«Колдун», анализ рассказа Зощенко. Зощенко Михаил

Рассказ Зощенко «Колдун» был написан в 1924 г. и напечатан в журнале «Красный ворон» № 10. Произведение вошло в цикл «Весёлые рассказы», состоящий из 12 историй, под названием «Рассказ о колдуне». Этот цикл был издан в сборнике «Весёлая жизнь», вышедшем в Ленинграде в 1924 г.

Литературное направление и жанр

Реалистический сатирический рассказ «Колдун» написан в традициях зощенковского сказа, в котором повествователь и рассказчик не совпадают. Рассказчик – человек простой, из народа, чей уровень развития ниже, чем уровень читателя. Это давало возможность автору показать не только проблему, отражённую в сюжете рассказа, но и проблему, связанную с самим рассказчиком, своеобразно интерпретирующим события.

Проблематика

Важнейшая проблема рассказа – проблема человечности, гуманизма, милосердия. Она спрятана в подтексте, прикрыта проблемой, которая подвергается сатирическому осмыслению. На первом плане, на виду, в рассказе проблема суеверий. Эта проблема была актуальна для молодой советской страны, борющейся с суевериями прошлого, с опиумом для народа, как обозвал её Карл Маркс, – религией. Сегодня понятно, что коммунисты просто заменили одну религию другой, потому что коммунистическая идеология сродни религии. Но Зощенко, очевидно, догадывался об этом ещё в середине 20-х. Именно поэтому сатирическое осмеяние суеверных крестьян, боящихся колдуна – это обобщённая сатира на новую идеологию вообще.

Но не эта проблема главная в рассказе. Зощенко напуган тем, что люди, перестав бояться Бога, так легко убивают друг друга. Колдуна убили мужики за мелкую пакость, но не чувствуют раскаяния. Они боятся теперь не Божьего гнева, как им было положено до прихода советской власти, а мести колдуна. Но ни раньше, ни теперь никто из них не боялся укоров совести. Вот это, с точки зрения Зощенко, и есть истинная проблема: моральное разложение человека 20 века велико и не зависит от внешних обстоятельств.

Сюжет и композиция

Рассказчик сообщает историю, случившуюся на днях в одной деревне, в которой убили колдуна. Рассказ – история его убийства. Колдун пришёл в дом к «среднему мужику», то есть зажиточному крестьянину. Он надеялся на угощение. Суеверные женщины бросились накрывать на стол, но хозяин Тимошка, «просвещённый» советской властью, прогнал дармоеда: «Катись колбаской».

Ночью в хозяйстве случилось несчастье: начала орать тёлка. Крики продолжались и весь следующий день, пока бабы не уговорили Тимошку поклониться колдуну. Колдун пришёл и не велел смотреть, как он будет ворожить. Но Тимошка подсмотрел в щёлку сарая, что колдун вытащил из хвоста телёнка булавку. Тогда Тимошка закрыл колдуна в сарае, созвал мужиков, которые били колдуна до тех пор, пока он не умер. Но с тех пор случилось уже 2 несчастья, и мужики ждут следующих.

Композиция рассказа ретроспективна. Вначале рассказчик сообщает, что случилось убийство колдуна, а потом описывает, как это случилось. У рассказа есть композиционная рамка. Зачин рассказа – удивление рассказчика, который не понимает, как сосуществуют технический прогресс и колдуны с кудесниками. Концовка – угрожающее пророчество о том, что убитый колдун будет «крошить род человеческий». Почему? Потому что в народном сознании суеверия побеждают технический прогресс. Только автор-повествователь стоит выше этого обобщения, с грустью наблюдая за несчастьями народа, якобы вызванными убийством колдуна. С точки зрения повествователя, убийство и есть самое большое несчастье.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – зловредный колдун. Неизвестно, по какой причине он пришёл в гости к Тимошке, но о многом говорит портрет колдуна. У Зощенко редко встречаются портреты. Данный портрет свидетельствует о тяжёлом похмелье колдуна: «А глаза у самого мутные, усы книзу, и бородёнка треплется». Колдун надеется на угощение. Потому же он почёсывает левую руку, что, по приметам, к деньгам.

Поняв, что в доме, в котором он привык получать тёплый приём, его не боятся, колдун «посерел, встал, понюхал пустой воздух и вышел». В скупом описании – целая гамма чувств, среди которых первое – обида. Колдун чувствует, что утратил власть над умами «просвещённых» крестьян, которые не верят больше в суеверия. Таков инвалид Тимошка.

Колдун устраивает спектакль с булавкой в хвосте телёнка, чтобы вернуть себе утраченное могущество. Но маленькая хитрость приводит его к гибели.

Колдун молчит, когда его бьют. С одной стороны, он не ждёт милости от односельчан. С другой - он чувствует свою правоту: его должны бояться и почитать. Именно поэтому, умирая, он говорит, что булавку в телячий хвост всунул Бог.

Со смертью колдуна умирает не просто суеверие, а любая вообще вера в сверхъестественное, а также совесть и милосердие.

Тимошка – инвалид, хотя Зощенко не открывает, какой он имеет физический недостаток. Похоже, что недостающий орган инвалида Тимошки – душа. Колдун, конечно, мошенник, но разве смертью нужно отвечать за мелкий обман? Тимошка не боится никакого наказания и колдовства, а только скандала своих женщин. А зря Тимошка не боится. Ведь колдун действительно пойдёт крошить род человеческий, проникая в сознание каждого из утративших милосердие людей.

Женщины, жена и мать (или тёща) Тимошки, остаются такими же суеверными, как и до советской власти. Они напуганы приходом колдуна, обращаются с ним уважительно: баба старается накормить колдуна, а старушка – выведать у него будущее.

Художественное своеобразие

Рассказчик – не просто человек из народа.

Он остроумный балагур, рассказывающий историю с шутками-прибаутками: колдун «живёт, хлеб жуёт и мужичков поцукивает», мужички «плачут теперь и рыдают и рвут на себе волосёнки». Своеобразно рассказчик описывает звуки, окружающие семью Тимошки. Испуганная баба плачет, старушка хрюкает (не очень понятно, что имеется в виду), а телёнок орёт так, что «ушам скучно». В противовес всему этому шуму, колдун молчит. Именно поэтому последние слова колдуна так пугают.

Читатель понимает, что наказания колдуна – это случайность. Но не рассказчик, который с удивлением обнаруживает, что ничем не отличается от суеверных мужиков.

В истории Зощенко "Колдун" рассказывается о быте крестьянских семей в деревнях. Проводится сравнение: на фоне существования электричества, пара, швейных машин продолжают существовать колдуны и кудесники. История показана на быте одной семьи, по примеру которой, можно предположить, существуют другие семьи.

Однажды в дом к простому, не бедному и не богатому, крестьянину приходит колдун. Садится за стол и ждет. Хозяйка дома, верящая в колдунов, всячески старается угодить гостю, выставляя на стол разные вкусности. Ведь все верят в примету, что если в дом приходит колдун - надо ждать беды. Другая женщина, наверное мать хозяина или хозяйки, тоже всячески кланяясь колдуну, пытается выспросить зачем он пришел. Тем временем сам колдун почесывает левую руку, что говорит о прибыли в виде денег.

Наблюдая за всем этим, хозяин, по имени Тимошка, который к тому же был инвалидом, приструнивает своих баб. Мол нечего угождать колдунам, пусть встает и идет на все четыре стороны. Здесь можно было бы заметить, что люди пытаются уходить от устоявшихся правил. Колдун конечно встает и уходит, от чего все в испуге от такого отношение ждут беды.

И вдруг ночью начинает орать теленок. И утро, и день орет. Женщины, понимая что это проклятие колдуна, отправляют хозяина просить прощения. Он идет. Возвращаются они в дом вместе. Колдун наказывает мужику не смотреть что он будет делать, но тот ослушивается и подсматривает как колдун у теленка вытаскивает из хвоста булавку. Тут мужик запер колдуна в сарае, позвал на помощь других и они его побили. Колдун умер. Все бы ничего, да через некоторое время в других местах случаются незначительные истории. Там курицу задавили, там мужик ногу подвернул. И все ждут следующих инцидентов. И все верят в проклятие колдунов. А история то говорит о том, что все дело в нашей вере!

Картинка или рисунок Колдун

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лиловый шар Булычёв

    История является частью цикла об Алисе Селезневой и ее приключениях. Профессор Селезнев, очаровательный гигант Громозека и сама Алиса отправляются с экспедицией на планету Бродяга

  • Краткое содержание Священная книга оборотня Пелевин

    Главным героем данного романа является лиса-оборотень по имени А Хули, жизнь которой подробно описана на страницах этой книги. На тот момент её возраст приближался к отметке 2000 лет. Проживала она на территории Москвы

  • Краткое содержание Короленко Дети подземелья

    Рассказ ведет мальчик Вася. Его папа богатый и уважаемый судья и семья живет хорошо. Но у мальчика нет мамы, так как она умерла. Из-за этого Нельзя сказать, что Вася счастливый ребенок. Его отец очень изменился, после смерти жены

  • Краткое содержание Страшное гадание Бестужева-Марлинского

    Это произведение – вымысел, здесь затронуты темы волшебства, ворожбы и проявления нечистой силы. Юный военный был неравнодушен к замужней девушке Полине.

  • Краткое содержание Чехов Мужики

    Лакей Николай очень сильно заболел, и уехал со своей семьёй из Москвы на Родину, в бедное село Жуково. Ни жена Ольга, ни дочь Саша не были в восторге от увиденного. Ничего не сказав друг другу, семья отправилась к реке.

Ответ оставил Гость

Чудеса, граждане! Кругом, можно сказать, пар, электрическая энергия, швейные ножные машинки - и тут же
наряду с этим - колдуны и кудесники.
Совершенные чудеса!
У мужика в деревне сеялка и веялка, и землю свою мужик раздраконивает паровым трактором, и тут же рядом
и почти в каждой деревне проживает колдун. Живёт, хлеб жуёт и мужичков поцукивает.
Странные и непонятные вещи!
На днях вот в одной деревне убили колдуна. Ну убили, убили - забыть надо. Так не забыли мужички. Плачут
теперь и рыдают и рвут на себе волосёнки.
Потому - пугаются, что будет наказание свыше.
А пришёл этот колдун перед самой своей гибелью к одному среднему мужику. А примета такая: пришёл
колдун - значит, жди беды: либо корова скончается, либо другое несчастье.
Пришёл колдун и сел за стол. А глаза у самого мутные, усы книзу, и бородёнка треплется.
Сидит колдун за столом и почёсывает левую руку.
Ну, конечно, в избе испугались. Хозяйка мечется, кряхтит, прёт на стол всё съедобное. Старуха кланяется
между тем колдуну в пояс и наивно спрашивает:
- И чего ты, батюшка, пришёл, сел за стол и чешешь левую ручку? Не случится ли какой бедишки или горя?
А колдун, нахмурясь, отвечает:
- Может, бабка, и случится. А случится, так откупишься, божья старушка. Бояться беды нечего.
А хозяин, инвалид Тимошка, цыкает на старушку и сам к колдуну подходит.
- Нечего, говорит, дарма тут сидеть - прохлаждаться. Нечего, говорит, тут ручки чесать - блох у меня
разводить. Почесал и хватит катись колбаской.
Ахнули в избе от нахальной реплики. А колдун посерел, встал, ни нюхал пустой воздух и вышел.
Ну вышел - вышел. Баба плачет, старушка хрюкает, а Тимошка, Выпятив грудь, отвечает:
- Я, говорит, ещё премного жалею, что колдуна между глаз не ударил. Я, говорит, колдунов завсегда в
переносье бью.
И вот наступила ночь. Баба плачет, старушка хрюкает. А Тимошка на лавке лежит и носом посвистывает.
Вдруг среди ночи баба Тимошку будит.
- Ну, говорит, дождались - несчастье. Слушай!
И верно: со двора из хлева тоненько так теля заливается.
Ну, зажгли фонарь, вышли во двор - верно: стоит телёнок посередь хлева, хвостик свой приподнял ввысь и
орёт, орёт - ушам скучно.
Дали тёлке хлебца мочёного - не берет. Дали молока - отказывается.
И орёт всю ночь. И утром орёт. И в обед орёт. Вечером бабы поднапёрли на Тимошку. Велели повалиться ему
в ноги колдуну и выпросить прощение.
Тимошка покобенился, но пошёл.
Пришёл.
- Чего, - спрашивает колдун, - не тёлка ли орёт? Испугался Тимошка.
- Да, говорит, гражданин колдун, орёт телка. Не вели, говорит, казнить, а вели миловать. С меня, говорит,
приходится.
- Ладно, - сказал колдун.
И пошёл. Он пошёл впереди, а Тимошка за ним. Дошли до дому, а колдун и говорит:
- Как войдём в ворота, отвернися в сторону и шепчи молитвы. Я же потружусь и сам пойду к телёнку.
И пошёл к телёнку.
А Тимошка обождал слегка и за ним. Колдун в хлев, а Тимошка припал к стене и в щёлку смотрит, чего
колдун ворожить будет.
А колдун между тем взял в руку телячий хвост и вынимает из него булавку.
Закричал тут Тимошка, запер хлев, созвал мужиков и объяснил дело.
Начали колдуна бить.
Били колдуна, били - молчал колдун, но, помирая, сказал:
- Не я всунул в телячий хвост булавку - бог всунул. С тем и помер.
Ну помер - помер. На сегодня, например, помер - завтра несчастье: у мужика в соседней деревне корова
ногой куру задавила.
Месяц или два прошло - бац! - ещё несчастье: шёл пьяненький мужик домой, свалился в канаву и ногу себе
вывернул. Два эти несчастья случились, и мужички ждут третьего. А третье случится - будут ждать четвёртого.
Будет теперь колдун крошить народ человеческий.

Чудеса, граждане! Кругом, можно сказать, пар, электрическая энергия, швейные ножные машинки, - и тут же наряду с этим - колдуны и кудесники.

Совершенные чудеса!

У мужика в деревне сеялка и веялка, и землю свою мужик раздраконивает паровым трактором, и тут же рядом и почти в каждой деревне проживает колдун. Живет, хлеб жует и мужичков поцукивает.

Странные и непонятные вещи!

На днях вот в одной деревне убили колдуна. Ну убили, убили - забыть надо. Так не забыли мужички. Плачут теперь и рыдают и рвут на себе волосенки.

Потому - пугаются, что будет наказание свыше.

А пришел этот колдун перед самой своей гибелью к одному среднему мужику. А примета такая: пришел колдун - значит, жди беды: либо корова скончается, либо другое несчастье.

Пришел колдун и сел за стол. А глаза у самого мутные, усы книзу, и бороденка треплется. Сидит колдун за столом и почесывает левую руку. Ну, конечно, в избе испугались. Хозяйка мечется, кряхтит, прет на стол все съедобное. Старуха кланяется между тем колдуну в пояс и наивно спрашивает:

И чего ты, батюшка, пришел, сел за стол и чешешь левую ручку? Не случится ли какой бедишки или горя?

А колдун, нахмурясь, отвечает:

Может, бабка, и случится. А случится, так откупишься, божья старушка. Бояться беды нечего.

А хозяин, инвалид Тимошка, цыкает на старушку и сам к колдуну подходит.

Нечего, говорит, дарма тут сидеть - прохлаждаться. Нечего, говорит, тут ручки чесать - блох у меня разводить. Почесал и хватит - катись колбаской.

Ахнули в избе от нахальной реплики. А колдун посерел, встал, понюхал пустой воздух и вышел.

Ну вышел - вышел. Баба плачет, старушка хрюкает, а Тимошка, выпятив грудь, отвечает:

Я, говорит, еще премного жалею, что колдуна между глаз не ударил. Я, говорит, колдунов завсегда в переносье бью.

И вот наступила ночь. Баба плачет, старушка хрюкает. А Тимошка на лавке лежит и носом посвистывает. Вдруг среди ночи баба Тимошку будит.

Ну, говорит, дождались - несчастье. Слушай!

И верно: со двора из хлева тоненько так теля заливается.

Ну, зажгли фонарь, вышли во двор - верно: стоит теленок посередь хлева, хвостик свой приподнял ввысь и орет, орет - ушам скучно.

Дали телке хлебца моченого - не берет. Дали молока - отказывается.

И орет всю ночь. И утром орет. И в обед орет.

Вечером бабы поднаперли на Тимошку. Велели повалиться ему в ноги колдуну и выпросить прощение. Тимошка покобенился, но пошел.

Чего, - спрашивает колдун, - не телка ли орет?

Испугался Тимошка.

Да, говорит, гражданин колдун, орет телка. Не вели, говорит, казнить, а вели миловать. С меня, говорит, приходится.

Ладно, - сказал колдун.

И пошел. Он пошел впереди, а Тимошка за ним. Дошли до дому, а колдун и говорит:

Как войдем в ворота, отвернися в сторону и шепчи молитвы. Я же потружусь и сам пойду к теленку.

И пошел к теленку.

А Тимошка обождал слегка и за ним. Колдун в хлев, а Тимошка припал к стене и в щелку смотрит, чего колдун ворожить будет.

А колдун между тем взял в руку телячий хвост и вынимает из него булавку.

Закричал тут Тимошка, запер хлев, созвал мужиков и объяснил дело.

Начали колдуна бить.

Били колдуна, били - молчал колдун, но, помирая, сказал:

Не я всунул в телячий хвост булавку - Бог всунул.

С тем и помер.

Ну помер - помер. На сегодня, например, помер - завтра несчастье: у мужика в соседней деревне корова ногой куру задавила.

Месяц или два прошло - бац еще несчастье: шел пьяненький мужик домой, свалился в канаву и ногу себе вывернул. Два эти несчастья случились, и мужички ждут третьего. А третье случится - будут ждать четвертого.

Будет теперь колдун крошить народ человеческий.

Чудеса, граждане! Кругом, можно сказать, пар, электрическая энергия, швейные ножные машинки, — и тут же наряду с этим — колдуны и кудесники.

Совершенные чудеса!

У мужика в деревне сеялка и веялка, и землю свою мужик раздраконивает паровым трактором, и тут же рядом и почти в каждой деревне проживает колдун. Живет, хлеб жует и мужичков поцукивает.

Странные и непонятные вещи!

На днях вот в одной деревне убили колдуна. Ну убили, убили — забыть надо. Так не забыли мужички. Плачут теперь и рыдают и рвут на себе волосенки.

Потому — пугаются, что будет наказание свыше.

А пришел этот колдун перед самой своей гибелью к одному среднему мужику. А примета такая: пришел колдун — значит, жди беды: либо корова скончается, либо другое несчастье.

Пришел колдун и сел за стол. А глаза у самого мутные, усы книзу, и бороденка треплется. Сидит колдун за столом и почесывает левую руку. Ну, конечно, в избе испугались. Хозяйка мечется, кряхтит, прет на стол все съедобное. Старуха кланяется между тем колдуну в пояс и наивно спрашивает:

— И чего ты, батюшка, пришел, сел за стол и чешешь левую ручку? Не случится ли какой бедишки или горя?

А колдун, нахмурясь, отвечает:

— Может, бабка, и случится. А случится, так откупишься, божья старушка. Бояться беды нечего.

А хозяин, инвалид Тимошка, цыкает на старушку и сам к колдуну подходит.

— Нечего, говорит, дарма тут сидеть — прохлаждаться. Нечего, говорит, тут ручки чесать — блох у меня разводить. Почесал и хватит — катись колбаской.

Ахнули в избе от нахальной реплики. А колдун посерел, встал, понюхал пустой воздух и вышел.

Ну вышел — вышел. Баба плачет, старушка хрюкает, а Тимошка, выпятив грудь, отвечает:

— Я, говорит, еще премного жалею, что колдуна между глаз не ударил. Я, говорит, колдунов завсегда в переносье бью.

И вот наступила ночь. Баба плачет, старушка хрюкает. А Тимошка на лавке лежит и носом посвистывает. Вдруг среди ночи баба Тимошку будит.

— Ну, говорит, дождались — несчастье. Слушай!

И верно: со двора из хлева тоненько так теля заливается.

Ну, зажгли фонарь, вышли во двор — верно: стоит теленок посередь хлева, хвостик свой приподнял ввысь и орет, орет — ушам скучно.

Дали телке хлебца моченого — не берет. Дали молока — отказывается.

И орет всю ночь. И утром орет. И в обед орет.

Вечером бабы поднаперли на Тимошку. Велели повалиться ему в ноги колдуну и выпросить прощение. Тимошка покобенился, но пошел.

— Чего, — спрашивает колдун, — не телка ли орет?

— Испугался Тимошка.

— Да, говорит, гражданин колдун, орет телка. Не вели, говорит, казнить, а вели миловать. С меня, говорит, приходится.

— Ладно, — сказал колдун.

И пошел. Он пошел впереди, а Тимошка за ним. Дошли до дому, а колдун и говорит:

— Как войдем в ворота, отвернися в сторону и шепчи молитвы. Я же потружусь и сам пойду к теленку.

И пошел к теленку.

А Тимошка обождал слегка и за ним. Колдун в хлев, а Тимошка припал к стене и в щелку смотрит, чего колдун ворожить будет.

А колдун между тем взял в руку телячий хвост и вынимает из него булавку.

Закричал тут Тимошка, запер хлев, созвал мужиков и объяснил дело.

Начали колдуна бить.

Били колдуна, били — молчал колдун, но, помирая, сказал:

— Не я всунул в телячий хвост булавку — Бог всунул.

С тем и помер.

Ну помер — помер. На сегодня, например, помер — завтра несчастье: у мужика в соседней деревне корова ногой куру задавила.

Месяц или два прошло — бац еще несчастье: шел пьяненький мужик домой, свалился в канаву и ногу себе вывернул. Два эти несчастья случились, и мужички ждут третьего. А третье случится — будут ждать четвертого.

Будет теперь колдун крошить народ человеческий.

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell