Крушение "Невского экспресса"…. Свидетель по делу о подрыве «Невского экспресса» подтвердил алиби одного из обвиняемых

27 ноября 2009 года в 21:35 мск на 284-м км Октябрьской железной дороги (перегон Угловка - Алешинка, граница Тверской и Новгородской областей) в результате взрыва сошли с рельсов вагоны скоростного пассажирского фирменного поезда № 166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. В поезде находились 682 человека - 661 пассажир и 21 сотрудник бригады поезда. В результате катастрофы погибли 28 пассажиров, 132 получили ранения.

Взрыв на железной дороге

Взрыв произошел под электровозом. Первые девять вагонов поезда, двигавшегося со скоростью 190 км/ч, миновали образовавшуюся воронку, три вагона в хвосте состава завалились набок.

Железнодорожников наградили Орденами мужества

В декабре 2009 года и апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев наградил машиниста Александра Антонова (на фото) и четырех проводников - Мохубата Гаджиева, Алексея Иванова, Светлану Матюшкину и Юлию Семенову - Орденами мужества за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях. Еще несколько железнодорожников получили медаль "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Продолжение

Последний вагон оторвался от состава, снес три бетонные опоры электропередачи и ударился торцом в откос, получив значительные повреждения. Именно в нем оказалось наибольшее число пострадавших.

По информации МЧС, в 21:57 мск на место происшествия были направлены первые спасательные и пожарные формирования, однако медики добрались до пострадавших только через полтора-два часа из-за отдаленности района катастрофы от населенных пунктов. Погибли 28 пассажиров поезда, в их числе глава Росрезерва Борис Евстратиков и председатель правления госкомпании "Автодор" Сергей Тарасов. Ранения получили 132 человека.

Из-за крушения было приостановлено движение 60 поездов, в которых находились более 27 тыс. пассажиров. К работам по ликвидации последствий катастрофы были привлечены 770 человек и 152 единицы техники, движение было восстановлено в полном объеме к утру 29 ноября.

Главная версия - теракт

В качестве главной версии произошедшего почти сразу был назван террористический акт - подрыв пути с помощью самодельного взрывного устройства. Очевидцы упоминали о "хлопке и вспышке" в момент инцидента; на месте крушения была обнаружена воронка размером 1,5 х 1 м. 28 ноября в 14:30 мск во время осмотра места крушения главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным сработало второе взрывное устройство, приведенное в действие с помощью мобильного телефона. Жертв не было, несколько сотрудников правоохранительных органов получили травмы.

Уголовное дело по факту крушения "Невского экспресса", возбужденное по ст. 205 (теракт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ, было передано в главное следственное управление Следственного комитета. Экспертиза подтвердила, что причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте.

Лидер боевиков на Северном Кавказе Доку Умаров заявил о причастности к подрыву "Невского экспресса".

Как установило следствие, теракт был организован группой боевиков под предводительством одного из идеологов террористического подполья на юге России Александра Тихомирова, известного как Саид Бурятский.

2 марта 2010 года в ходе спецоперации в районе села Экажево (Ингушетия) семеро членов преступной группы - Александр Тихомиров, Багаудин Далгиев, Осман Ужаков и братья Тухан, Ахмет, Магомет и Назир Картоевы были ликвидированы. Тогда же в Экажеве были арестованы члены бандформирования - девятеро Картоевых (члены той же семьи и их однофамильцы) и Зелимхан Аушев.

“Невский экспресс” уже подвергался атаке

Теракт 27 ноября 2009 года стал второй атакой боевиков на скоростной поезд "Невский экспресс". В первый раз железнодорожные пути перед составом были взорваны 13 августа 2007 года, тогда пострадали 60 пассажиров.

Организатором этого теракта, по данным российских спецслужб, был уроженец Волгоградской области Павел Косолапов, принявший ислам радикального толка и в настоящее время находящийся в федеральном и международном розыске.

Продолжение

Суд и приговор

Слушания в Тверском областном суде начались 29 августа 2011 года, коллегия из трех судей рассматривала уголовное дело в закрытом режиме.

22 мая 2012 года Зелимхан Аушев, а также Мурад, Татархан и Беслан Картоевы были приговорены к пожизненному заключению. Другие обвиняемые - еще один Беслан, Магомед, Ильяс, Тимур, Тархан и Идрис Картоевы - получили сроки от семи до восьми лет строгого режима. Суд также удовлетворил гражданский иск ОАО "РЖД" к четырем подсудимым на сумму 134 млн руб.

24 февраля 2013 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ смягчила приговор шести осужденным по делу о подрыве поезда, определив им отбывать наказание в колонии общего режима.

Домашнее задание

Как будто домашнее задание выполняли, - горько и отчаянно сказал корреспонденту «Комсомолки» один из проводников Октябрьской железной дороги про террористов. Он ехал в «Невском экспрессе» в августе 2007 года. В поездную бригаду на поезд 27 ноября мужчина не попал случайно. Теперь со страхом собирает и анализирует аналогии.

После первого подрыва в РЖД заговорили о безопасности 650-километрового перехода Москва - Санкт-Петербург . Вроде даже были планы покрыть все полотно видеонаблюдением. Но усилили только контроль за мостами. И если в 2007 году террористы взрывали именно у путепровода, то теперь они выбрали место глухое, среди лесов. Там, где охраной и не пахнет.

Еще они извлекли логистический урок. Жертв в первом теракте избежали благодаря тому, что автомобильная дорога проходила примерно в полукилометре от места взрыва. И «скорые» приехала достаточно быстро. В пятницу до места трагедии добирались с огромным трудом.

До приезда врачей пассажиры и поездная бригада справлялись своими силами. В штабном вагоне лежали два внушительных чемодана с медикаментами – немного бинтов, шин, лекарств и куча… эпидемиологических укладок.

Последние недели две нас снабжали с антивирусным уклоном, - говорят проводники. – Сейчас только о свином гриппе и говорят. Перевязочные материалы, которых и по норме немного, а из-за малопонятной шумихи вытесненные из чемоданов никому не нужными масками, закончились моментально. Их количество рассчитано на легкие порезы и единичные случаи. Самое внушительное вспомогательное средство в «Невском экспрессе» - носилки.

Теплоизоляционных жилетов, оберегающих от солнца в жару и сохраняющих тепло в холод, тоже минимум. Поэтому пассажиры грелись у костров из одеял. Ситуация с 2007 года с аптечками фактически не изменилась. Очевидно, наши поезда экипированы формально, явно не на случай массовых трагедий.

Кстати, проводники говорят:

Когда-то в поездах было много действенных лекарств. Но потом решили, что мы не врачи, диагноз ставить не имеем права, а значит, и давать таблетки тоже. И содержимое аптечек сократили.

Планировали завалить два поезда

Люди, которые взорвали поезд, знали нашу структуру изнутри, - уверены в Октябрьской железной дороге. – Очень может быть, что у них есть свой человек в РЖД. Они спланировали теракт с чудовищной точностью. От большего количества жертв спасла чистая случайность.

Дело в том, что «Невский экспресс» шел на полторы минуты позже графика. Это обычное явление - по обстановке машинист притормаживает и нагоняет время. Мчись он по расписанию, то в месте взрыва встретился бы с поездом № 59, который шел из Петербурга в Москву. Эксперты почти не сомневаются - террористы планировали подрыв «Невского экспресса» с тем расчетом, чтобы он завалил и параллельный состав. Такие вычисления без спецов из РЖД провести вряд ли возможно.

Вообще осведомленность террористов поражает. Перед «Невским экспрессом» мимо места трагедии проследовал «Сапсан» в тестовом режиме. Этот рейс ни в каких общедоступных расписаниях не значился.

В 2007 году тоже друг за другом с получасовой разницей шли два скоростных поезда - «Невский экспресс» и Р-200, причем с таким расписанием они ходили только по понедельникам и пятницам. Тогда выбрали понедельник. Подорвался «Экспресс». Вероятно, преступники перестраховались. Если бы на первом поезде не сработала взрывчатка, попробовали бы на следующем. В минувшую пятницу контрольной целью был все-таки «Невский экспресс». Боевики прекрасно знали, что после прохода «Сапсана» у них есть 35-40 минут, чтобы положить взрывчатку – между скоростными составами не было других поездов. Такое удобное временное «окно» в графике движения без специальных знаний не подберешь.

Как взрывали

Принцип действия устройства идентичен 2007-му году. Террористы установили растяжку на 285-м километре железной дороги. В качестве привода использовали воткнутую палку. Локомотив поезда задел ее отбойником и привел в действие механизм. От взрыва у второй секции электровоза оторвало колесную пару , голова состава подпрыгнула на 15-20 сантиметров и колесами попала на колею, поэтому «Невский экспресс» продолжил более-менее ровно двигаться. Электронная система «Клуб» в момент взрыва зафиксировала скорость 197 километров в час. Такой разгон позволил пронестись почти всему поезду над воронкой, и только последние четыре вагона, уже потерявшие скорость из-за экстренного торможения, воткнулись колесами в яму и сошли с рельсов. Эти вагоны в обиходе называют «боингами» - за самолетный тип. С каждой стороны по два ряда кресел, посередине – проход. Никаких внутренних переборок и ребер жесткости, только каркас. Но они сделаны они крепко. Начальник поезда при взрыве в 2007 году Игорь Болдырев вспоминает:

Хотел бы поклониться в ноги российским конструкторам. Они спроектировали эту модель с огромным запасом прочности.

Вот и в пятницу в «боингах» остались живые. Хотя, будь обычные вагоны, не для «скоростников», при такой катастрофе могли погибнуть все.

Контрразведка знала дату, но не место и время

Как стало известно «Комсомолке», сотрудники ФСБ просили родственников по возможности не покидать квартиры 27 ноября и уж точно не пользоваться общественным транспортом. Видимо, у контрразедчиков была первичная информация о запланированной акции, но они не знали место и точное время.

Похоже, в России уроки истории извлекают только злодеи. В сравнении с той работой над ошибками, что проделали террористы, ведомственные усилия ничтожны. В сухом остатке теракта – заполненный 661 человеком (а это 98 процентов наполняемости, всего посадочных мест 704. – Ред.) самый быстрый поезд между двумя столицами. Его движение из-за непростого контингента пассажиров и скоростных характеристик контролирует сам глава РЖД Владимир Якунин . Так вот, этот чудо-транспорт, гордость российского желдора, взрывают на участке, который от цивилизации закрыт лесом и отвратными подъездами. Причем террористы делают все основательно, рассудительно, выбирая место, время и объект. Остается только удивляться краткости личных переживаний начальника пятничного поезда Сергея Михайличенко :

Немного не по себе от того, что небезопасно работать.

Да и наши граждане не сильно меняются.

В 2007 году меня первым делом поразило спокойствие пассажиров, - говорит Игорь Болдырев. - Были несколько истеричных, а большинство приняло теракт обыденно. Впечатление, что у нас привыкли к терактам. Но помогали активно, хорошо.

Реферат на тему:

Авария поезда «Невский экспресс» (2007)



План:

    Введение
  • 1 Хронология событий
  • 2 Последствия
    • 2.1 Для локомотива и вагонов поезда
    • 2.2 Для организации движения поездов
    • 2.3 Для ОАО «РЖД»
  • 3 Награждения
  • 4 Расследование и суд
  • Источники

Введение

ЧС200-011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт-Петербурга

Вагон поезда «Невский экспресс»

Авария «Невского экспресса» - авария фирменного поезда «Невский Экспресс», произошедшее 13 августа 2007 года в 21:37 по московскому времени на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги в результате террористического акта. С рельсов сошли электровоз и 12 вагонов поезда; из находившихся в поезде 231 пассажира и 20 человек поездной бригады пострадало 60, более 30 было госпитализировано, троё в тяжёлом состоянии.

По официальной версии, причиной аварии стал подрыв железнодорожного полотна самодельным взрывным устройством ; оценки мощности взрыва разнятся от 250 граммов до двух или трёх килограммов в тротиловом эквиваленте. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по статье «террористический акт»; 14 августа было объявлено о появлении первых подозреваемых.

По данным ФСБ России, организатором теракта является уроженец Волгоградской области Павел Косолапов, принявший ислам радикального толка, находящийся в федеральном розыске.


1. Хронология событий

13 августа 2007 г. в 21-38 на 179 км пикет 1 перегона Бурга - Малая Вишера в поезде № 166 сообщением Москва - Санкт-Петербург (12 вагонов, ЧС200 № 004, машинист Федотов, ТЧ С-Пб Московский) при скорости 180 км/ч произошёл подрыв под 2-ой секцией локомотива за 30 метров до путепровода (длина 40 метров, высота 25 метров). По чётному пути образовалась воронка диаметром 2 метра, глубиной 0,7 метра.

В результате подрыва в сходе локомотив и 12 вагонов, из них 1 вагон (вагон-ресторан 7-ой по ходу движения) на боку. Hарушен габарит нечётного пути, в негабарите 6 вагонов. 5 вагонов наклонены под углом от 30 до 60° влево по ходу движения. Хвостовая часть поезда находится в 50 метрах за мостом. По четному пути разрушен полностью путь на мосту (40 м), 750 метров пути и 50 метров несущего троса. По нечётному пути повреждено 170 метров со сдвигом рельсошпальной решётки на 1 метр в сторону откоса.

По предварительной информации пострадали 25 человек, из них 6 госпитализированы в ЦРБ г. Малая Вишера. Hаселенность поезда 231 человек.

В 00 часов 40 минут пассажиры пересажены в электропоезд по станции Малая Вишера и отправлены в Санкт-Петербург, по прибытию будет организована развозка автобусами.

Подняты восстановительные поезда станций:

  • Бологое (137 км) - приказ в 21-59, отправлен 22-35, в 00-28 прибыл на ст. Бурга, в 01-15 отправлен на место работ по неправильному нечётному пути краном ЕДК-300/5 вперёд, приступил к работе в 03-00.
  • Санкт-Петербург-сорт. Московский (174 км) - приказ в 22-04, отправлен в 22-49, прибыл на ст. Малая Вишера в 01-22, отправлен на перегон в 02-17. Разрешение на производство работ должно быть получено в 03-30.
  • Санкт-Петербург - Финляндский (170 км) - приказ в 22-12, отправлен в 22-52, прибыл на ст. Малая Вишера в 01-32.
  • Ржев - приказ в 23-45, отправлен в 00-20.
  • Тверь - приказ в 23-05, отправлен в 23-50.
  • Ховрино - приказ 22-23, отправлен в 23-29
  • Волховстрой - приказ в 21-54, отправлен в 22-54 (ожидание медиков).
  • Волковская - приказ в 21-54. Отменён.

В 01-30 работники хозяйства пути приступили к восстановлению нечётного пути.

Расследуют: и.о. H Краснощек, HЗ-РБ Толмачев, HЗР Ивановский, служба безопасности Сазонов, 1-й зам. РБ Кондратенков, HЗЛ Hикитин, HЗТ Кот, HОД-3 Козловский, УРБ - 3 Кощеев, руководители всех служб. Создан оперативный штаб во главе и.о. HЗ-1 Валинский.

Hач. отдела ЦРБ Е. Б. Чернов

Машинист первого класса Алексей Федотов, управлявший поездом, в интервью радио «Свобода» вспоминает:

Проезжаем станцию Бурга, выезжаем на перегон Бурга - Малая Вишера по второму головному пути. Передо мной находится мост, это 177-й километр. Метров за 20-30 под моей кабиной происходит взрыв, у меня стекла летят, все в пыли, гарь. Я сразу понял, что взорвали. Я сразу применяю экстренное торможение, обесточиваю тягу, опускаю токоприемники - чтобы провод не намотать. Все. И мы летим 700 метров, скорость у меня была 185 километров в час. Остановились. […] За мной вижу только четыре вагона, со мной вместе, с локомотивом, оторвались, а через 200 метров остальные вагоны валяются. Ресторан улетел в откос в правую сторону, штабной вагон перевернулся. В общем, вагоны все лежат на боку, какой стоит, какой лежит. […] Самое интересное, что паники не было. Люди такие сознательные, что паники не было. Я подошел к мальчику, говорю: «Как ты себя чувствуешь?» Он говорит: «Хорошо». Я говорю: «Страшно было?» Он говорит: «Нет, я уже большой. Я понял, что всё хорошо».

2. Последствия

2.1. Для локомотива и вагонов поезда

Электровоз ЧС200 повреждён взрывом и требует ремонта в объёме ТР-2, ТР-3. Вагоны после проведения или КР или ТР-3 могут быть вновь задействованы в пассажирском движении, некоторые вагоны повреждений не получили.

2.2. Для организации движения поездов

Вслед за «Невским экспрессом» следовал электропоезд ЭР-200 сообщением Москва - Санкт-Петербург, этот электропоезд вернулся в Бологое, там пассажиров пересадили на резервный состав и отправили в Санкт-Петербург через Дно и Шушары. [источник не указан 494 дня ] Всего по состоянию на 23:30 по московскому времени 13 августа на участке Санкт-Петербург - Бологое находился 21 поезд, все эти поезда были направлены в объезд.

В дальнейшем поезда следованием из Санкт-Петербурга в Москву отправлялись окружным путём через Чудово, Новгород, Дно и Бологое. Поезда из Москвы в Санкт-Петербург следовали по маршруту Ярославль - Вологда - Череповец - Волховстрой; поезда южных направлений отправлялись через Кошту и Александров. В результате время в пути для этих поездов увеличилось на 8 часов.


2.3. Для ОАО «РЖД»

По словам президента РЖД Владимира Якунина, на бесплатное питание для пассажиров, поездки которых были задержаны из-за аварии, ОАО «РЖД» затратило 2,5 млн рублей. На ремонт подвижного состава - двенадцати вагонов «Невского экспресса» - ориентировочно будет потрачено около 150 млн рублей; покупка нового электровоза обойдется компании в 100 миллионов. Также потребуются деньги на ремонт верхнего строения пути. Из-за нарушения железнодорожного сообщения на различных направлениях, вызванного аварией, пассажирами было возвращено свыше 2,5 тысяч железнодорожных билетов, стоимость которых была полностью возмещена.


3. Награждения

Указом Президента РФ, подписанным 3 октября 2007 года, начальник поезда «Невский экспресс» Игорь Болдырев, машинист Алексей Федотов и помощник машиниста Андрей Иванов были награждены орденом Мужества. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени были награждены проводники поезда «Невский экспресс» Андрей Власов, Мохубат Гаджиев, Наталья Ермолаева, Александр Козеренко, Елена Крашенинникова, Ирина Савельева, начальник отдела службы автоматики и телемеханики Октябрьской железной дороги Петр Капуста и электромеханик Игорь Стрыгин. РЖД также предполагало поощрить около 150 человек из числа проводников поезда и участников ликвидации аварии.


4. Расследование и суд

Причиной аварии назвали подрыв железнодорожных путей, следственные органы квалифицировали подрыв поезда как террористический акт. В разное время в ходе следствия привлекались:

  • Хасан Дидигов - житель г. Чудово Новгородской области
  • Андрей Каленов - житель Санкт-Петербурга
  • Денис Зеленюк - житель Санкт-Петербурга
  • Амирхан Хидриев - житель Ингушетии
  • Макшарип Хидриев - житель Ингушетии
  • Саламбек Дзахкиев - житель Ингушетии
  • Павел Косолапов - в розыске

15 января 2010 года Новгородский областной суд приговорил двух подсудимых по делу - Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева - к лишению свободы на срок 10 лет и 4 года в колониях строгого и общего режима соответственно (суд согласился с обвинением только в части незаконного перевоза взрывчатки для использования в подрыве поезда, и оправдал обвиняемых по статье «терроризм» ). Представители как обвинения, так и защиты заявляли о намерении обжаловать данный приговор.

31 марта 2010 года Верховный Суд РФ оставил приговор, вынесенный Дзахкиеву и Хидриеву, без изменений, а жалобы защиты без удовлетворения. Адвокат осужденного Хидриева заявил, что не исключает возможности обращения с жалобой в ЕСПЧ.


Источники

  1. 1 2 3 4 «Невский экспресс» подорвали самодельной бомбой. Lenta.ru (2007-08-14).
  2. 1 2 Взрыв «Невского экспресса» признали терактом. Lenta.ru (2007-08-14).
  3. Пассажиров «Невского экспресса» спасла скорость поезда. Lenta.ru (2007-08-14).
  4. В больницах остаются 19 пострадавших при крушении «Невского экспресса». Lenta.ru (2007-08-15).
  5. Госпитализированы еще восемь пассажиров поезда Москва-Петербург. Lenta.ru (2007-08-14).
  6. Глава МВД заявил о раскрытии дела «Невского экспресса». Lenta.ru (2007-11-15).
  7. В Назрани задержаны еще двое подозреваемых в крушении «Невского экспресса». Lenta.ru (2007-12-18).
  8. Одного из подозреваемых в подрыве «Невского экспресса» отпустили. Lenta.ru (2007-12-19).
  9. Выявлен подозреваемый в подрыве «Невского экспресса». Lenta.ru (2007-08-14).
  10. Составлены фотороботы подозреваемых в подрыве "Невского экспресса". Lenta.ru (2007-08-14).
  11. 1 2 «Русский бен Ладен» Павел Косолапов (2008-08-13).
  12. Оперативная информация ЦРБ ОАО «РЖД».
  13. Марьяна Торочешникова Машинист «Невского экспресса»: «Я сразу понял, что взорвали». Радио Свобода (2007-08-14).
  14. 1 2 Прокуратура ищет организаторов подрыва поезда «Москва - Санкт-Петербург» (2007-08-14).
  15. Авария поезда «Невский экспресс»: возбуждено дело по статье «терроризм» (2007-08-14).
  16. РЖД оценила ущерб от крушения «Невского экспресса». Lenta.ru (2007-08-15).
  17. Ущерб от подрыва «Невского экспресса» составил более 215 миллионов рублей. Lenta.ru (2007-08-17).
  18. Развенчание героя. Механик «Невского экспресса», награжденный за мужество, задержан за педофилию (2007-12-14).
  19. Машиниста подорванного «Невского экспресса» наградят орденом Мужества. Lenta.ru (2007-08-17).
  20. Крушение «Невского экспресса». Lenta.ru.
  21. Адвокат потребовал освободить подозреваемого в подрыве "Невского экспресса". Lenta.ru (2007-09-05).
  22. 1 2 Пресса выяснила имена подозреваемых в подрыве «Невского экспресса». Lenta.ru (2007-08-21).
  23. 1 2 По делу о подрыве «Невского экспресса» арестованы два жителя Ингушетии. Lenta.ru (2007-10-26).
  24. Второго задержанного по делу «Невского экспресса» оставят под стражей. Lenta.ru (2007-12-20).
  25. 1 2 3 Обвинение может обжаловать приговор по делу «Невского экспресса»-2007. РИА Новости (2010-01-15).
  26. Суд вынес приговор по делу о подрыве «Невского экспресса». Радио «Маяк» (2010-01-15).
  27. Защита подсудимых по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году обжалует приговор. Интерфакс (2010-01-15).
  28. Фигуранты дела о подрыве «Невского экспресса» обжалуют приговор в ЕСПЧ. Право.ру (2010-03-31).

Более 30 человек погибли, десятки пострадали в результате крушения поезда «Невский экспресс», шедшего из Москвы в Санкт-Петербург. По предварительной версии, причиной катастрофы стал теракт.

Причиной крушения поезда «Невский экспресс», в результате которого погибли по меньшей мере 25 человек, согласно официальной версии, стал теракт. Еще одно взрывное устройство, как говорят в РЖД, сработало на месте катастрофы в субботу днем.

Второй взрыв на месте крушения «Невского экспресса» в Новгородской области произошел в 14:03, сообщили GZT.RU в РЖД. Как уточнил собеседник, произошел хлопок, похожий на взрыв, и только что открытый после катастрофы перегон был закрыт по команде ФСБ. Ближайший поезд по этому участку будет следовать около 17:00. В РЖД выразили надежду, что все проверки в этом районе завешаться к этому времени.

Напомним, что взрыв, который привел к крушению «Невского экспресса», прогремел примерно в 21:25 мск. в пятницу. По последним данным Минздравсоцразвития, погибли 26 человек, 18 числятся пропавшими без вести. Генпрокуратура РФ сообщает о 30 погибших. Пострадало 96 человек. До сих пор неизвестна судьба 18 пассажиров «Невского экспресса». Всего в потерпевшем аварию поезде находились 682 человека вместе с машинистом и проводниками. На сайте РЖЖ опубликован список пострадавших, в котором значится 96 фамилий.

«Первые часы не происходило вообще ничего»

О том, что происходило в первые часы после аварии рассказали ехавшие в «Невском экспрессе» пассажиры. По их словам, пострадавшие ждали помощи больше часа. Администрация «Невского экспресса» оказалась не готова к ЧП. Как говорят пассажиры уцелевших вагонов, первые 40 минут после остановки поезда они вообще ничего не знали о произошедшем. Проводники говорили, что ничего особенного не случилось и вот-вот поезд поедет дальше. Только спустя час стало понятно, что ситуация очень серьезная.

Бригада «Невского экспресса», включая начальника поезда не сумели организовать ни экстренной помощи пострадавшим в трех последних вагонах, ни даже попытаться объяснить пассажирам остальных вагонов, что происходит, утверждают очевидцы. Очень медленно действовали и оперативные службы.

«По сути, первые два часа не происходило вообще почти ничего, – рассказал изданию «Деловой Петербург» один из пассажиров поезда. – Мы ничего не могли сделать с ранеными: в поезде почти не было врачей, а аптечек, необходимых для оказания хотя бы самой простой помощи … Первые несколько «скорых» приехали только через два часа. Из-за высоты насыпи они не могли подъехать ближе к раненым, и их относили на руках и носилках до машин. Они увезли самых «тяжелых». Подъехавшие местные пожарные тоже не особо помогли, лишь стояли и докладывали по рации начальству, что происходит. Мне показалось, я услышал фразу: «У нас два вагона мяса»». По словам очевидца, активные действия начались только спустя три часа после аварии, когда на место происшествия приехали высокопоставленные чиновники и силовики.

Последствия катастрофы в интервью радиостанции «Эхо Москвы» описал питерский адвокат Борис Грост, который накануне вечером ехал из Москвы в Петербург. По его словам, звука взрыва он не слышал, а ощущение было такое, что поезд потерял колесо или наехал на какое-то препятствие.

«Последний вагон в составе, но 1-й по нумерации находился на расстоянии 1,5-2 километра от остановившегося состава. 2-й с конца – он перевернулся, а 3-й был в нашем составе, сошел с рельс, но стоял вертикально. И в этом вагоне, насколько я знаю, никто серьезно не пострадал и отделались ушибами», – описывает увиденное Грост.

По его словам, больше всего пострадавших было в последнем вагоне. Их вытаскивали через окна. «Там среди них были и тяжело раненые с открытыми переломами. Пытались как можно осторожнее вынести, относили их подальше к обочине. Уже начали разводить костры, чтобы люди могли согреться», – говорит адвокат.

По его словам, спасение пострадавших велось неорганизованно. «Я лично там не увидел единого руководства, людей, которые могли и хотели помочь было достаточно много. Так, чтобы их правильно организовать, я там не увидел. Хотя, конечно, проводники самоотверженно действовали, наверняка, среди них был и начальник поезда, но я его не опознал как руководителя к этому моменту», – сказал Грост.

Генпрокуратура признала аварию терактом

По факту аварии поезда Генпрокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям – «террористический акт» и «незаконный оборот взрывчатых веществ». Первоначально выдвигалась версия о том, что поезд мог сойти с рельсов из-за отключения подачи электричества на железной дороге. Однако впоследствии она была отвергнута. По словам источников в правоохранительных органах, на месте аварии под рельсами обнаружена воронка, появившаяся после взрыва самодельного устройства.

Машинист «Невского экспресса» заявил, что взрывное устройство сработало под электровозом. Однако многие очевидцы произошедшего утверждают, что звука взрыва они не слышали.

По словам главы РЖД Владимира Якунина, произошедшая авария является повторением событий двухлетней давности. «Подрыв произошел по схеме, очень напоминающей (происшествие) двухлетней давности», – сказал Якунин в ходе селекторного совещания в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧП. «Сработало неопознанное устройство, приведенное в действие неустановленными лицами», – добавил он.

Ответственность за взрыв взяли националисты

Ответственность за теракт взяли на себя националисты. Малоизвестная группировка, называющая себя «боевой автономной группой Combat 18», заявили, что именно ее активисты стоят за организацией взрыва.

В своем заявлении радикалы из Combat 18 объявляют войну, которая «затронет каждого обывателя» и в которой «не будет невинных жертв». Националисты призывают «убивать взрывать и жечь».

Заявление радикалов были опубликованы сразу в нескольких блогах. При этом авторы подчеркивали, что сообщение пришло на электронную почту с несуществующего адреса и ни подтвердить, ни опровергнуть достоверность заявления невозможно. Однако через несколько часов после публикации эта запись блогерами была удалена.

В правоохранительных органах заявление группировки назвали провокацией. Как сообщил «Фонтанке» источник в силовом ведомстве, данная группа прекратила свое существование в 2007 году, когда ее организатор и руководитель, и практически единственный член, Максим «Тесак» Марцинкевич был задержан в Москве за преступление экстремистской направленности. В январе этого года суд приговорил Марцинкевича к 3,5 годам колонии, а его сообщника к 3 годам условного лишения свободы.

Число жертв аварии продолжает расти

Среди жертв крушения поезда оказался экс-сенатор от Санкт-Петербурга Сергей Тарасов. Об этом сообщил источник в городской администрации северной столицы.

По данным агентства РИА Новости, в «Невском экспрессе» находился также глава Росрезерва Борис Евстратиков. Его судьба до сих пор неизвестна. Евстратиков ехал в Петербург со своим помощником, Александром Пошиваем. Последний в катастрофе выжил и уже вышел на связь, однако прояснить судьбу своего шефа он не смог.

«Пошивай жив, он вышел на связь. Евстратиков тоже был в поезде, но найти его никто не может и на связь он не выходит», – сказал источник агентства в Росрезерве.

Известно также, что в поезде находились несколько иностранцев – двое граждан Финляндии и один итальянец. О том, пострадали ли финны, пока ничего не известно. А гражданин Италии после аварии был доставлен в больницу города Бологое среди других пострадавших. Эту информацию позднее подтвердил руководитель службы печати и информации МИД Италии.

Пропавших без вести пассажиров мог увезти самарский поезд

По одной из версий, без вести пропавших пассажиров поезда «Невский экспресс», которых в настоящее время числится 18 человек, мог увезти поезд «Самара – Санкт-Петербург». Об этом было заявлено несколько в ходе совещания в оперативном штабе Национального центра управления кризисных ситуаций.

Этот поезд проходил рядом с «Невским экспрессом» после аварии. По свидетельству очевидцев, на нем уехали несколько пассажиров сошедших с рельсов вагонов, но сколько именно - пока неизвестно.

Тяжело раненых эвакуируют в Москву и Санкт-Петербург

Пострадавшие в результате аварии были доставлены в больницы Санкт-Петербурга. Москва, Новгородской и Тверской областей. В близлежащие больницы их доставляли автомобили скорой помощи. Эвакуация раненых проводилась также при помощи вертолетов. . Поезд «Сапсан», который проходил неподалеку испытания перед своим запуском, сразу же прибыл к месту аварии, где забрал пострадавших и отвез их в Петербург.

Самых тяжелых больных на вертолетах могут доставить в НИИ им. Склифосовского, в 15-ю, 20-ю и 71-ю больницы Москвы.

Около полудня первый пострадавший в аварии поезда «Невский экспресс» поступил в московский Институт скорой помощи имени Склифосовского. По словам директора НИИ Анзора Хубутия сейчас раненый находится в шоковом отделении реанимации, его осматривают специалисты и готовят к компьютерной томографии. Его привезли на машине «скорой помощи». Сотрудники института ожидают прибытие вертолета с одним пострадавшим.

Другой вертолет в ближайшее время доставит в Петербург двоих тяжело пострадавших в аварии. Как рассказал сотрудник городского МЧС, в Петербург уже доставлены 25 пострадавших. «В дорожную больницу доставлены 17 человек, три человека – в больнице Джанелидзе, по двое – в 16-ую и третью городские больницы, один – в травмпункт», – сообщил он.

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell