Цитаты прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи

Предложения с чужой речьюЧужая речь – это высказывание другого
лица, включённое в авторское
повествование. Слова, вводящие чужую
речь, называются словами автора.
Горбунова Ирна

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи существуют
следующие способы
Прямая
речь
Цитаты
Диалог
Горбунова Ирна
Косвенная
речь

Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Прямая речь – это передача чужой речи,
сохраняющая её содержание и форму. С
помощью прямой речи создаётся
впечатление подобия точности
воспроизведения чужой речи.
Горбунова Ирна

Прямая речь ПЕРЕД
словами автора:
ПРИМЕРЫ:
1. [« П », - а.]
1. «Спасибо, что всё это
рассказала», - глухим
голосом сказал Олег.
2. [« П? » - а.]
2. «Интересно, что будут
читать мои правнуки?»
- писал Лев Толстой.
3. [« П! » - а.]
3. «Ой, да тут глубоко!» со смехом сказала она.
Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь ПОСЛЕ
словами автора:
ПРИМЕРЫ
1. А: « П ».
1. Тут Мишка говорит: «Не
надо спорить. Сейчас я
попробую».
2. А: « П? ».
2. Алёнка говорит:
«Спорим, не подойдёт?»
3. А: « П! ».
3. Мишка кричит: «Здорово
Горбунова Ирна
получается!»

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

ПРИМЕРЫ
Прямая речь
РАЗРЫВАЕТСЯ словами
1. «Послушайте, товарищ
автора:
Ложкин, - возмутился я, вы где-нибудь учились?»
1. «[ П, - а, - п? ]»
2. «[ П, - а. – П ]».
3. «[ П? – а. – П! ]»
4. «[ П! – а. – П
2.
3.
4.
«Гуси летят, - с
удовольствием говорит
Ростовцев. – Сейчас
целый косяк видел».
«Что вы говорите? –
воскликнула Марья. –
Как это странно!»
«Здравствуйте,
]».
товарищи! – крикнул он
Горбунова Ирна
им. – Здорово».

Диалог

Диалог – это разговор двух, реже нескольких лиц
(диалог – от греч. «диалогос» - разговор, беседа).
Диалог состоит из реплик.
Реплика – это слова, обращённые к собеседнику.
На письме реплики разных лиц обычно даются с
новой строки. Перед каждой репликой ставится
тире.
Горбунова Ирна

Пример диалога

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
Горбунова Ирна

Цитаты и способы цитирования

Цитата – дословная выдержка из какого – либо
текста или в точности приводимые чьи – либо
слова.
В письменной речи цитаты, как правило,
заключаются в кавычки или выделяются
шрифтом. Если цитаты приводятся не
полностью, место пропуска обозначается
многоточием.
Цитаты из стихотворений в кавычки не
заключаются, если соблюдена стихотворная
строка.
Горбунова Ирна

Оформление цитат

Предложение с прямой речью.
Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг,
отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Предложение с косвенной речью.
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь
не может быть чистою».
Предложение с вводными словами.
По словам А. М. Горького, «искусство должно
облагораживать людей».
Горбунова Ирна

Косвенная речь

Косвенная речь – это чужая речь, переданная в
форме придаточного предложения.
Представляет собой разновидность
сложноподчинённых предложений с
придаточными дополнительными.
Косвенная речь передаёт содержание чужой
речи без сохранения всех особенностей речи
говорящего.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз ЧТО употребляется, если прямая речь
представляет собой повествовательное
предложение:
«Я буду ждать тебя», - сказала Валя. – Валя
сказала, ЧТО будет ждать меня.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь
представляет собой побудительное предложение:
Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех
членов штаба и охарактеризуй их». – Иван
Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех
членов штаба и охарактеризовала их.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь
представляет собой вопросительное предложение и
имеет частицу ЛИ или вообще не имеет
вопросительных слов:
«Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки
играть?» - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с
досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть.
Горбунова Ирна

Практика

Упражнение №1.
Вставьте пропущенные
знаки препинания в ниже
приведённые предложения.
Составьте схемы 2 и 5
предложений.
Горбунова Ирна

Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.

1. « А где мой товарищ?- промолвил Олег. Скажите, где конь мой ретивый? »
2. « Да… - сказал он и резко повернулся ко мне,да… ну что, посмотрим » .
3. И говорю ей:« Как вы милы! - но мыслю: Как тебя люблю!»
4. « Что же, ты рад?- спрашивала Наташа. - Я так
теперь спокойна, счастлива».« Очень рад, отвечал Николай. - Он отличный человек ».
5. Ромашов насторожился и, глядя не на
Петерсона, а на председателя, ответил
грубовато: « Да, бывал, но я не понимаю,
какое это отношение имеет к делу ».
2. [«П… - а, - п»].
5. [А: «П»].
Горбунова Ирна

Практика

Упражнение №2.
Прочитайте. Составьте с этими
высказываниями предложения,
оформив их как цитаты.
Горбунова Ирна

Упражнение №2. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.

1. Кто про дела свои трещит всем без умолку, в
том, верно, мало толку. (И. А. Крылов)
2. Все талантливые пишут разно, все бездарные–
одинаково. (Илья Ильф)
3. Правильный путь таков: усвой то, что сделали
твои предшественники, и иди дальше.
(Л. Н. Толстой)
4. Наука борется с суевериями, как свет с
потёмками. (Д. И. Менделеев)
5. Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь)
6. Лженаука – непризнание ошибок.
(П. Л. Капица)
Горбунова Ирна

Вариант ответа к упражнению № 2

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Безусловно, прав Крылов: «Кто про дела
свои трещит всем без умолку, в том, верно,
мало толку».
Илья Ильф говорил мудрые вещи: «Все
талантливые пишут разно, все бездарные –
одинаково».
Толстой считал: «Правильный путь таков:
усвой то, что сделали твои предшественники,
и иди дальше».
Менделеев утверждал: «Наука борется с
суевериями, как свет с потёмками».
По словам Гоголя, «смех – великое дело…»
Капица считал, что «лженаука
– непризнание
Горбунова Ирна
ошибок».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
ДО СВИДАНИЯ.
Горбунова Ирна

Прямая речь - это дословное воспроизведение чужой речи. Она может передавать:

  • чье-то высказывание («Что вы об этом думаете?» - спросил сосед.);
  • невысказанную мысль (Я подумала: «Значит, мои усилия не были напрасными».).

Знаки препинания при прямой речи

А: «П». А: «П!» А: «П?» (Полковой командир закричал: «Остановитесь!» (Л.Н. Толстой))

«П», - а. «П!» - а. «П?» - а. («Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня. (А.С. Пушкин))

«П, - а, - п». «П, - а. - П». «П! - а. - П». «П? - а. - П». («Василиса Егоровна - прехрабрая дама, - заметил важно Швабрин. - Иван Кузмич может это засвидетельствовать». (А.С. Пушкин))

А: «П», - а. А: «П!» - а. А: «П?» - а. (На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (М.Е. Салтыков-Щедрин))

Прямая речь может быть использована и при цитировании.

Цитаты - дословные выдержки из сочинений кого-либо, которые могут приводиться для доказательства своих мыслей.

Знаки препинания при цитировании:

  • такие же, как при прямой речи, если цитата сопровождается словами автора (Поэт А. Кушнер считает: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».);
  • цитата заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, если включается в авторский текст как часть предложения (Пушкин своими стихами пробуждал «чувства добрые».);
  • когда в цитате делается пропуск, это отмечается многоточием (Пушкин писал: «...взойдет она, звезда пленительного счастья...»)

Запомните:

  • при цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф кавычки не ставятся;
  • эпиграф кавычками не выделяется, а имя автора не берется в скобки.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

При диалоге сохраняются те же знаки препинания, что и при прямой речи, кроме кавычек. Каждая реплика диалога пишется с новой строчки и перед ней ставится тире.

Различайте: предложения с прямой речью и косвенной речью.

Косвенная речь - это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания: Мама попросила, чтобы я не опаздывала.

Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными.

Тест

1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки при прямой речи.

  • а) «Чтобы это было в последний раз». - грозно проговорила мама.
  • б) «Во сколько нам нужно встать, - размышляла сестра, - чтобы успеть на поезд?»
  • в) Высунулся я в окошко, кричу ему: «Остановись! »
  • г) «Как давно мы не виделись», - обрадованно воскликнула подруга.

2. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при цитировании.

  • а) А.С. Пушкин мудро заметил, что: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».
  • б) Нельзя не согласиться с А.А. Ахматовой: «Один идет прямым путем, другой идет по кругу...»
  • в) А.Н. Толстой считал, что: «Русский язык должен стать мировым языком».
  • г) М. Горький утверждал, что «в жизни... всегда есть место подвигам».

Ключи к тестам

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Тестирование

І вариант

І уровень (м. 3б.)

1. Предложение с косвенной речью представляют собой :

А) простое предложение;

Б) сложносочинённое предложение;

В) сложноподчинённое предложение.

2. В схеме А. «П- а,- П» недостаёт :

Б) запятой;

В) вопросительного знака.

3. .

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

А) Предложение с прямой речью;

4. .

А) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

Б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

В) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся.

5. «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить :

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы.

6. .

А) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

Б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

В) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

ІІ уровень (м. 3б.)

1. Закончите высказывание .

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется…

2. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой

речью :

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

А) «П»,- а.

Б) «П,- а.- П».

В) «П,- а,- п». (7 балл)

3 . Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью :

А) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький)

Б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский).

В) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от

блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин).

ІІІ уровень (м. 3б.)

1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков.

2.

1) Мы решили остаться здесь ночевать сообщила мама хозяину сторожки. 2) Дубровский промолвил Делайте, что хотите, я здесь не хозяин.

3.

Оценивая поэму «Мцыри» В.Г.Белинский писал что это любимый идеал нашего поэта это отражение в поэзии тени его собственной личности .

IV уровень (м. 3б.)

1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

А: «П».

2) Не обижайся, Лена.

3) Теперь я не пропаду.

Контрольная работа № 1 по теме: «Простое предложение. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»

Тестирование

ІІ вариант

І уровень (м. 3б.)

1. Закончите высказывание .

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки…

2. В схеме «77? - а - Л» недостаёт :

Б) запятой;

В) вопросительного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речи .

По радио сообщили о возможных осадках.

А) предложение с прямой речью;

Б) предложение с косвенной речью;

В) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

Г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой .

Б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

В) «Гуси летят- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел».

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить :

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы.

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью .

А) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

Б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

В) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке.

ІІ уровень (м. 3б.)

1. Укажите способ цитирования .

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

А) Прямая речь;

Б) косвенная речь;

В) предложение с вводными словами;

Г) отдельные слова или словосочетание.

2. Укажите неправильный вариант оформления цитаты .

А) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

Б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

В) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

3. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи :

А) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин)

Б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- В такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов).

В) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой).

ІІІ уровень (м. 3б.)

1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

2. Спишите. Замените, где это возможно, прямую речь косвенной, расставьте знаки препинания.

1) А вы девочки зачем пришли строго спросил он. 2) Все это пустяки Иван Гаврилович сказала Юлия не в этом счастье.

3. Какие знаки препинания ставятся при цитате, если она вводится в предложение не полностью? Расставьте знаки препинания (цитаты подчеркнуты).

Великого критика поражало разнообразие картин образов и чувств .

IV уровень (м. 3б.)

1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

2. Вставьте в данные предложения слова автора в соответствии со схемой:

«П», - а.

1) Как здорово гулять золотой осенью в лесу.

2) Не обижайся, Лена.

3) Теперь я не пропаду.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение

I. Вопросы

2. Замена прямой речи косвенной.

3. Знаки препинания при цитатах.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 432, 433 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Перепишите, исправляя пунктуационные ошибки и расставляя недостающие знаки препинания. Схематично изобразите предложения.

«Ты может быть нездоров, Павлуша! Спрашивала она иногда. «Скажи, пожалуйста Вера – спохватился вдруг Райский, зачем она вызвала меня». «О друг мой, – воскликнул Базаров, об одном прошу тебя: не говори красиво». «Пари орел», сказал Карамзин, протягивая руку лицеисту Пушкину – только не останавливайся. «Однако второй бастион уже совсем не отвечает: сказал гусарский офицер, сидевший верхом – весь разбит!» легкий щелчок, шорох, и могучий, благородных тонов, непостижимо низкий и раскатистый бас запел – «есть на Волге утес».

2. Определите, какие перед вами предложения: с прямой речью, с косвенной речью с цитатой или вводным предложением.

Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком. Всех родных родней, всех близких ближе возникают в памяти слова: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Мы, я думаю, для тебя тоже не чужие. Как только Татьяна Ивановна произносила первые слова «Роняет лес багряный свой убор…», наступала мертвая тишина. «А почем купили душу у Плюшкина?» - шепнул ему на ухо Собакевич.

3. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

На дворе начало октября. Небо сплош_ затянуто тучами. Ра_вет еще (не) наступил и кажется (н_)когда (не)наступит. Трудно поверить что солнечные лучи могут пробит_ся сквозь эту непроница_мую сер_сть.

А город уже живет. Тысячи людей подняв воротники или ра_крыв зонтики бегут по улице ос_ждают сверкающие от дождя автобусы ныряют в проходную табач_ной фабрики. Посмотр_шь на них и страшно становится откуда столько народу?

Большая т_лпа ст_кается к переходу готовая ринут_ся в первый же просвет между потоками автомобилей которым кажется тоже нету конца. В этой т_лпе я пересекаю широкую улицу и поп_даю в большой (полу) стекля_ый (полу) метал_ический колпак кафетерий или попросту забегаловку. Внутри забегаловки буфетная стойка несколько высоких столиков на железных ногах. Цементный пол усыпан толстым слоем серых опилок.

Дли_ая очередь тянется вдоль буфета. Люди топч_тся ёжатся пот_рают руки. От намокших плащей и пальто подн_мается пар.

За стойкой в_звышается Зоя высокая девушка с гла_кой прич_ской. Она бр_сает мелоч_ в пластмас_вую тарелку выдает _дачу бойко орудует бл_стящими рычагами кофейного агрегата. Может быть ей кажется что она стоит у пульта упр_вления атомным кораблем.

    Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

    Греков, В.Ф.

    Шапиро, А.Б. Современный русский язык: Пунктуация [Текст]: Учебное пособие для пед. институтов / А.Б. Шапиро. − М.: Просвещение, 1974.

    Розенталь, Д.Э.

    Розенталь, Д.Э.

    Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка [Текст]: Учебник для вузов / Н.Л. Шубина. – М: Академия, 2006.

Модуль 3

Практическое занятие №25

Контрольный диктант №2

1. Контрольный диктант (50 мин).

2. Грамматические задания к диктанту (фонетический разбор, разбор по составу, словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор словосочетания, простого предложения) (40 мин).

Модуль 3

Практическое занятие №26

Лексика и фразеология

I. Анализ контрольного диктанта, грамматических заданий. Выполнение работы над ошибками.

I. Вопросы

1. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

2. Употребление омонимов, синонимов, антонимов.

3. Значение и употребление фразеологизмов.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 4, 5 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Выполните упр. 16 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Выполните упр. 20 по пособию В.Ф. Грекова и др.

3. Выполните упр. 45 по пособию В.Ф. Грекова и др.

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

    Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: ок. 9000 синонимических рядов [Текст] / З.Е. Александрова / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Русский язык, 1986.

    Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка [Текст] / О.С. Ахманова. − М.: Русский язык, 1986.

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

    Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

    Фразеологический словарь русского языка свыше 10 000 фразеологизмов [Текст]. – М.: Высшая школа, 2003. – 336 с..

Модуль 3

Практическое занятие №27

Cтилистика

I. Вопросы

1. Понятие о функциональных стилях:

    научный стиль и его особенности;

    официально-деловой стиль и его особенности;

    публицистический стиль и его особенности;

    разговорный стиль и его особенности;

    стиль художественной литературы.

2. Стилистические ошибки.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 25

2. Выполните упр. 26 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

3. Выполните упр. 27 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

2. Аудиторные задания

1. Прочитайте, найдите грамматические, речевые и стилистические ошибки, исправьте их.

Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером. В этих словах заключается наша любовь и поклонение Пушкину. Мы испытываем летаргию по прошлому. Беликов ходил с поднятым воротником и длиннополой шляпе. Павел Кирсанов – отъявленный аристократ. Почва для революции назрела. Народ был подвергнут жесткому аппарату репрессий. Пьеса «Вишневый сад» сыграла большое значение в духовной жизни русской интеллигенции. Прибрать власть в свои руки. В историях наших народов много общего. Тихон не только не защищал ее от нападок матери, но и сам боялся ее, подчинялся ей. Пушкин и поэты его круга запросто обращались к народной речи. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются непонятыми. Мы посетили мемориал памяти жертв сталинских репрессий. Посещаю выставку, мне запомнились два акварельных пейзажа. Кофе было готово через пять минут. Он умолчал неприятное событие от матери. Наиболее худшее положение было у тех ребят, которые ничего о предстоящей контрольной работе не знали. Путь, избранный нашим героем, ошибочен, неправильный. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

    Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Таблица 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов

Практикум по русскому языку

бакалавриат

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: русский язык

Последующие: современный русский литературный язык, корректорское дело

Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)

Форма работы*

Количество баллов 3 %

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

МОДУЛЬ № 1

Форма работы

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольная работа №1

МОДУЛЬ № 2

Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 33 %

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольная работа №2

МОДУЛЬ № 3

Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 32 %

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного вида работы, за который начисляются поощрительные баллы)

Ф.И.О. преподавателя Ганова С.В.

Утверждено на заседании кафедры «___»_______200__г. Протокол №______

Зав. кафедрой________________________

3.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Входной модуль

Контрольный диктант №1

Возможный вариант текста и грамматических заданий для диктанта

Погода переменилась. Метель из влажной, декоративной переходила в сухую, мороз набирал силу. Начинается это красиво, кончается страшновато. Редкий влажный снежок, поначалу почти отвесно слетавший на высоты и курганы, всё подсушивался и подсушивался, всё сильнее косил, будто кто его швырял из-за горизонта. Степь постепенно принимала вид ткацкого станка, на котором со все усиливающимся посвистом натягиваются туго скрученные нитки. Всё злее и напористее задувал ветер. Вдобавок к падающему он срывал на сугробах старый снег, выпавший раньше, взвихривал его, перемалывал в муку тончайшего помола. Прошёл час, другой, и уже не видели мы собственных валенок, словно брели по колено в белой кипящей воде. И наконец степь одичала совершенно, зашипела, как рассерженная гусыня, завыла разбойно, перемешала небо с землёй. Ничего не разобрать и не различить. Ни шинели, ни ватники тепла не держат, оно выдувается, выбивается ветром; брови запорошились и стали белыми, с ресниц течёт; и нечего думать, чтобы обтереть лицо рукавицей, наляпаешь снег на снег; и голой рукой не стоит, облегчения на секунду или две, да зато и в рукавицы снегу натолчётся.

И по этой степи, озверевшей к ночи, двигались наши батальоны, грохотали танки и артиллерийские тягачи, плутали группами и в одиночку разбитые итальянцы, румыны и немцы. Иногда в белой летящей мгле возникали перестрелки, и было неизвестно, кто стреляет и в кого, и некогда было разбираться, неумолимо действовал приказ: вперёд, только вперёд! Порой в хвосты батальонов и рот пристраивались, побросав оружие, итальянцы и плелись до ближайшего хутора или станицы, где их сдавали до подхода вторых эшелонов на попечение местных жителей, вооружаемых итальянскими же карабинами.

(Н. Грибачёв. 251 слово)

1. Выполните фонетический разбор слов погода, редкий, снег .

2. Выполните морфемный разбор слов грохотали, падающему, неумолимо .

3. Выполните словообразовательный разбор слов снежок, наляпать .

4. Выполните морфологический разбор слов погода, переменилась .

5. Выполните синтаксический разбор простого предложения Начинается это красиво, кончается страшновато.

Модуль 1

Контрольная работа №1

Возможный вариант заданий

1. Компьютерная диагностика

1. Укажите слова из 5 звуков:

2) летчик;

4) сельдь.

2. Укажите, в каком слове неправильно выделен ударный слог:

1) щавéль;

2) катáлог;

3) квартáл;

4) принýдить.

3. Определите, в каких словах есть [й]:

1) суховей;

2) веялка;

5) вязать;

4. Укажите, какие слова образованы приставочным способом:

1) приходить;

2)подземный;

3) предыстория;

4) докрасна.

5. Укажите строчку, в которой допущены ошибки в употреблении прописных букв:

1) Петр Великий, Жан-Жак Руссо, Людвиг ван Бетховен, Рокфеллер-старший;

2) Всемирный совет мира, Генеральная ассамблея ООН, Московская Патриархия;

русского языка , но не рассматриваются в достаточно... 6.Скворцов Л.И. Культура русской речи. М.: Знание, 1995 7.Максимов В. Русский язык и культура речи. ...

  • Разработка урока

    Учителя русского языка и литературы Арслановой И.М. Материалы урока-презентации "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: ... «От анализа текста – к сочинению»: учителя русского языка и...

  • Автореферат диссертации

    Класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению» учителя русского языка и... литературы Никульшиной В.А. Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме « ...

  • Гоу сош с углубленным изучением английского языка №1262 им календарно – тематическое планирование занятий по подготовке к егэ по русскому языку в 2011 -2012 учебном году

    Тематическое планирование

    Ю.Н. – М.: Национальное образование,2010. Егораева, Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку : подготовка к выполнению части 3 (С)/ Г.Т. Егораева. – ... Орфоэпический практикум . (А1) 2. Грамматические нормы русского языка . (Задания А3-А5, А26) 3. Работа по ...

  • auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell