приступают к мероприятиям по смещению наместницы-узурпатора. Однако на сторону Македы встаёт «солнечное» жречество. А также обычный народ – кочевники-животноводы (бедуины), земледельцы (феллахи) и ремесленники сабейских городков-оазисов (харфи). Они разгоняют подчинённую Офиру армию. Часть её сразу перебегает на сторону Шебы, испугавшись похода к границам Сааба израильского войска Соломона. Но тот не хотел войны, так как славился высокой мудростью в дипломатии. Он влияет на Офир мирно.

Итоги правления

Плодом 40-летнего нахождения Шебы на троне Сабея стало перемещение культурного и политического центра всего пространства бывшего Офира-Фарсиса. Тогда он перешёл в город Мариб (современный Йемен). Это доказано археологическими раскопками. Общий ребёнок Балкис и Соломона действительно стал править всей восточной Африкой и Мадагаскаром. Его собственные потомки – предки монархической линии современной Эфиопии (как показало время, «Соломоновой» династии удалось удержать лишь эту часть Африки). А вот аравийское могущество Сааба со временем сошло на нет. Клану, ведущему свое происхождение от легендарной царицы, удалось оставить за собой лишь местность, которая ныне лежит внутри Йемена. Остальные арабы позже отделились.

Плюсы и минусы правления

Для разных тогдашних наций плоды политической «работы» правительницы Савской воспринимались неоднозначно. Складывающийся этнос Офира из-за потери географической целостности и «официального» язычества стал «винтиком» совсем иного народа. Древние евреи, наоборот, приобрели экономическую поддержку и новых адептов своего национального культа (часть населения Сааба и областей бывшего Офира всё-таки стали иудеями). Самому сабейскому народу (южным кланам протоарабского субстрата) описанные события открыли новые горизонты в саморазвитии (земля эта впервые начинает развиваться культурно). Время на гуманистический прогресс появилось в ходе недолгого облегчения от гнёта купцов и чиновников-землевладельцев. Появляется как бы «фабрика мысли». И, как её продолжение, рождается эстетика. К примеру, Балкис первая начинает брить ноги, давая пример остальным. С тех пор это делали все сабейские женщины, которых современники из соседних государств впервые начинают называть привлекательными (обнаружены соответствующие записи). Идею подал Соломон (в Израиле уже существовала этика и эстетика, близкая современной). Финалом развития этой 40-летней истории не было ничего «глобально отрицательного».

Историческое значение

Стратегическую роль человека, в восточных легендах называемого царицей Савской, Шебой или Балкис, трудно переоценить. За время присутствия упомянутого персонажа у власти Сабейское царство (Сааб) отделяется от империи Офир, начиная проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику. Итогом становится появление новой религии, расширение знаний сабейцев об окружающем мире и создание общей израильско-сабейской династии уже на африканском пространстве. Так рождалась нынешняя Эфиопия. С другой стороны и сегодняшняя Аравия (хотя позже Саабу остался только йеменский уголок полуострова). Династия закрепляет политическую и религиозную (правда, кое-где иудейскую) традицию на данных пятачках планеты. На определённый период укрепляет их границы. Чаще привлекает к мирному сотрудничеству негроидное население. Не стоит забывать и «рождение» ещё 2 народцев – тигре и тиграэ.

Имя пленительной и загадочной царицы Савской упоминается в большом количестве письменных источников: Ветхом Завете, Каббале, Коране, а также во многих эфиопских, персидских и турецких легендах. Но до сегодняшнего дня научных доказательств того, жила ли такая царица во времена Соломона, практически не найдено. Остаются сомнения в том, была царица Савская реальностью или это все-таки миф.

Образ этой женщиы ассоциируется с соблазнительной красавицей, которая по легенде пришла к царю Соломону, чтобы испытать его мудрость. Довольно долгое время все, что связано с ее именем, было лишь предположениями и догадками. И только совсем недавно археологи в отдаленных областях Йемена обнаружили одну из наиболее значительных находок настоящего времени. В пустыне Руб аль-Хали примерно на глубине девяти метров под землей были обнаружены руины храма, в котором, по мнению специалистов, найдены документальные подтверждения действительного существования этой царицы.

По преданию Соломон и царица Савская впервые встретились, когда мудрый царь, прослышав о богатом царстве Сабейском, которым правила красивейшая и умнейшая женщина. пригласил ее в гости. Он хотел лично убедиться в ее великолепии и остроумии. Красота и ум царицы покорили Соломона. Он настолько был потрясен ею, что пришел к выводу о том, что только связь с дьяволом могла позволить ей быть столь потрясающей. Соломон даже решил, что вместо ног у нее должны были быть копыта, как у самого дьявола.

Упоминает страну Шеба, в которой жила царица Савская,. Он описывает ее как землю, богатую благовониями, специями, драгоценными камнями и золотом. Ученые считают, что находилась эта страна на территории Южной Аравии. Однако свидетельств того, что на этой территории когда-либо правила царица Савская, нет.

Американский археолог Венделл Филлипс считает, что нет никаких сомнений в реальности существования этой легендарной женщины. Однако его экспедиции, которую он начал в Марибе с целью поиска доказательств своей гипотезы, воспрепятствовали йеменские власти.

Главный источник сведений о легендарной царице - это Третья Книга Царств, в десятой главе которой содержится библейский эпизод с описанием событий, в которых упоминается ее имя.

Еще один авторитетный ученый - сэр Эрнест А. Уоллис Бадж - также уверен в том, что царица Савская не просто миф. По его версии Шеба находилась на берегу Красного моря, что позволяет отождествлять ее с Эфиопией. По версии еще одной группы исследователей она была царицей египетской.

Восточная красавица прибыла в Иерусалим для встречи в Соломоном, привезя с собой караван даров. Она приготовила для царя самые сложные вопросы и была покорена его мудростью.

Тексты источников можно трактовать по-разному. Все они были составлены в разное время, многие содержали факты, переписанные несколько раз из разных книг, поэтому вопрос доверия к сведениям, в них данным, довольно спорный.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что, скорее всего, царица Савская правила землями Аксумского царства, располагавшегося в районе Красного моря (территория либо Йемена, либо Савского государства был Мариб - город в Считается, что время правления восточной царицы приходится на 10 век до нашей эры.

В мае 1999 года нигерийские и британские ученые-археологи обнаружили место предположительного захоронения этой царственной особы. Земляная насыпь на нем достигала 45 футов высоту и 100 миль в длину. Но до сих пор неизвестно, действительно ли там похоронена именно царица Савская.

Сегодня загадка о ней так и остается неразгаданной. Вполне возможно, что история знакомства Соломона с красавицей была дописана спустя много веков после смерти мудреца, чтобы подчеркнуть его царское величие. Также можно предполагать, что образ Савской, как, впрочем, и Томирис (царица Саков), стал собирательным, в котором воплотились черты мудрой женщины-правительницы. А возможно, за этим именем реальная женщина, настоящее имя которой так до нас и не дошло. Кто знает?

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell