Из за чего двигатель ест масло. Почему двигатель жрет масло

Повышенный расход смазочного материала в двигателе является довольно распространенным явлением и поэтому интересует практически каждого водителя. Эта статья поведает о том, какой расход моторного масла считают нормой и по каким причинам его уровень сокращается.

Можно выделить целую систему причин, по которым повышается или, наоборот, снижается уровень моторного масла. Все это существенно влияет на работу самого мотора, а расход масла в двигателе является единственным параметром, которое может оценить сам водитель. Для этого необходимо самостоятельно произвести замер, применяя специальный щуп.

Качество моторного масла и его влияние на повышение расхода

Качество смазочного материала напрямую влияет на его расход. Профессионалы в этой сфере рекомендуют оценивать качество масла в двигателе по его умении нейтрализовывать кислые компоненты, которые образуются от сгорания горючего. Не менее важное значение придают и антикоррозийной активности моторного масла, а также тому, насколько эффективно смазочный материал выполняет свои главные функции, а именно диспергирование и промывание разнообразных составляющих. Однако, наиболее важным считают оценку качества, позволяющую определить, насколько масло в двигателе предотвращает износ элементов мотора и делает его минимальным.

Расход масла на угар

Расход моторного масла на угар происходит тогда, когда моторное масло прямо попадает в камеру сгорания и горит вместе с топливом. Кроме того, в процессе эксплуатации, в каждом моторе внутреннего сгорания создается частичный расход этого смазочного материала, что напрямую связано со спецификой механизма и работой аппарата.

Например, в цилиндро-поршневой группе моторное масло служит для снижения трения между подвижными поверхностями, также оно охлаждает детали и создает между ними необходимое уплотнение. Его наносят на поверхность поршневых колец и цилиндра, а при такте рабочего хода маслосъемные кольца устраняют его излишки.

Сизый дым из выхлопной трубы, причины и устранение

Сам угар масла в двигателе довольно легко распознать. При нем наблюдается сизый дым в выхлопных газах, что не встречается во время сгорания качественного горючего. Однако, не стоит путать это явление с черным дымом, что свидетельствует о проблеме с системой впрыска. Кроме того, явным симптомом сгорания смазочного материала можно назвать черную маслянистую кромку, которая образуется по краях выхлопной трубы.

Намного сложнее выяснить причины сгорания моторного масла, так как без вскрытия двигателя, сделать это невозможно. Существует несколько недорогих и несложных способов борьбы с угаром.

Во первых, необходимо определить, какой расход моторного масла предназначен для конкретного двигателя. Иными словами, сколько смазочного материала должно угорать в моторе.

Во вторых, нужно знать, что число сгоревшего моторного масла напрямую зависит от режима работы автомобильного двигателя. Если автомобилист постоянно использует при движении высокие обороты, значит и смазочного материала сгорит большее количество. Это является обыкновенным законом физики — чем выше обороты, тем больше становится температура мотора и масла.

В третьих, норма расхода масла в двигателе должна учитываться в спецификациях определенного производства транспортных средств, а каждая определенная модификация мотора обязательно должна отражаться в документах на автомобиль.

Причины сгорания масла

Существует ряд основных причин, ввиду которых и следует повышенное сгорание моторного масла.

Во первых, довольно часто подобное сгорание происходит из-за неподходящего масла, которое заливается в транспортное средство. К примеру, смазочный материал через чур низкой вязкости в соответствии с мотором, отличается свойством сгорать, а моторное масло через чур низкой вязкости — накапливается на внутренних стенках машинного агрегата. Как в первом, так и во втором случаях потери масла будут существенными.

Во вторых, маслоотражающие колпачки способны со временем изнашиваться. Причинами такого износа можно назвать неподходящее масло в двигателе или резкие перепады температур.

В третьих, часто причиной сгорания могут быть маслосъемные кольца, которые износились. По мнению специалистов, в этом случае, необходимо провести раскоксовку колец. Однако, для решения проблемы, можно также заменить кольца и произвести капитальный ремонт мотора.

Кроме того, причинами сгорания масла, могут быть выработка или износ внутренних поверхностей цилиндров, большое давление картерных газов либо выход компрессора из строя.

Повышенный расход масла, появилась течь через прокладки, как устранить

Например, для V 6 и V 8 двигателей, расход одной литры моторного масла на одну тысячу километров является нормой. Однако, двигатель рядных малолитражек не должен расходовать такое количество смазочного материала. Здесь все зависит от модели конкретного двигателя. Следует помнить, что любой мотор, даже наиболее новый, в любом случае будет расходовать масло, так как без него он не сможет работать, и по другому быть не может.

Кстати, большинство водителей советуют просто доливать масло в изношенный мотор, а не производить капитальный ремонт. Однако, это помогает не во всех случаях.

Существует несколько факторов, которые также способны влиять на расход моторного масла:
1.Стиль езды.

2. Давление в картере.

3. Качество смазочного материала.

4. Правильность настроек и регулировки мотора.

5. Правильный подбор моторного масла соответственно с конкретным двигателем.

6. Соблюдение сроков замены.

7. Зазоры в цилиндро-поршневой группе.

8. Нарушенная герметичность в местах соединения.

Если вы обнаружили течь моторного масла, требуется замена сальников, прокладок и т. д. Существует несколько мест, из которых может вытекать смазочный материал — из сальников распредвала и коленвала, из прокладки, которая расположена под масляным фильтром, из заднего сальника коленвала, из прокладки клапанной крышки и из прокладки головки блока цилиндров.

В случае течи масла из прокладки клапанной крышки, которая находится сверху мотора, потеки смазочного материала будет четко видно на наружных боковых стенках аппарата. Через такую прокладку не может вытечь много моторного масла, однако все же стоит позаботиться о герметичности.

При вытекании масла из прокладки головки блока цилиндров, которая расположена сверху мотора, оно будет выступать наружу. Важно то, что на V-образных двигателях, таких прокладок две, как и ГБЦ. Прокладки могут иметь повреждения в разнообразных местах, также смазочный материал может уходить в охладительную систему, если пробита часть прокладки, что расположена между рабочими цилиндрами и отверстиями системы охлаждения. В таком случае, внешне мотор будет сухим, а течь моторного масла будет сложно обнаружить. Кроме того, определить такую неполадку можно по цвету охлаждающей жидкости, которая поменяет оттенок и станет мутной. Также, масло в двигателе начнет пениться, что легко можно увидеть на крышке горловины, через которую вы заливаете в мотор масло, а если быть точнее, то на ее внутренней поверхности. При подобной проблеме нельзя терять ни секунды и сразу ее решать, потому что мотор может выйти из строя.

Течь из сальников практически невозможно заметить, если открыть капот. О проблеме могут свидетельствовать пятна на внутренней поверхности защиты картера. Подобная поломка также должна устраняться мгновенно.

Увидеть течь прокладки поддона картера можно сняв защиту при помощи домкрата. Проверить наличие такой проблемы следует и при замене смазочного материала.

Что касается заднего сальника коленвала, то расположен он на входе коленвала в коробку переключения передач. В большинстве случаев, при его замене, приходится снимать коробку передач, так как иным способом увидеть его нереально. Выявить такую течь можно по подтекам, которые находятся в нижней части мотора.

Если износилась прокладка под масляным фильтром, то заменить ее довольно сложно. Здесь все зависит от качества фильтра и его правильной замены. Хотя, тут существует множество и других нюансов.

Уровень масла в двигателе – очень важное условие для его долговечности и хорошей работы. Современная машина оснащена системами оповещения и диагностики, и при низком уровне масла двигатель не запустится. Отечественные марки таких систем не имеют, есть только лампочка давления масла. Поэтому не надо пренебрегать таким инструментом, как масляный щуп.

Часто возникают ситуации, когда двигатель жрет масло в больших объемах и не ограничивается, как когда-то, одной заправкой на сезон. Что делать в таких случаях? Причин этому может быть много, и это не всегда значит, что нужен капитальный ремонт.

Масло наиболее расходуется поршневой группой мотора, там трение больше, чем где-либо, оно сгорает и удаляется с выхлопом и отлагается на стенках, кольцах поршня, клапанных деталях. Расход его выше нормы – признак поломки мотора или его большого износа. Все причины, почему двигатель потребляет его много, можно поделить на две большие группы:

  • большой расход вследствие течи;
  • большой расход вследствие угара смазки.

Причины утечки масла

Масла бывают различных химических составов, некоторые очень стойкие к угару, другие более ему подвержены. Но при значительных оборотах горят все. Последнее не значит, что несколько секунд работы в таком режиме съест 200 или 500 г. Машина не будет потреблять его в литрах на 1000 км, если она исправная.

Масло может исчезать либо наружу, либо внутрь. Первое очень просто выявить, посмотрев под машину или около нее. Если вы увидите под машиной пятно красноватого масла – это коробочное (для автоматов), коричневое – моторное (механика). Моторное масло убегает из-за износа.


Нормальный расход возникает в поршневой группе, тут трение существеннее. Из-за значительных температур некоторое количество сгорает, «вылетает в трубу» с выхлопом или остается на стенках, кольцах поршня, седлах клапанов. Турбированный двигатель много жрет масло по причине износа роторных заглушек.

Делать протекания причиной утраты масла больше 200 г на 1000 км ошибочно, если на поверхности под автомобилем нет видимого масляного следа. Куда же тратится масло, если оно не выходит наружу? Одним из центральных элементов двигателя является камера для сгорания, в нее и улетает масло, горит там и преобразуется в дым, который и служит признаком поломки. Тут есть одна особенность.

Многие водители, замечая перерасход масла, смотрят за выхлопной трубой, газуют для этого специально, но дыма нет. Так почему двигатель все-таки жрет масло? Разгадка кроется в том, что цвет его (сизоватый, серо-голубой) дает себя обнаружить лишь при достаточно нагруженном моторе. Он пропадает на нейтралке и парковочной передаче. Надо просто попросить кого-то сесть за руль машины и посмотреть на нее сзади в процессе активной езды. Попадает масло в камеру для сгорания через:

  • изношенные маслосъемные колпачки;
  • зазоры между кольцами поршней и цилиндром;
  • через обе неполадки сразу.

Износ сальников (маслосъемных колпачков) и колец поршней


Утечки могут быть связаны с износом сальников

Первое, что нужно сделать, это осмотреть мотор на наличие утечек масла сквозь уплотнители и коренные сальники. Если там чисто, необходимо определить, что является причиной: клапанные сальники или что-то другое. Износ сальников можно диагностировать, запустив двигатель. Они изношены, если из глушителя идет дым сизого цвета, а затем он совсем не дымит.

В таком случае причиной являются сальники, которые достаточно изношены, но не совсем. Если такой дым идет постоянно, сальники клапанов имеют уже большую выработку ресурса. Надо смотреть на свечной нагар. Так определяется, какой именно цилиндр более всего ест масло, он покрыт нагаром черного оттенка. Нормальный цвет нагара должен быть светло-коричневым, но не черным.

Сальники установлены в газораспределительной системе, на ее клапанах. Плохо прогретый двигатель становится причиной затвердевания колпачков, они утрачивают свои уплотнительные свойства, и масло течет сквозь них. Масло удаляется выхлопом или покрывает свечи, сгорая. В итоге получается нагар бархатистой консистенции.

Еще одна распространенная причина излишнего потребления двигателем масла – кольца поршня. Они в большинстве имеют следующую конструкцию: на поршне их три, два компрессорных наверху и под ними одно для съема масла. Первые необходимы для сведения к минимуму зазора между поршнем и стенкой цилиндра. Это делает возможным увеличить передачу энергии, вращающей двигатель, до максимального значения.

Трение между компрессионными деталями и цилиндром сводится к минимуму подающимся туда маслом. Остатки его снимают кольца. Именно их износ – причина того, что машина жрет масло в больших объемах. Частая проблема для колец – их закоксовывание. Что делать в таком случае? Это может решиться применением специального препарата автохимии, он так и называется «раскоксовка».

Это очень агрессивный химический препарат, который снимает кокс с колец, для которого вручную пришлось бы применять шило, напильник, наждак или другие металлические инструменты с большим усилием. При механическом удалении можно повредить детали, поэтому лучше пользоваться препаратом. Но раскоксовка бессильна, если кольца сточены. Этот процесс опасен, и мастера не рекомендуют его. Лучше всего поменять кольца, выйдет качественнее. Меняют сразу кольца, колпачки и прокладки, шатунные вкладыши. Это достаточно дорого, но зато безопасно.

Флаттер, низкокачественное масло и другие причины

Машина и ее двигатель – это конструкция, которая подвержена перепадам температур, такие температурные циклы происходят постоянно на протяжении всего срока эксплуатации транспортного средства. Этому повержены его детали. Кроме температур, трения, мотор подвергается высоким давлениям. Поломка колец поршней, затвердевание их и растрескивание не только снижают компрессию, но и могут привести и к такому недугу, как флаттер.

Это достаточно загадочное явление. Оно состоит в том, что при функционировании двигателя кольцо вибрирует и колеблется вдоль радиуса поршня. Частота колебаний очень высокая. Также оно может скакать по краям канавок на поршнях, с одного на другой. Это несколько удивительно, но именно из-за этого двигатель жрет много масла. Признаками является выхлопной сизоватый дымок. Если двигатель не дымит, то все нормально.

Чрезмерный расход может быть признаком использования некачественной смазки

Если постоянно или очень часто использовать плохое масло или такое, которое не соответствует типу двигателя, то это также может стать причиной чрезмерного его расхода. Для каждого мотора предусмотрен конкретный вид масла. Плохо подобранное, оно может стать причиной повышенного потребления его мотором. Вот один из примеров влияния неподходящего масла на работу агрегата.

При использовании слишком жидкого масла кольца на поршнях не собирают его со стенок цилиндров. Когда воздух и топливо воспламеняются, эти остатки сгорают вместе с ними. Результатом является удаление его при выхлопе или, еще хуже, откладывание его в камере для сгорания, на свечах. В обоих случаях его уровень будет уменьшаться достаточно быстрыми темпами.

Такое масло откладывается на элементах силового агрегата, что в будущем приводит к закоксовке колец, их залеганию. В последнем случае компрессия уменьшается или совсем пропадает.

К дополнительным причинам относится естественный износ механизма. В этом случае образуется выработка ресурса всех элементов агрегата, масло идет намного резвее, чем в исправном моторе. Такой износ также заключается в деформации стенок внутри цилиндра. Появляются зазоры, сколы, трещины, горелые и трухлявые прокладки, затвердевшие сальники. От степени выработки этих деталей зависит уровень расхода масла.

Часто причину способен определить только мастер. Для предотвращения вышеописанных поломок и увеличения срока службы двигателя и его элементов рекомендуют всегда помнить о своевременной замене масла. Очень хорошим профилактическим средством является такая процедура, как промывка мотора специальным маслом. Излишне напоминать, что нужно стараться использовать только то масло, которое подходит для автомобиля.

Многим автолюбителям доводилось сталкиваться с такой неприятной проблемой, как повышенный расход масла. Причин этому достаточно много, поэтому мы решили подробно во всем разобраться и рассказать вам, как можно исправить ситуацию?

Главные особенности расхода масла двигателем

Как уменьшить расход масла в двигателе интересуются владельцы автомобилей разных марок. Как бы автопроизводители не боролись с этой неприятной проблемой, избежать естественного сжигания смазки просто невозможно. Чем дольше вы будете тянуть с ремонтом, тем сильнее усугубится проблема и тем больше повысится так называемый масложор.

Отметим, что существует некоторый допустимый расход масла – каждый двигатель его сжигает при работе (смазка просто угорает). Жидкость отвечает за смазывание всех деталей двигателя, в том числе цилиндров.

За счет моторного масла поршни свободно движутся в цилиндрах. Маслосъемные кольца должны снимать смазочную жидкость и отправлять ее в поддон, однако немного масла все-таки остается на стенках цилиндров и сжигается с воздушно-топливной смесью. В норме расход масла должен быть около 0,25% от расхода топлива, то есть на 100 литров бензина сжигается около 25 г масла.

Если масло горит быстрее, это перерасход, с которым нужно что-то делать. У новых автомобилей всегда наблюдается допустимый расход масла в двигателе, но со временем эксплуатации ситуация может ухудшаться.

Что делать, если двигатель ест масло, мы разберемся далее, но сначала рассмотрим, что может сломаться из-за повышенного расхода смазки. Поломки из-за перерасхода масла могут быть разными, но в основном страдает следующее:

  • сальники распределительного вала;
  • сальники коленвала.

Выявить эту поломку можно по образованию маслянистых пятен под днищем машины, которые появляются после долгого простоя машины на одном месте. Также, если машина жрет масло, может пострадать клапанная крышка – на ней возникают подтеки.

В запущенных случаях повышенный расход масла в двигателе приводит к проблемам с блоком цилиндров:

  • износ цилиндров;
  • повреждение прокладок головки.

Визуально определить, что машина ест масло, можно по сизому дыму из выхлопной трубы.

Причины перерасхода масла

Популярной причиной повышенного расхода масла является износ маслосъемных поршневых колец, которые есть в каждом двигателе внутреннего сгорания. Они предназначены для съема излишков масла со стенок цилиндров и предупреждают его попадание в камеру сгорания.

Немного смазки все же остается на стенках и горит вместе с топливом, но это нормально, если расход не превышает допустимых значений. Из-за постоянного контакта с поршневыми стенками кольца стираются и оставляют больше смазки, которая горит и попадает в выхлопную трубу. Из-за этого и появляется синеватый дым. Для устранения проблемы нужно поменять кольца, но это достаточно дорогостоящий и сложный ремонт.

Нередко повышенный расход масла обусловлен износом стенок цилиндров. В этом случае необходимо их расточить или заменить весь блок (это очень дорого).

Когда двигатель жрет масло, дело может быть в износе маслосъемных колпачков. Они представляют собой своеобразные сальники, изготавливаемые из жаропрочных материалов, переносящих воздействие высоких температур и не утрачивающих эластичность. При износе колпачки утрачивают эластичность и перестают задерживать масло в полном объеме. Для замены этих колпачков не нужно разбирать двигатель, поэтому процесс не очень сложный.

В некоторых случаях повышенный расход масла связан с банальными протечками. Особенно часто подтекать начинает прокладка ГБЦ – эта проблема хорошо известна владельцам старых машин. Из-за чрезмерного износа мотора прокладка прогорает, но заменить ее нетрудно и стоит она недорого. Нужно просто снять головку и заменить уплотнитель. Важно хорошенько затянуть болты во избежание повторения проблемы.

Если вы будете использовать плохое масло, может потечь сальник коленчатого вала. Стоит он недорого, но замена достаточно сложная и работа стоит недешево.

Существует несколько простейших поломок, приводящих к повышенному расходу масла, но устранить их можно очень просто. Например, дело может быть в подсекании масляного фильтра, если он плохо закручен. Заметить это можно по образованию масляных пятен под днищем.

Интенсивная езда

Все автомобилисты, эксплуатирующие свои машины в интенсивном агрессивном режиме, часто сталкиваются с повышенным расходом масла. Работа двигателя на высоких оборотах требует более активного потребления масла. Даже если вы только что купили новую машину и выехали с салона, вы не застрахованы от повышенного расхода смазочной жидкости.

Дело в том, что даже новые двигатели могут кушать масло – все дело в поршнях. Их поверхность не идеально гладкая и еще не успела притереться. Кроме того, маслосъемные кольца тоже не идеально ровные и в них имеются мельчайшие дефекты, сквозь которые проходит смазка. Ситуация нормализуется, когда вы обкатаете двигатель.

Что делать при расходе масла?

Настало время разобраться, как уменьшить расход масла в двигателе. Прежде всего, нужно понять причину, по которой из системы пропадает масло. Оно может сгорать при работе двигателя или просто вытекать.

Если визуально вы не можете выявить причину повышенного расхода масла, начинайте действовать поэтапно:

  1. Проверьте все сальники и прокладки. При выявлении следов их подтекания замените уплотнения.
  2. Осмотрите клапанную крышку.
  3. Проверьте клапана поддона и масляного фильтра.
  4. Убедитесь, что дело не в сальниках распределительного или коленчатого вала.

Если все эти детали в порядке, двигатель жрет масло из-за внутренних причин, поэтому придется прибегать к сложному и дорогостоящему ремонту.

Определить, что дело в износе цилиндро-поршневой группы, можно по выхлопу. Если он имеет сизоватый цвет, масло определенно горит в цилиндрах. Для устранения проблемы придется разобрать мотор, а делать это должны профессионалы на специализированных СТО.

Во всех случаях, когда машина ест масло, а что делать вы уже успели определить, исправление ситуации потребует вложения денежных средств. Не советуем использовать плохие масла для смазки и старайтесь всегда контролировать состояние мотора. Простейшие правила позволят защитить мотор от повреждений и сберечь деньги.

Вопрос, какой двигатель ест масло , возникает довольно часто, когда заходит разговор об автомобилях, при эксплуатации которых приходится периодически доливать смазочный материал. Существуют моторы, потребляющие большое количество масла на угар в виду своей конструктивной особенности, а не просто из-за неисправности. Зачастую это немецкие и некоторые японские авто.

Проблема с расходом моторосмазочной жидкости является обыденной, ведь то и дело приходится проверять уровень и регулярно доливать масло. А это приводит к дополнительным расходам, вместо того, чтобы экономить на заправке, как уверяет автодилер. Так что довольно часто при покупке автомобиля, кроме вопроса о расходе топлива или его общего состояния интересуются еще и тем, не страдает ли мотор излишним аппетитом к маслу.

Нормы расхода масла

Даже у самого современного и совершенного двигателя есть норма объема смазывающей жидкости, уходящей на угар. Его количество зависит не только от конструкционных особенностей и условий эксплуатации, но и от рабочего объема, чем он больше - тем больше расход масла. Поэтому факт про моторы, которые подъедают масло, описывается в руководстве по обслуживанию, и предполагается как должное явление для автомобиля, соответствующее экологической норме Евро-5 или Евро-6 и использующего масло Long-Life для увеличенных промежутков между ТО, ведь его и так приходится подливать. Такая норма может составлять до 1,5-2 литров на 1000 км пробега. Интересно, что при исправном двигателе масляный расход не может значительно меняться при изменении условий эксплуатации машины.

Современные авто требуют качественное низкосернистое горючее, иначе будет ускоренное старение масла и опосредственно подниматься норма его расхода.

Обычно норму расхода масла выводят в соответствии с расходом топлива, поскольку пробег в разных режимах может быть различным. Что касается классических атмосферных бензиновых двигателей, то для них нормой считается 5...25 грамм масла на 100 литров расходуемого бензина. Для моторов V6 или V8 расход будет выше - до 30...40 грамм. В изношенных двигателях, потребление масла может составлять до 600 грамм на 1000 км пробега.

Что касается турбированных бензиновых моторов, то у них приходится доливать примерно 800 грамм от замены до замены. Критическим значением в данном случае считается 2 литра масла на 100 литров топлива. Обычные дизельные моторы едят масла чуть меньше. У них норма будет в пределах 0,5 л на 10 000 км. Критическим значением аналогично будет - 2 литра на сотню литров солярки.

Такие нормы потребления касаются не всех двигателей внутреннего сгорания, много современных двигателей, которые в эти допуски не вписываются. Поэтому тот граничный расход, который актуален для других, у них считается нормой. Но о них немного позже...

Почему современные моторы подъедают масло

Нынешние двигателя машин пытаются делать максимально легкими и экологичными, но способными работать под большой нагрузкой и быть достаточно мощными, что приводит к быстрому старению или испарению моторного масла. Ведь оно тоже подвергается большим температурным нагрузкам и давлению. Но имеет смысл перечислить так же и проблемы, из-за которых может возникнуть «масложор». Ведь на самом деле его причина часто скрывается в износе какого-либо резинового уплотнителя или металлического элемента. Поэтому перед тем, как винить конструкцию мотора, необходимо убедиться в том, что двигатель исправен. К тому же в некоторых случаях именно специфика конструкции приводит к усиленному износу одного из элементов.

Итак, перечислим по порядку причины, почему двигатель ест масло:

  • неправильно ;
  • износ (даже незначительный) прокладки клапанов;
  • высокое давление картерных газов (неработающая вентиляция);
  • износ маслоотражающих колпачков;
  • износ маслосъемных колец поршня;
  • повреждение стенок цилиндров двигателя;
  • выход из строя прокладки ГБЦ;
  • выход из строя сальников распределительного и/или коленчатого валов;
  • полный или частичный выход из строя масляного фильтра.

Двигателя конструкцией которых предусматривается использование маленьких поршней, сильнее разогревают масло вследствие чего оно интенсивнее выгорает. А их алюминивые маслосъемные кольца пропускают смазку в камеру сгорания.

Отдельно стоит упомянуть о неправильно подобранном масле. В частности, его . Для каждого двигателя производитель в технической документации указывает, какой она должна быть (обычно допускается два-три варианта). И если залить более жидкое масло в картер, то это может привести к его угару. Объясняется это просто - много масла остается на стенках цилиндров, где оно попросту сгорает вместе с топливом, и выходит с выхлопными газами. Поэтому в двигатель нужно заливать масло с рекомендованной вязкостью.

Не забывайте приблизительно раз в неделю проверять уровень масла в картере двигателя с помощью щупа.

Проблемы с двигателями TFSI

Ярким примером “масложорных” моторов являются 1.8-2.0 TFSI. Так, причинами их прожорливости является:

  • Постоянно выходящий из строя клапан PCV (клапан вентиляции картерных газов).
  • Несовершенная конструкция поршневой группы. В частности, недостаточная герметизация из-за неоптимального положения маслосъемных колец. Из-за этого происходит выброс масла на выпускном цикле.
  • Особый стиль вождения. Двигателя начинают “подъедать” масло при малых нагрузках на двигатель (в том числе на холостом ходу).

Особенно это актуально для их второго поколения, выпускавшееся в 2008...2010 годах. Однако и третье поколение имело некоторые проблемы с этим. В частности, второе поколение моторов ЕА888 (1.8/2.0 TSI) имеют проблему с поршневой группой. В частности, облегченная конструкция поршня, его сниженное трение, ошибочная конструкция маслосъемных колец, а также неправильно рекомендованное моторное масло. Все это привело к очень большому его расходу на угар. Выходом из ситуации служит замена поршневой группы. А если менять на более “сильный” поршень, то нужно менять и комплект шатунов. Еще один вариант - установка новых поршней фирмы Kolbeschmidt. Они гораздо крепче и надежней.

Однако третье поколение ЕА888 (Gen3) также имеют свои проблемные места. В частности, здесь имеется двухступенчатая система регулирования подачи масла, из-за которой часто забивается сетка маслоприемника, может барахлить насос и его привод. Еще одной проблемой является то, что шейки коленчатого вала здесь имеют меньший диаметр, а значит, и большую склонность к утечкам масла из-за банального перегрева. Иногда возникают маслотечи, вызванные неудачной конструкцией трубки охлаждения турбины и работы клапана вентиляции картера.

Интересно, что на двигателях ЕА888 клапан принудительной вентиляции (PCV) является самой большой проблемой. В частности, он очень быстро загрязняется и начинает постепенно выходить из строя, тем самым повышая давление в картере и возможному выдавливанию одного из сальников двигателя. В самом худшем случае это приведет к протечке заднего сальника коленчатого вала.

Забитый клапан PCV

Также конструкторами была допущена ошибка с рабочим давлением PCV, из-за чего в некоторых случаях появлялись потеки масла на верхнем патрубке турбины, возможному попаданию его на впускной коллектор, интеркулер, клапаны, где он выгорало, и образовывало нагар. Чтобы избавиться от большого угара масла было предпринято решение о принудительном увеличении рабочего давления в картере путем увеличения пропускной способности PCV. Это действительно решило проблему нагара, однако способствовало увеличению течи сальников. Такую проблему можно решить установкой новых сальников (06H103171F), способных выдерживать повышенное давление, и при этом не расслаиваться, в том числе под воздействием масла.

Поскольку проблема коснулась большого количества выпущенных автомобилей и поднялся скандал, то производителем было принято решение об установке на новые моторы поршней от более старых моделей двигателей, а также поршневых маслосъемных колец с большими дренажными канавками. В качестве решения проблемы можно заменить не только поршни, но и масляные форсунки от более старых моделей двигателей. Если двигатель сильно “запущен”, то можно попробовать доработать масляные каналы в ГБЦ. Это нужно сделать в специальных сервисах.

В третьем поколении ЕА888 упомянутый задний сальник, который является одной из самых больших проблем, теперь запрессовывается, а не приклеивается как раньше. Однако перечисленные улучшения не смогли полностью ликвидировать проблему по устранению течи, и расход EA888 Gen3 составляет порядка одного литра на 3000...5000 километров пробега.

Также можно исключить клапан PCV с установкой из системы с маслоотделителем. Еще имеет смысл установить маслоуловитель. При замене шатунно-поршневой группы обязательно нужно проводить плосковершинное хонингование блока цилиндров. Оно необходимо для тщательной обработки цилиндров двигателя в будущем.

Имеет смысл напомнить, что новые двигатели или моторы, прошедшие капитальный ремонт, также могут на первых 500...1000 километров пробега “подъедать” масло. Однако со временем эта проблема уходит сама собой. Что касается эксплуатации исправной машины, то не нужно ездить на высоких (4-5-я) передачах и низких оборотах. Так масло выгорает быстрее.

Еще один масложор - EA211 от концерна VAG. Он выпускается с 2013 года и в разных объемах (от 1 до 1,6 литра) устанавливается на Volkswagen Polo, Octavia A7, Golf 7. Основных причин большого расхода масла две:

  • Конструкционные особенности тарелок пружин клапанов в головке блока цилиндров.
  • Повышенная склонность к закоксовыванию поршневых колец.

Чтобы избавиться от “масложора” необходимо выполнить замену перечисленных деталей двигателя.

Материалы двигателя и расход масла

В излишнем “поедании” масла виновата зачастую не конструкция двигателя, а материал, из которого выполнены отдельные его части. Рассмотрим это на примере двигателей серии FSI объемом 2,4, 3,2 и 4,2 литра, устанавливаемые, в частности, на автомобиль AUDI A6. Его особенность состоит в том. что блок мотора выполнен из алюминия, и имеет особое внешнее покрытие из силумина (это сплав алюминия и серы, достаточно хрупкий материал). Именно этот внешний слой под воздействием высоких рабочих температур и вредных внешних факторов со временем разрушается и теряет прочность. Из-за этого уже непосредственно на стенках цилиндров возникают задиры, а это естественным образом вызывает повышенный расход масла, а также увеличение шумности двигателя, появлению вибрации, уменьшению мощности мотора. Такая же ситуация была с двигателями баварской «шестерки» и «восьмерки» от BMW объемом от 2,0 до 4,0 л (серий M52 и M60), у которых силовой агрегат с никель-кремниевым покрытием. Там сера, имеющаяся в топливе с излишком, вступала в реакцию с покрытием и разрушала его. Поэтому немецкий автогигант в начале 2000-х годов отказался от производства таких моторов.

Алюминиевый блок цилиндров

Если говорить о пробеге, то описанная выше ситуация в большинстве случаев возникает через 120...140 тысяч километров пробега. При эксплуатации машины в щадящем режиме, заливать в двигатель качественное масло и вовремя его использовать, пользоваться хорошим бензином, то этот пробег можно увеличить до 200...220 тысяч километров. Некоторые “счастливчики” сталкиваются с такой проблемой уже через 40...60 тысяч километров.

Аналогичные рассуждения справедливы и для цельноалюминиевых двигателей, которые в настоящее время повсеместно устанавливаются на различные марки и модели современных автомобилей. Зачастую это связано с тем, что у них тонкие масляные каналы и небольшие зазоры. Со временем они увеличиваются и начинается увеличение количества масла на угар.

Или же как в случае с двигателями TSI и TFSI (мощностью от 120 до 300 л.с), из-за того что ради облегчения делаются компактные T-образные поршни, которые не только плохо охлаждаются маслом (а значит и способствуют его угару за счет повышенной температуры), но и тоненькими колечками, не способными качественно снимать излишки смазки. Также немало хлопот владельцам автомобилей с этими моторами доставляют маслонасос и клапан PVC. Так что таким двигателем, который жрет 2 литра масла на тысячу, выпущенных концернами VAG и BMW, не удивить.

Современные «высоко технологичные» моторы от Хендай, которые производитель позиционирует как экономичные, тоже жрут смазку литрами. А вот их старые моторы не едят масло до 120 тыс. км. Поэтому экономия на топливе не всегда является выгодной, поскольку масло стоит дороже, а капремонт который может потребоваться спустя 70...100 тысяч километров пробега еще больше опустошит карманы нежели заправка.

Какие двигатели жрут масло

Существует немало моторов, которые по технической документации отличаются «масложором». Это, например, двигатели с большим рабочим объемом, турбированные моторы, двигатели TSI и TFSI линейки ЕА888 (славятся расходом масла 0.7-1.0 л на 1.000 км), выпускаемые концерном VAG и используемые на Audi A4, A5, Q5 2008-2010 годов выпуска, а также некоторых моделях VW и Skoda. В перечень автомобилей, которые едят масло, попали некоторые модели двигателей Ford, Mitsubishi, BMW, Mercedes и Mazda. Наша команда постаралась собрать максимально полный список современных моторов, отличающихся увеличенным расходом масла.

Посмотрите, возможно здесь будет и тот, который установлен в вашей машине. Для удобства восприятия информация приведена в виде таблицы. Если у вас есть дополнительные данные о моторах, не указанных в ней, пишете отзывы в комментариях.

Обозначение модели двигателя Марка/модель автомобиля Количество съедаемого масла Причины “масложора” и примечания
VAG TSI 2,0 CAWA (первое поколение годы выпуска с 2008 до 2010) Volkswagen Golf 5 GTI, Volkswagen Jetta, VW Passat B6, VW Passat CC, VW Tiguan, Audi A3, Skoda Octavia RS, VW Eos, VW New Beetle, VW Scirocco, Audi TT, Audi Q3 Обычно причина кроется в снижении работоспособности маслосъемных колец. Также конструкционная недоработка поршневой группы (плохая герметизация).
VAG 1,8 TSI BZB (первое поколение, 2008-2010 годы выпуска) VW Passat B6, VW Passat CC, Audi A3, Audi A4, Audi A5, Skoda Octavia, Skoda Superb, SEAT Altea, SEAT Leon, SEAT Toledo До 500 грамм на одну тысячу километров пробега Часто причиной “масложора” является выходящий из строя клапан PCV, из-за которого повышается давление картерных газов. Бывает выдавливается сальник мотора, протечка заднего сальника коленвала.
TFSI EA888, 2 литра (второе поколение 2009...2011 годов выпуска) с AVS продольной компоновки AUDI A4/A5/Q5 Допускается до 500 грамм на 1000 км пробега Могут возникать неблагоприятные соотношения режимов давления между камерой сгорания и картером. Неэффективная работа маслосъемных колец. Быстрое засорение и выход из строя клапана PCV. Конструктивная недоработка поршневой группы.
TFSI EA888 третье поколение после 2011 с AVS продольной компоновки AUDI, Volkswagen Допускается до 1 литра грамм на 3000...5000 км пробега Проблемы с клапаном PCV, реже проблемы с поршневой группой.
Volkswagen 1,4 L TSI 122 л.с. l4, 1,4 L TSI 150 л.с. l4, 2,0 L TSI 170 л.с. l4, 2,0 L TSI 200 л.с. l4, 2,0 L TSI 210 л.с Volkswagen Tiguan У двухлитровых моторов расход примерно 0,5 литра на 1000 км пробега (у новых машин с пробегом до 5000 км может и больше) Конструкционные особенности, износ маслосъемных колец, забитая вентиляция картерных газов
VAG серии FSI объемом 2,4 л, 3,2 л и 4,2 л AUDI A6 С6 Обычно расход повышается после пробега в 100...150 тысяч километров. И чем больше объем, тем расход выше и надежность движка меньше. У турбированных расход еще больше - на 30...50 тыс км расход масла будет 300...500 грамм на тысячу. Причина кроется в конструкционных особенностях, алюминиевом блоке, системе непосредственного впрыска. Моторы очень чувствительны к качеству топлива и масла.
VAG 2.0 TDI и 2.0 TFSI (другие тоже “подъедают”) AUDI Q5 Допустимый масляный расход составляет 7,5 литров на 15 тысяч километров пробега Причина заключается в конструкционных особенностях объемных движков
VAG 2,0 TDI CJC WYMIAN (и другие более мощные) AUDI A4/A5/Q5 0,7...1,0 литра / 100 км У такого двигателя EVO2 с AVS есть две причины “масложора”. Первая - неблагоприятные соотношения режимов давления между камерой сгорания и картером. Вторая - двигатель по расходу масла чувствителен к стилю вождения с преобладанием холостого хода и малой нагрузки
Volkswagen 3,0 L TDI 225 л.с. V6 3,0 L TDI BlueMotion 240 л.с. V6 (2010 года) (народное название - “беляшик”) Volkswagen Touareg 2010 После пробега 2500 км увеличивается расход примерно до 1,5 литра на 10 тысяч км Частой причиной является засорение вентиляции картерных газов. Требователен к пропускной способности воздушного фильтра (установка фильтра с поролоном сильно увеличивает расход масла). Так же мотор очень чувствителен к качеству масла.
Porsche 3,2 V6 и другие более мощные, в том числе турбированные Porsche Cayenne Минимальный расход масла допускается в рамках одного литра на 2000 км пробега Мощные двигатели от 3,2 до 4,8 литра (в том числе дизельные и турбированные) “жрут” много масла.
BMW 4,8 V8 BMW X5 Нормальным считается расход до 1 литра на 1000 км пробега Мощный атмосферный двигатель в исправном состоянии берет много масла “на угар”.
BMW 4,4 V8 Twin Turbo Некоторые модели BMW 5-ой и 7-ой серий Допустимый расход до 1 литра на 1000 км пробега Использование двойной турбины само по себе вызывает большой расход масла на угар.
BMW M54 BMW следующих серий: X5 E53; 3 серия: Е46, Z3; 5 серия Е39, Е60/Е61; 7 серия Е65, Е66, Z4, Х3 Е83 При пробеге более 200 тыс км расход может увеличиться до 1 литра на 1000 км. Часто перегревается и у него забивается вентиляция картерных газов. Поршневые кольца подвержены закоксовыванию.
Subaru 3,6 R объемом 3630 куб. см. Subaru Outback Допускается 1 литр на 5000 км пробега Это самый мощный двигатель для данной машины, он сильно “подъедает” масло.
Subaru EJ25 объемом 2,5 л Subaru Impreza (WRX/STI), Forester, Legacy/Outback, Subaru Baja и SAAB 9-2X
Subaru EJ20 объемом 2,0 л Subaru Exiga, Forester, Impreza, Legacy Допускается расход масла до 1 литра на 1000 км пробега Конструктивные особенности японских двигателей, большое количество масла на угар
Mitsubishi 4G64, объем 2350 куб.см. Mitsubishi L-300, Delica Заявленный масляный расход составляет порядка 1 литр на 1000 км Причина в конструкционных особенностях
Mercedes серия М112 (Е24, Е26, Е28, Е32, Е37) Mercedes классов C, CLK, E, ML, S, SL, SLK, Viano, Vito, отдельно - Chrysler Crossfire По паспорту нормальный расход масла составляет до 800 грамм на 1000 км пробега Причин две. Самая распространенная - износ маслосъемных колпачков. Другая - загрязненная вентиляция картерных газов. Также часто возникает течь масла, вызванная износом уплотнения масляного теплообменника.
Mercedes OM 606 (OM 606.910, OM 606.912 ERE, OM 606.961 ERE, OM 606.962 ERE, OM 606.964 ERE) Mercedes моделей: W124 E300D, W210 E300D, W140 S300 Turbodiesel, W210 E300 Turbodiesel, W463 G300 Turbodiesel Допускается масляный расход до 1 литра на 10000 км пробега Двигатель очень боится перегрева, и чувствителен к наличию воды в солярке. Это может привести к его поломке, а первым ее этапом будет подъедание масла
Ford серии Duratec, объемом 1,4; 1,6; 1,8; 2,0 л Ford Focus 2 После пробега 80...100 тыс км “масложор” увеличивался до 100...150 грамм на 1000 км пробега, а при 250...300 тыс пробега еще больше - до 1 литра на каждую 1000 км Чаще всего проблема состоит в залегающих кольцах. Двигателя очень чувствительны к качеству топлива. Нередко выходит из строя масляный насос или редукционный клапан
Duratec-HE/MZR L8 Ford C-Max Mk I, Ford Mondeo Mk III, Ford Focus Mk II, Mazda 5, Mazda 6, Mazda MX-5 Нормальным расходом считается до 500 грамм на 1000 км пробега Обычно проблемы с залегающими кольцами. Двигатель очень чувствителен к качеству топлива.
Mazda FS-ZE, KL-ZE, 6 поколение, GF Mazda 626 При увеличенном пробеге расход масла может составлять до 1 литра на 1000 км Конструкционные особенности
Mazda FP 1,8 (1840 куб. см) Mazda 323F (1998-2000 годов выпуска) Примерно на 80 тысячах километров пробега начинает подъедать масло до 5 литров 1000 км. Причем прогрессирующими темпами (поэтому ремонт нужно сделать быстро)
Toyota 4A-FE Следующие модели марки Toyota: Avensis, Carina, Carina E, Celica, Corolla, Corolla Ceres, Corolla FX, Corolla Levin, Corolla Spacio, Corona, Corona Premio, Sprinter, Sprinter Carib, Sprinter Marino, Sprinter Trueno После 120 тысяч км пробега двигатель начинает подъедать масло, расход обычно увеличивается до 2,5 литров на 10 тысяч километров Обычно причина заключается в преждевременном износе маслосъемных колец

Интересно, что большинство современных автопроизводителей (особенно дорогих машин, относящихся к бизнес-классу) указывают в технической документации допустимое значение расхода масла с большим запасом. Также там прописывается условие, что автовладелец должен пользоваться только прописанным (качественным, подходящим) маслом. Это делается, чтобы, во-первых, сэкономить на гарантийном ремонте, а во-вторых, перестраховаться в случае подавания на компанию судебных исков.

Поэтому зачастую автовладельцу нужно самому следить за состоянием двигателя, и выполнять своевременное доливание масла, и выполнять соответствующие ремонты для устранения причин, приводящих к понижению его уровня.

Для замедления износа деталей и узлов двигателя автомобиля в конструкции предусмотрено применение замкнутого герметичного масляного контура. Перемещаясь, смазочное вещество способствует понижению температуры всех движущихся элементов мотора, подвергающимся трению.

Повышенное расходование масла в движке машины является наиболее часто встречающейся проблемой для многих автомобилистов. Среди автолюбителей существует известный термин - двигатель ест масло. Наиболее часто встречаются симптомы, выраженные в появлении обширных характерных пятен под машиной, большого количества дымовых выхлопов, выходящих из трубы, вспенивании охлаждающей жидкости.

Расход масла при исправной работе двигателя

Номинальное количество расходования масла исправным автомобилем равно от 20 до 40 граммов на одну тысячу км пробега. Расход масла возрастает и может достичь 200 грамм в расчете на тысячу км при работе машины в тяжелых условиях. Но если расход увеличился до стаканов и даже литров, следует понимать, что возникли неполадки в двигателе. В этих случаях возникает необходимость масло лить в поддон движка все чаще и чаще. В основном смазка испаряется от воздействия высоких температур.

Факторы, влияющие на повышенный расход масла

При выявлении причин утечки масла рассматриваются следующие факторы:

  1. Повышение температуры внутри двигателя.
  2. Вязкость смазочного вещества не соответствует данной модели автомобиля, большое значение имеет, какое масло используется.
  3. Маслосъемные колпачки имеют повышенный износ.
  4. Неисправные клапаны и забитые каналы в системе принудительной вентиляции картера (PVC).
  5. Ослабление затяжек крепежных болтов.
  6. Выход из строя уплотнительных деталей.
  7. Нарушение герметичности в прокладке головки блока цилиндров (ГБЦ).

При перегревании мотора повреждаются маслосъемные колпачки, появляются задиры на цилиндрах. При доведении температуры до закипания мотора возникают необратимые изменения в движке, требующие дорогостоящего ремонта.

Неправильно подобранная вязкость вызывает механические повреждения узлов и деталей мотора, что приводит к проникновению смазки в камеру сгорания.

Неисправные клапаны PVC могут вызвать повышение давления, продавливание сальников и уплотнителей. Течь продолжается несмотря на замену смазочного материала.

Крепежные болты накладных деталей нуждаются в периодических подтягиваниях для предотвращения начинающихся утечек.

Первичная диагностика повышенного расхода масла

Тревожные признаки могут появиться не одновременно с возросшим потреблением масла. Существуют различные стадии нарушения расхода:

  1. Умеренное расходование смазочного материала - в этом случае не совсем понятно, ест ли двигатель масло сверх установленных норм.
  2. Двигатель усиленно жрет смазочный материал.
  3. Периодический увеличенный расход - наскоками, могут начинаться утечки после длительного пробега автомобиля.

Определение причин усиленного пожирания смазки

Для того чтобы понять, почему двигатель ест масло, необходимо изучить характер и частоту повторений случаев, вызывающих тревогу и учесть появившиеся дополнительные факторы. Данный дефект может быть вызван следующими причинами:

  1. Сгорание смазки в совокупности с топливом, вызванное изношенностью колец поршней.
  2. Утечка через затвердевшие прокладки и трещины в них.
  3. Проникновение смазочного материала в систему охлаждения через прокладки ГБЦ, утратившие свои свойства.

Диагностика утечек масла

Бывают случаи, когда трудно установить, почему двигатель жрет масло в больших количествах. Выхлопная труба не дымит, нет следов масла в выхлопе, не видно ни одного признака сгорания смазочного вещества в работающем двигателе, а расход его явно увеличен.

Как определить дефект? Если двигатель жрет масло, но при этом не дымит, то причины кроются в следующих узлах и системах:

  • наличие утечек в смазочной системе или просто ослаблена закрутка масляного фильтра - под машиной образуются характерные жирные пятна;
  • требуется замена изношенного клапана PVC, нарушающего работу системы вентиляции;
  • механические повреждения корпуса мотора, в этом случае нужно проверить общую компрессию;
  • изношенность уплотнителей клапанов - их диагностика и замена должны производиться опытными профессионалами;
  • повреждение прокладок и уплотнительных элементов двигателя;

Повышенное вспенивание охлаждающей жидкости и окрашивание ее в темно-коричневые тона говорят о следующих неполадках:

  • одна из прокладок цилиндров пришла в негодность, требуется ее замена;
  • возникновение трещин в головке блока цилиндров - нужно ее снять, восстановить или заменить на целую;
  • попадание смазки в систему охлаждения, при этом необходим ремонт или замена масляного радиатора.

Если движок начал усиленно кушать масло, из выхлопной трубы повалил синий дым, сильно упала мощность автомобиля, причины состоят в следующих неполадках:

  • система принудительной вентиляции картера PVC засорена, что привело к всасыванию смазочного материала в двигатель, в этом случае необходима замена PVC клапана;
  • механические повреждения двигателя, допускающие проникновение материала в камеру сгорания;
  • попадание остатков разрушенного каталитического нейтрализатора в камеру сгорания, приводящее к механическим разрушениям поршневых групп, а также цилиндров;
  • изношенность колец и рифленых стенок цилиндра, что приводит к дорогостоящему капитальному ремонту.

Мероприятия по устранению повышенного расхода смазочной жидкости

Что делать, когда установлены причины того, что двигатель стал усиленно жрать масло и смазку?

Устранение утечек машинного масла чаще всего сопровождается полным снятием и разборкой двигателя . Демонтаж и разборка производят в соответствии с рекомендациями инструкции, составленной на заводе-изготовителе. Только такие операции приведут к тому, что мотор перестанет усиленно есть смазку.

При заметном изменении формы цилиндров их нужно заменить на новые. Замене также подлежат изношенные кольца маслосъемные и компрессионные, разрушенный поршень, подшипники турбокомпрессора.

Если имеет место протечка смазки через прокладку ГБЦ, то надлежит снять ее и заменить на новый образец. Но не следует самостоятельно браться за выполнение этих работ без соответствующей подготовки и опыта, т. к. данные операции требуют высокой квалификации и мастерства.

При использовании смазки, имеющей неподходящую вязкость для авто данной марки, необходимо произвести ее полную замену. Заливать необходимо новое масло, соответствующее модели автомобиля. Для проведения комплекса работ по замене моторной жидкости, необходимо дождаться снижения ее температуры во избежание травм кожи. Масляный фильтр потребуется заменить на новый экземпляр, подходящий по всем параметрам марке машины.

Черный дым, выходящий из выхлопной трубы, говорит о сгорании смазки в цилиндрах движка. Для устранения этого дефекта можно самостоятельно произвести регулировку зажигания в машине, руководствуясь инструкцией.

Чтобы избежать дорогостоящих ремонтов, многие автовладельцы применяют специальные присадки в масло двигателя. Судя по отзывам потребителей, они способствуют улучшению свойств смазочных жидкостей, уменьшают их расход и вытекание, повышают работоспособность моторов. Особенно пользуются популярностью присадки, обладающие противоизносными и антиокислительными свойствами.

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell