Что такое контрреформация? История. Контрреформация в Европе: проявления и результаты Что такое контрреформация история

Захлестнула Европу.

Орден иезуитов

Игнатий Лойола (1491-1556)

Наблюдая, как рушится единство римской церкви, многие истинно верующие католики стремились любой ценой остановить Реформацию. Одним из них стал Игнатий Лойола (1491-1556). Иньиго (Игнатий) был тринадцатым ребенком в семье испанского рыцаря. Родители сочли не-нужным обременять себя лишней обузой, и мальчик был отдан на вос-питание своему крестному, королевскому казначею. По прошествии нескольких лет Иньиго оказался пажом в свите короля. За годы, прове-денные при дворе, молодой человек стал страстным поклонником жен-щин, вина, военной славы, причем, чтобы заслужить эту славу, он был готов жертвовать всем.

Основание ордена иезуитов

В одном из сражений, происходивших в горах, упавший обломок ска-лы раздробил Игнатию левую ногу, а в правую он был ранен шальным выстрелом. Во время лечения лежащего в бреду Игнатия посетили ви-дения: ему якобы явился апостол Петр и пообещал вылечить храбро-го воина. Придя в себя, но не имея сил подняться, Игнатий потребовал от родных, чтобы ему принесли рыцарские романы. Однако вместо его любимого чте-ния мать дала ему рассказы о земной жиз-ни святых. Оставаясь прикованным к пос-тели, Лойола зачитывался этими книгами. Вскоре он решил оставить военное ремес-ло и совершать подвиги во имя Господа и Пресвятой Девы Марии. Лойоле пришла мысль создать новый религиозный орден, члены которого должны жить среди обыч-ных людей, дабы обращать их в истинную веру. Однако его полная безграмотность в религиозных вопросах сильно мешала ему в достижении поставленной цели. Прошло восемнадцать лет, прежде чем его мечте суждено было осуществиться. Найдя себе единомышленников, Лойола обратился за разрешением на создание ордена к Папе Римскому. В 1540 году Папа Римский Павел III утвер-ждает новый орден иезуитов — «Общество Иисуса».

Деятельность иезуитов

В орден иезуитов вступали только те люди, которые готовы были пожерт-вовать всем, даже своей жизнью, за дело Католической церкви. Иезуи-ты могли не носить монашеской рясы, быть купцами или банкирами, преподавать в университетах, служить королевскими советниками. Но, чем бы они ни занимались, все иезуиты считались «воинами духа», а глава ордена носил военное звание генерала. Его приказам должны были беспрекословно, не задумываясь, повиноваться все члены ордена. По словам Лойолы, иезуит «должен быть палкой в руках старшего». Папа Римский мог просить иезуитов выполнить любую миссию, кото-рая, по его мнению, была бы полезна Католической церкви. При этом иезуитам разрешалось использовать при выполнении задания любые средства: нарушать данное слово, обманывать, доносить, подслуши-вать чужие разговоры. Особое положение в Церкви освобождало иезуи-тов от всех налогов и быстро сделало орден очень богатым. К 1574 году под контролем ордена иезуитов оказалось более ста школ и универси-тетов, множество типографий, библиотек и даже королевских дворов.

Церковь Джезу (Рим), ставшая образцом для «иезуитских» храмов эпохи Контрреформации

Тридентский собор

Одновременно с действиями иезуитов предпринимались и другие по-пытки возродить единство западно-христианского мира. В 1545 году Папа Павел III созвал собор епископов в итальянском городе Тренто. Работа Тридентского собора продолжалась 18 лет. Уговорить проте-стантов вернуться в лоно Католической церкви так и не удалось. Однако для того, чтобы остановить дальнейшее распространение «ересей», было решено начать реформы в самой Католической церкви. Все меры католиков по борьбе с протестантами получили название Контррефор-мации . Материал с сайта

Монахи сжигают книги

Решения Тридентского собора

Была отменена продажа индульгенций. Священникам было по-ручено разъяснять верующим смысл католического вероучения. Для этого разрешались проповеди на народных языках, а не на латыни. Одновременно было подтверждено полное единовластие в Церкви Па-пы Римского. С новой силой началось преследование всех тех, кто вы-ступал против католицизма. По всей Европе вновь запылали костры инквизиции. Преследованиям подвергались не только люди. По воле Папы Римского был составлен «Индекс» — список книг, запрещенных Католической церковью. В него попали произведения тех авторов, чьи взгляды, с точки зрения Церкви, противоречили ее учению. Здесь ока-зались религиозные труды Лютера и Кальвина, научные и литератур-ные сочинения. Все эти книги строжайше воспрещалось читать, их жгли на кострах святой инквизиции вместе с их авторами.

Римско-католической церкви в 16–17 вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества (термин «Контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке). В начальный период Реформации (1517–1546), когда ход событий во многом определялся Мартином Лютером, ни одна из противоборствующих партий ясно не представляла всей серьезности и продолжительности разрыва. Католики надеялись, что вернут заблудших бунтовщиков в лоно церкви, а сами бунтовщики были уверены, что смогут подчинить себе всю церковь. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму. Это, в свою очередь, способствовало развитию в протестантизме кальвинистского движения, выражавшего жгучую ненависть к Риму, которой был охвачен и Лютер, проявлявший ее, однако, только в своих проповедях. Конфликт не затухал вплоть до Вестфальского мира (1648).

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова контрреформация

контрреформация в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

контрреформация

церковно-политическое движение в Европе сер. 16-17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского собора (1545-63). Осуществлялась в основном с помощью инквизиции. Активные проводники контрреформации монашеские ордена.

Контрреформация

католическая реакция, церковно-политическое движение в Европе середина 16≈17 вв., возглавленное папством и направленное против Реформации с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в 1-й половине 16 в. По существу К. была одним из проявлений феодальной реакции (охватившей не только экономическую и политическую, но и идеологическую сферу), религиозной формой «контрнаступления» феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его начавшегося разложения.

Главными орудиями К. были инквизиция , монашеские ордена, римская курия . Инквизиция, реорганизованная в 1542 в одну из конгрегаций римской курии и подчинённая непосредственно папе, развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием, наукой, всеми проявлениями реформационной мысли (особенно упорно преследовались народные направления Реформации). На костре были сожжены Дж. Бруно, Дж. Ванини, подвергнуты преследованиям Т. Кампанелла, Г. Галилей и многие другие передовые мыслители. Самое активное участие в К. принял созданный в 1534≈40 орден иезуитов . С помощью иезуитов и др. сил католической реакции папству удалось на Тридентском соборе (1545≈63) добиться, в частности, признания безусловного авторитета папы в делах веры, введения строгой церковной цензуры, издания « Индекса запрещенных книг » и др. Решения собора стали своего рода программой К. Было принято т. н. Тридентское исповедание веры, которое должны были подписать все духовные лица; всякое отклонение от него рассматривалось как ересь и преследовалось. В ходе К. в Риме был создан ряд учебных заведений для спецмальной подготовки католического духовенства, направлявшегося прежде всего в страны, которые были ареной наиболее острой борьбы между силами Реформации и К. (Германия, Нидерланды и др.). В ходе К. иезуиты захватили в свои руки многие университеты, в свою очередь становившиеся орудием католической реакции. В числе церковных деятелей, наиболее рьяно проводивших К., ≈ римские папы Павел III, Павел IV (до избрания папой ≈ кардинал Карафа), Пий IV и др., кардинал Карло Борромео, иезуит П. Канизий и многие др.

К. не ограничивалась деятельностью учреждений католической церкви. Она активно проводилась также государственной властью ряда стран: Габсбургами в Испании и в «Священной Римской империи», Максимилианом Баварским, Сигизмундом III Ваза в Польше и др. Сторонники Реформации подвергались преследованиям государства; издавались специальные государственные указы, требовавшие от протестантов возвращения в «лоно католической церкви» под угрозой высоких штрафов, изгнания из страны или даже казней. Одним из проявлений К. была борьба за возвращение католикам земель, утраченных ими в ходе проведения Реформации (издание Реституционного эдикта 1629 императором «Священной Римской империи» Фердинандом II). Под знаменем К. Испания вела борьбу против Нидерландской буржуазной революции 16 в., Габсбурги подавляли освободительное движение покорённых ими народов, боролись за осуществление идеи создания «мировой христианской империи» (во время Тридцатилетней войны 1618≈1648 и др.).

Сплотив силы феодальной реакции, К. в известной мере укрепила положение папства и католической церкви (восстановив католицизм и подавив реформационные движения в ряде стран), временно задержала натиск сил нового, буржуазного общества.

Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции (Иезуиты), М., 1953; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Brandi К., Deutsche Reformation und Gegenreformation, Bd 2 ≈ Gegenreformation und Religionskriege, Lpz., .

Википедия

Контрреформация

Контрреформация в Западной Европе - католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по её позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом - известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Примеры употребления слова контрреформация в литературе.

И хотя довольно скоро, в период феодально-абсолютистской реакции, после победы Контрреформации в части Европы и полного омертвения, закостенения Реформации в другой ее части, волна философской мысли в народе спадает, она оставила свои неизгладимые следы, в частности, в лучших произведениях литературы Возрождения, и прежде всего у Шекспира.

Фейт Бах, покинувший Венгрию из-за насильственных действий контрреформации , попал со своими родичами из огня да в полымя.

В связи с этим событием Борромео составил эти несколько страниц, которые стали излюбленным орудием контрреформации и двумя веками позже были извлечены на свет из-под черепичной кровли дома Джона Шекспира в Стратфорде.

Если испанская инквизиция была инструментом на службе испанского абсолютизма, то папская инквизиция в первую очередь служила интересам католической контрреформации .

Реформация и контрреформация почти неизменно сопровождались реформами секретной службы.

Таким образом, в руки Кобгема попали нити опаснейшего заговора, который сплела контрреформация против правительства Елизаветы.

И наконец, приводится аргумент, что разница производительности протестантских и католических общин лучше объясняется препятствиями, которые чинила экономическому рационализму контрреформация , чем любым положительным вкладом протестантизма.

Сесил не верил в прочность католической контрреформации , которая явно противоречила интересам буржуазии и большей части джентри, выходцем из рядов которого он являлся.

Борьба двух королев была столкновением контрреформации и Реформации, конфликтом между стремившейся к мировому господству католической Испанией и быстро набиравшей силы протестантской Англией.

С другой стороны, большинство членов английского Тайного совета и прежде всего, конечно, сам Берли склонялись к мысли, что вовсе не следует вести дело к открытому противоборству протестантизма и католической контрреформации , которое могло бы объединить Испанию и Францию против Англии.

Юный Джилберт был послан учиться во Францию и образование получил не где-нибудь, а в иезуитской семинарии в Реймсе, готовившей проповедников и разведчиков для осуществления планов контрреформации в Англии.

Однако никто, кроме немногих посвященных в тайну, не мог предполагать, что Уайт-Уэбс стал центром очередного международного заговора контрреформации против ее противников, удар по которым она снова пыталась нанести на английской земле.

Латинской Америке -- достойный наследник контрреформации , поскольку она служит делегитимизации рационального, неограниченного капиталистического накопления.

Со своею северною силой и твердолобием они снова отбросили человечество назад и добились Контрреформации , т.

Реформация, затем контрреформации , одна отколовшаяся группа за другой.

Контрреформация

Контрреформация - Контрреформация в Западной Европе - католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом - известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Контрреформация – период католического возрождения XVI – XVII вв.,

это комплекс мер, направленных на подавление протестантизма и возвращение

территорий и населения, отпавших от католицизма. Термин

«контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке.

Основные направления деятельности католической церкви:

1. Основание первых католических семинарий; священники получали

теологические знания.

2. Активизация деятельности монашеских орденов; менялась монашеская

организация, появлялись новые ордена. Первым стал орден театинцев,

основанный архиепископом Театы Караффой (будущий папа Павел IV). В 1526

г. был создан орден капуцинов, во главе которого стоял Марк Анкона. В

Милане в 1530 г. сформировался орден барбанитов, целью которого была

опека больных и бедных. Но наибольшую роль сыграл орден иезуитов

(«Братство Иисуса»), основанный Игнатием Лойолой (1491–1556). В 1540 г.

папа окончательно утвердил орден.

3. Орудием контрреформации стала инквизиция. В 1542 г. по инициативе

кардинала Караффы в Риме был создан Высший инквизиционный трибунал,

названный позже Священной канцелярией.

4. Вселенский собор в Триденте (город в Южном Тироле) (1545–1563).

Численность участников собора колебалась: на первой сессии было 34 чел., на

последней – 215. Собор заседал 25 сессий, на нем было принято много важных

для реформирования церкви постановлений. 27

5. Контрреформация повлияла и на политическую обстановку в Европе. Папа

активно сотрудничал с монархами, оказывал им помощь в борьбе с

протестантами.

6. Одновременно папство пытается провести ряд реформ для укрепления

привязать «скитающихся» монахов к монастырям. Папа Григорий XIII

становится духовным реформатором. При его правлении орден иезуитов

достигает наивысших достижений, он создает семинарию в Риме. Папа Сикст V

(Перетти, 1585–1590) укрепляя церковь, привел в порядок финансы, проявлял

беспощадную строгость, сделал Рим центром всемирного паломничества,

модернизировал церковную администрацию, сформировал барочный стиль

7. В католической церкви продолжилось развитие схоластической теологии в

новых условиях. Главными центрами богословской мысли стали Саламанка в

Испании и Коимбра в Португалии. Среди богословов, участвовавших в

полемике с реформаторами, выделяется Иоганн Экк и Петр Канизий – лидеры

немецкой контрреформации.

8. Возникают католические сепаратистские течения – янсенизм, галликанизм.

Основная богословская проблематика западного мира – проблема пути

спасения, точнее говоря, вопрос о человеческой воле и Божьей благодати.

Янсенизм (от имени епископа Янсения Ипернского, профессор в Лувене)

представлял собой религиозное движение, стремившееся к реформированию

церкви в ригористическом духе. Янсений пришел к убеждении, что

схоластическая теология отпала от традиций древний церкви. Он выдвигал на

первый план тезис о непостижимости взаимодействия благодати и

человеческой воли. Янсенизм был с самого начала открытым противником

религиозно–попечительных взглядов иезуитов и стал заклятым врагом ордена.

приходских священников.

9. Получает расцвет духовная элита. Блез Паскаль (1623–1662).Французский

математик, физик, философ, литератор – проникновенный защитник веры. Его

полемические «Письма провинциала» нанесли удар по иезуитам. Он рассуждал

об ограниченности разума, о его неспособности постичь Бога и божественное.

Он никогда не пытался вписать в одну богословскую систему таинственное

сотрудничество благодати с нищетой и убожеством человека. И как

неисчерпаема фраза, которую у него Бог говорит человеку: «Ты бы меня не

искал, если бы ты меня уже не нашел»

Укрепление папской власти[править | править исходный текст]

Папа Пий V (1566-1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника».

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. - Английскую коллегию, позже - Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585-1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью». Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри нее, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений». Из 15 конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а 5 были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции - она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Деятельность ордена Иезуитов: цели, программа, методы. «Духовные упражнения».

Иезуи́ты, или Орден Иезуитов - мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название - Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), также Орден св. Игнатия (по имени основателя).

Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый - послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папами Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков[кто?] считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

На протяжении почти 500 лет существования Ордена важнейшую роль в формировании мышления и цели жизни каждого иезуита играют «Духовные упражнения», составленные в 1522 году основателем ордена Игнатием Лойолой . Лойола понял: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его... воображения. Он не останавливается на пожеланиях и проповедях - он требует действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над «Духовными упражнениями», Лойола хотел убить способность к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Впрочем, «он никогда не имел в виду полного и разностороннего развития личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития» .

Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение 40 дней дважды в своей жизни - при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры - уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами...

Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность «Духовных упражнений» в том, что их «нужно не прочитать, а пережить». «Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь перевертывается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал», - отмечает А. Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы .

Какими же правилами руководствуются иезуиты? Книга открывается введением «Начало и основания», дающим «понимание жизни», которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на 4 недели. Рассмотрим коротко логику построения курса и содержание упражнений.

Предмет для размышлений на первой неделе - фундаментальные положения: «Грех», «Божий суд» и т. п. Цель - пересмотр своей жизни. На 2-й неделе обучающийся должен научиться созерцать «Царство Христово» и далее - размышлять о смирении, любви к Христу... Цель - убедить в следовании, послушании и служении Христу. Цель 3-й недели - усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе - размышления и созерцания на тему «Жизнь Иисуса». Цель 4-й недели - вызвать фанатизм разума, эйфорию чувств и целенаправленность воли. Содержание: размышления над событиями жизни Христа от Рождества до Вознесения.

Таким образом, в итоге достигается цель не по воздействию на отдельные решения субъекта, а по перестройке всей его психики и чувственного восприятия жизни. «Упражняющийся» как бы находится внутри выстреленного из пушки ядра. Путь назад отрезан». .

Остановимся подробнее на методике проведения упражнений.

Во-первых, существуют предварительные упражнения, то есть, осуществляется «подводка» обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего «созерцанию», иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться.

Во-вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата «созерцания», по возможности чего-нибудь реального, полезного для его собственных «духовных нужд».

В-третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту молитвы, обучающийся останавливается в 2-3 шагах и внушает себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг еще не само упражнение, а «подготовка почвы». Следует представить себе объект, который ему предстоит «созерцать». Основная часть «созерцания» разделена на пункты и параграфы, то есть, упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие «шаги». Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т. д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы заполнить час времени.

Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, «следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа» . Есть в арсенале иезуитов и

би-упражнения. Так, обучающийся должен представить армию Сатаны на равнинах Вавилона и самого Сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину воображения и «увидеть» иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. Смену картин предписано повторять несколько раз. Благодаря полярному противопоставлению двух сцен, это упражнение является непосредственной подготовкой к основному акту - выбору жизненного пути.

Методически каждый шаг связан с упражнением «трех способностей»: памяти, воли и интеллекта. Помимо этого используется упражнение на «применение чувств». Оно состоит в созерцании предмета с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Например, приводится способ созерцания ада: «Представить себе ад:

в длину, ширину и высоту объятый пламенем;

слышать жалобные вопли и стоны, пронзительные крики, проклятья, смешанные с ропотом бушующего пламени;

запах дыми, серы, смолы и всякой гнили, наполняющий страшную пропасть;

ощущать горчайший вкус слез, проливаемых грешниками;

жар всепожирающего пламени...» Цит. по: .

Впечатление усиливается предписанными самоистязаниями, «бичеванием тела до крови, впрочем, чтобы язвы не доходили до костей» .

Тонкий знаток человеческой психики и весьма изобретательный автор «Упражнений» в течение 1-й недели погружает обучающегося в царство ужаса. Дни и ночи проходят в невыразимом смятении. Для введения иезуита в такое состояние служат, например, упражнения следующего типа. Новопосвященному предлагается присутствовать даже... при собственной кончине. «Он видит своих родных, рыдающих вокруг его кровати, слышит погребальный звон колоколов, видит себя в гробу, зарытым в землю и наконец, присутствует при разложении собственного тела» . В конце недели обучающийся сдается, уступает внушению, исповедуется и успокаивается... В данном случае переход из отрицательного к контролируемому положительному эмоциональному состоянию является педагогическим приемом.

В настоящей статье автор не ставил задачи дать характеристику деятельности иезуитов с исторической, политической, нравственной и моральной стороны. Заметим - как объект анализа с позиций ТРИЗ и ТРТК «Орден иезуитов» интересен еще и

опытом решения жизненных изобретательских ситуаций;

логикой развития коллектива.

Оценки же исследователей «Духовных упражнений» различны и часто противоречивы. С практической и методической точки зрения нам представляется наиболее точной оценка А. Тонди, испытавшего на себе силу «Упражнений»: «До создания Ордена у церкви не было ничего подобного и, кроме ордена иезуитов, нет и теперь» . Действительно, почти 500-летняя деятельность организации свидетельствует о воспроизводимости «Упражнений» и их эффективности по достижению поставленной иезуитами-наставниками цели.

Таким образом, «Духовные упражнения» имеют вполне определенную цепь, носят системный характер, методически разработаны. Они затрагивают не только интеллект, но и эмоции, физиологию и сводятся к управлению памяти, интеллекта и воли. «Упражнения» являются фокусом духовной жизни иезуитов и способны преобразовывать стиль собственной жизни.

Мы намеренно выбрали в качестве информационного фонда материал по деятельности «Ордена иезуитов» в силу интересных особенностей, а также неизвестности материала тризовцам.

Во-первых, иезуитам удалось построить работоспособную, тиражируемую и эффективную педагогическую систему, надежно работающую уже 500 лет (естественно, другое дело - чему учили отцы-иезуиты).

Во-вторых, в отличие от занятий по ТРИЗ, где используются, в основном, отдельные педагогические находки, иезуиты создали именно систему упражнений, где каждое последующее вытекает из предыдущего.

В-третьих, все упражнения иезуитов - не просто холодная интеллектуальная игра с информацией, а именно «прочувствование» и даже «проживание» каждого упражнения. Недаром многие упражнения педагогической системы К. С. Станиславского близки к упражнениям иезуитов .

информационную карточку в картотеку «Эффективно работающих педагогических систем»;

возможное предупреждение - на конкретном примере - о последствиях использования педагогических систем, где ученики лишаются свободы выбора, какой бы он ни был...

Реформация - общественно-религиозное движение, направленное против реакционных законов католической церкви. Важную роль в нём сыграл Мартин Лютер, прибивший к дверям виттенбергской церкви свои «95 тезисов». Что такое Контрреформация? Это реакция католической церкви на деятельность Мартина Лютера и его последователей.

Реформация

Разобраться в том, что такое Контрреформация, невозможно, не зная об основных событиях, происходивших в Европе в XVI столетии. Реформация - это раскол церкви на несколько конфессий: католическую, лютеранскую, англиканскую и т. д. В Германии лидером этого движения стал Мартин Лютер. В Швейцарии - Жан Кальвин. Начало было положено в 1517 году, после провозглашения вышеупомянутых тезисов. Завершилось движение в 1648 году, когда закончилась Тридцатилетняя война и был заключён Вестфальский мир.

Первоначально Реформация представляла собой попытку возродить католическую церковь. Сознательное религиозные и общественные деятели наблюдали злоупотребление священнослужителей, и это их немало беспокоило.

Причины Контрреформации

В XV столетии в Европе сформировался новый социальный слой - буржуазия. Он претендовал на господство и нуждался в новой идеологии. Представители этого слоя не собирались отказываться от христианства. Однако им нужна была другая церковь - более простая. Буржуазии деньги требовались не для строительства роскошных соборов, а на развития производства.

Тезисы, сформулированные Мартином Лютером, оказались как нельзя кстати. Он отверг продажу индульгенций, объявил, что единственным посредником между человеком и Богом является не церковь, а Христос. Лютера незамедлительно причислили к еретикам. Однако механизм был запущен. И в Германии, и во Франции, и в других европейских странах появилось большое количество приверженцев Реформации. Это стало глубоким потрясением для католической церкви.

Что такое Контрреформация? Это религиозная форма контрнаступление феодальных сил, которые пытались упрочить свои позиции. Церковь играла в эпоху Средневековья важную общественную и политическую роль. Попытки расшатать ее авторитет приводили к гонениям, преследованиям и войнам. На вопрос о том, что такое Контрреформация, ответить можно и несколько иначе. Это процесс, призванный восстановить престиж Римско-католической церкви.

Временные рамки

Контрреформация в Европе началась с открытия Тридентского собора, в 1545 году. Продолжалась более ста лет. Реформация и Контрреформация - общественные и религиозные движения, конец которым положил Вестфальский мир, заключённый в 1648 году.

В середине XVII столетия католическая церковь стала более сплоченной. Был основан целый ряд монашеских орденов, о которых рассказано ниже. Одним из итогов Реформации и Контрреформации в Европе стал запрет предоставления интеллигенций.

Если в середине XVI столетия связь католиков с протестантами была ещё прочна, то уже в конце века между ними произошел окончательный разрыв. Противостояние вылилось в вооруженный конфликт, который вплоть до Первой мировой войны являлся самым кровопролитным в истории человечества. Речь идёт о Тридцатилетней войне, начавшейся в 1618 году.

Возникновение термина

О том, что такое Контрреформация, до XIX века никто не знал. Этого термина просто-напросто не существовало. Его ввёл немецкий историк Леопольд фон Ранке. Многие исследователи не воспринимали Контрреформацию как отдельный исторический период. Так, Бертран Рассел назвал его испанским восстанием, связанным с деятельностью ордена иезуитов.

Мнение современных историков относительно причин Контрреформации отличаются от точки зрения исследователей XIX века. Сегодня период, о котором идет речь в этой статье, принято называть католической реставраций. Причина этого религиозно общественного движения - необходимость в обновлениях, очищении церкви от недостатков, в которых её так сейчас обвиняли современники. Какие изменения произошли в ходе Тридентского собора? Священные тексты, обряды, таинства - всё это осталось прежним. Всё же к середине XVII века католическая церковь соответствовала духу времени.

Монашеские ордена

В июне 1520 года Папа Лев X отлучил от церкви Мартина Лютера. Это событие можно считать началом Контрреформации. До 1520 года церковный раскол не воспринимали чем-то серьезным. Скорее временным кризисом, который довольно легко разрешить.

Вскоре начали появляться новые монашеские ордена, призванные возродить католические ценности. Капуцины проповедовали возвращение к строгим нормам устава святого Франциска. Кармелиты видели идеал жизни в аскетизме и бедности. Бонифратры заботились о больных. В 1840 году был основан монашеский орден нового типа.

Иезуиты

Первоначально орден представлял собой вполне обычное студенческое общество, члены которого помышляли исключительно о миссионерской деятельности. В 1535 году магистры-основатели побывали у папы, который высоко оценил их устремления. Правда, миссионерская деятельность осуществлена не могла быть. Намечалось заключение союза с Венецианской республикой. Один из основателей ордена преобразовал общество в полноценный орден.

Иезуиты подчинялись папе не только в религиозной и общественной деятельности, но и в плане военной организации. Они никогда не жили в монастырях. Их работа проводилась в миру.

Иезуитские поселения в сороковые годы XVI века уже существовали в Италии, Испании, Португалии, Германии, Нидерландах, Франции. К 1544 году их было уже девять. Верховенство папской власти иезуиты отстаивали во всех сферах. Позднее их стали подозревать в причастности к убийствам Генриха III и Генриха на IV.

Борьба с ересью

Булла Licet ab initio, вышедшая в 1542 году, учредила инквизиционный трибунал, который располагал широкими правами. Его цель заключалась в борьбе с ересью, которая выражалась в вынесении приговоров выдающимся деятелям эпохи: Джордано Бруно, Джулио Чезаре Ванини т. д. В 1543 году был наложен запрет на печать книг без разрешения инквизиции. К запрещенной литературе относились работы Макиавелли, Лоренцо Валлы, Эразма Роттердамского, Боккаччо.

Итоги

К чему привела Контрреформация? Церковь претерпела существенные административные изменения, что укрепило ее положение. Появились семинарии и учебные заведения нового типа. В ходе реформации церкви произошло обновление состава духовенства и были устранены явные недостатки, на которые так давно обращали внимание современники.

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell