Притча связанная с честью моралью и совестью. Притча «Совесть подлеца

В далёкие, далёкие времена жили два соседа, назовем их богач и бедняк. И если посмотреть на первый взгляд, то видно, что у богача было всё: красивый дом, ухоженный сад, работники, хорошая одежда и еда. Но у него не было самого главного - СОВЕСТИ. Ему так все вокруг и говорили: « Нет у тебя совести».

А что же с бедняком?? Не дом, а лачуга; не сад, а трущобы; голодные жена и дети. Но вот совесть у него была. Окружающие его люди не могли нахвалиться: «Вот человек, у которого есть совесть».

И вот однажды богачу захотелось . Но как? Он решил, что вся проблема в его деньгах, поэтому он решил всё продать, походить по свету и купить совесть. Много ли мало времени ходил богач, но ничего у него так и не вышло. В одной местности люди не слышали о совести ничего, в другой на его вопрос можно ли купить совесть, отвечали, что самим надо. Третьи, молча, провожали удивлённым взглядом. Поняв, что ничего у него с покупкой совести не выйдет, решил вернуться к себе на родину и узнать у бедняка, раз никто ему больше не мог помочь.

Придя к бедняку, он предложил все свои деньги, взамен на совесть. Бедняк улыбнулся, не взяв денег, ответил: "Совесть купить нельзя, её нельзя обменять, украсть, взять в аренду. Совесть можно только воспитать в себе, причём долгим усердием. Богач так и не понял, почему Бедняк, не взяв денег, открыл ему такой дорогостоящий секрет, который не открыл ему никто во всём мире.

Стих про совесть

Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

26 декабря 2017

В жизни каждого наступают моменты, когда хочется поразмышлять о смысле своего существования, важности отношений с людьми и главных человеческих ценностях. Тогда на помощь приходят короткие иносказательные рассказы, в которых заключено некое нравоучение. Они очень близки к басням. Как утверждал В. Даль, подобное поучение на примере - это особый литературный жанр эпоса - притча. На тему "совесть" существует огромное количество рассказов, но в этой статье мы поговорим о самых распространенных и значимых из них.

Ведическая притча

Самой древней считается индоарийская (ведийская) цивилизация, оставившая в наследство Веды, что на санскрите переводится как "мудрость". Если считать данную культуру фундаментальной основой существования общества, то логично начать с небольшого рассказа "Голос совести". Притча относится к ведическим и закладывает понимание самого термина "совесть".

Однажды в поисках Истины путник добрался до отшельника, который, по мнению большинства, познал Бога. Он попросил открыть ему тайну. Отшельник ответил довольно просто: "Во всех нас есть высшее "Я". Если оно пробудилось, то мы являем милосердие ко всему сущему". Путник недоумевал, задаваясь вопросом, откуда же тогда на Земле столько ненависти и насилия? Как Бог может это допускать? "Человек и Господь связаны между собой внутренним сознанием, - сказал мудрец, - если слышать голос Совести, значит, жить по-божески, а если его оборвать, значит, идти против его воли. Нарушить порядок и гармонию в мире".

Искатель Истины задумался: "Получается, что тот, кто лишил другого жизни, не имеет вести, сообщенной Богом? Эта весть и есть Совесть?" Мудрец подтвердил мысль путника, который продолжал искать ответ на мучивший его вопрос: "А как же люди умудрились потерять Совесть?"

Ответ отшельника не заставил себя ждать: "Высшее "Я" легко в себе заглушить, прервав связь с Богом. Этому способствуют алкоголь, табак и убитая пища. Но покаяние, посты и молитвы, общение со святыми помогут вернуть голос Совести. К сожалению, другого способа нет".

Буддийская притча

Очень часто можно встретить притчи про совесть и раскаяние, которые идут вместе рука об руку. Если человек нарушает божью весть, то это не значит, что он не испытывает нравственных мук. В религиозно-философском учении, возникшем на территории Индии задолго до новой эры, оба понятия являются ключевыми. Буддийская притча о совести основана на теории, что каждое живое существо имеет не одну жизнь. Всякий раз оно перерождается в новое в зависимости от того, как, например, человек вел себя в предыдущей.

Как-то встретились на лесной тропинке волк и олень. И стали они спорить. Олень попытался убедить хищника, что тот портит свою карму, поедая живых существ. Сам же олень питается травой, и такая добродетельная жизнь приведет его на вершину блаженства. При этом парнокопытное животное не сознавало, что вместе с травой поглощает мелких насекомых и не испытывает раскаяния. После смерти его ожидало плохое перерождение.

Волк же действовал из естественной необходимости и при этом всегда переживал о содеянном. Именно он и очутился на вершине блаженства.

Притча про совесть для детей

Иносказательные рассказы несут важный воспитательный аспект, поэтому необходимо подобрать тот, который подойдет детям. Будет не только интересным и познавательным, но и заставит размышлять, совершать обдуманные поступки. Предлагаемая притча о совести полностью соответствует этим требованиям.

Учитель как-то обратился к своим ученикам: "Я беден, стар и слаб. Я учу вас много лет, поэтому вы должны найти средства, на которые я мог бы жить".

Ученики озадачились, ведь они понимали, что невозможно ждать помощи от жителей города, слишком скупы были те. Но учитель продолжал: "Я не призываю просить, нужно просто пойти и взять!" - "Как? Украсть, стать ворами?" - "А разве это грех? И разве ваш учитель не заслуживает лучшей доли?" - "Но нас же поймают!" - "А вы сделайте так, чтобы никто не увидел".

Все загалдели и начали обсуждать возможности добычи денег. И тут юноша, стоявший в сторонке и не принимавший участия в разговоре, вдруг громко сказал: "Прости, учитель! Но то, что вы просите, нельзя исполнить!" - "Почему?" - "На Земле нет такого местечка, где бы нас никто не увидел. Даже если никого нет рядом, есть я сам. Тот, который видит все. И лучше уж ходить по миру с нищенской сумой, чем наблюдать, как я краду у людей".

От сказанных слов лицо учителя просияло. Он подошел и крепко обнял своего ученика.

Пример короткой и очень мудрой притчи

Всем известно, что совесть ест человека. Она не дает ему покоя, если он совершил неправедный поступок. Так нужна ли она?

Человеку посоветовали заглянуть внутрь себя. Исполнив совет, он ужаснулся. Внутри оказалась целая груда мусора. "Разгреби!"- проговорил чей-то голос. Человек удивился: "Для чего?" - "А вдруг отыщется совесть?" - ответили ему. "И что же мне с ней прикажете делать?" - удивленно воскликнул человек.

Как родилась на свет совесть?

Любопытно, что есть иносказание и на этот счет. Полностью оно опубликовано в книге А. Новых "Сэнсэй. Исконный Шамбалы". А мы приведем краткое его изложение.

Это случилось в далекие-далекие времена. Появилась Совесть в ночной тишине. В это время все живое начинает размышлять после дневной жизни и шума. Совесть была прекрасна: ее глаза отражали огонь далеких созвездий, а лицо было украшено лунным сиянием. Она сразу же отправилась к людям, но днем все отмахивались от нее, ссылаясь на дела. Зато по ночам Совесть беспрепятственно входила в любой дом и дотрагивалась до руки спящего. Тот мгновенно открывал глаза и спрашивал:

Совесть, чего тебе нужно?
- А что за день ты сделал не так?
- Да ничего такого!
- А если подумать?

Совесть не слушала ответ, а шла дальше, но человек уже не мог уснуть, ворочаясь с боку на бок и вспоминая все свои дневные события. Вскоре все люди провинции стали страдать от бессонницы и обратились за советом к премудрому Ли-Хан-Дзу. Они считали его таковым, потому что было у него больше всех земель и денег. Но тот и сам страдал от визитов Совести и уже подумывал, а не раздать ли ему все свое богатство бедным?

Тогда люди устремились к А-Пу-О, живущему в Нанкине. Все знали, что даже китайские правители пользовались его мудрыми советами. Тот выслушал измученных бессонницей людей и сказал:

Перестанет Совесть приходить тогда, когда вам не придется размышлять о том, что вы делали не так днем. Для этого надо на свитках написать законы и поступать строго в соответствии с ними. Мандарины выучат текст наизусть, а остальной люд будет обращаться к ним с вопросами, что надо делать в том или ином случае. Спросит Совесть: "А что за день ты сделал не так?" - а у человека уж ответ готов: "Все строго по свиткам".

Окончание притчи

Стали люди жить по законам и щедро платить мандаринам за советы из свитков. Их больше Совесть не беспокоила. Только бедные теперь страдали бессонницей, ибо нечем им было благодарить мандаринов.

Тогда решила Совесть навестить самого А-Пу-О. Но тот лишь раскричался в ночи:

Зачем пришла, воровка? В законе сказано: если ночью кто-либо входит в дом без спроса, значит, он вор. А еще ты развратница, ибо явилась к постороннему мужчине.

Но Совесть отрицала, что явилась с целью кражи и является целомудренной.

Но тогда ты просто не исполняешь законов, а это также карается тюрьмой. Эй, слуги! Наденьте на нее колодки и посадите в темницу.

Так и живут теперь люди, без Совести, но по законам А-Пу-О и мандаринов. Как было в далекие-далекие времена. И каково это, каждый решает сам, лишь только спускается на землю темнота и все живое пускается в раздумья.

О совести подлеца и праведника

Примеры совести праведного и подлого человека можно также найти в притче. Ее мы приведем в несколько сокращенном варианте.

Встретила Совесть подлеца свою подругу. Той посчастливилось жить с праведником. Спрашивает ее подруга:

Как живешь?
- Это не жизнь, только мучаюсь! Совсем нет стыда у моего человека. Бесчувственный. И никто ему, кроме себя, любимого, не нужен.
- А пробовала до его сердца достучаться?
- Да столько раз книги ему нравственные подкладывала и с людьми хорошими знакомила, а он только тщеславие свое развивает. Стыдно слышать постоянно: "Совсем Совесть потерял!"
- Отлично, я тут кое-что придумала, - сказала подруга.

Пошептались они между собой, а на следующее утро Подлец проснулся, как всегда, не в настроении и подумал: "Ну как же мне уже жена надоела за столько лет!" - "Вот как! - воскликнула жена. - И чем же я тебе надоела?"

Разве я произнес что-то вслух? Как эта старуха догадалась, о чем я подумал?
- Кто тут старуха?

Подлец опешил, у него не на шутку разболелась голова, и он решил отпроситься с работы. Позвонил начальству:

Как подлец стал другим

Только к концу дня Подлец понял, что его мысли невероятным образом становятся известны собеседникам. От него отворачивались все, кто прежде и не догадывался о его темной стороне души. Теперь в ответ он слышал только одно: "Где же совесть твоя?" В полном отчаянии он понял, что надо научиться как-то по-другому мыслить, но не знал, как. И в этот самый миг раздался тихий голосок:

Я твоя совесть, я здесь. Ты никогда раньше не слышал меня, потому что твое сердце не знало, что такое настоящая боль. Познав ее, ты стал способен расслышать мой голос.
- Скажи, как мне научиться жить по-новому, по совести?
- Желай людям только хорошее! Когда ты ощутишь на себе то, что раньше желал другим, изменишься сам.

Ставший изгоем подлец познал унижения, человеческое коварство и потери. Ему пришлось вновь учиться жалеть и сострадать, помогать и отдавать. Незаметно он превращался в доброжелательного, терпеливого и праведного человека. Так заканчивается притча о совести.

О покаянии

Невозможно в одной статье пересказать все притчи на предлагаемую тему, поэтому приведены лишь отдельные примеры. Совести, нравственной ответственности перед другими людьми, всегда сопутствует покаяние. Поэтому в заключение будет правильно поговорить именно об этом. Итак, притча о совести и покаянии.

Упал случайно человек в пропасть. Израненный, он лежит и не может выбраться. Попытались друзья ему помочь, да сами чуть вниз не свалились. Пришло на помощь милосердие. Спустило лестницу, да только не достает та до лежащего человека. Подоспели дела добрые, которые он в жизни сотворил, бросили веревку. Опять не хватает немного до дна пропасти. Попробовали помочь и деньги, власть, слава, но тщетно...

Последним пришло покаяние. Стоило протянуть ему руку, как вылез человек из пропасти. "Как же тебе удалось?" - воскликнули остальные. Но покаяния уже не было рядом. Оно устремилось на помощь другим, ибо часто только оно способно помочь, людям, у которых есть совесть.

Притча от Дмитрия Колганова

Один богатый любящий отец Наследнику оставил свой дворец, Построенный под самый небосвод Из дерева невиданных пород. Резьба была на стенах такова, Что трезвая кружилась голова - Цветами изукрашенный сандал Как редкостный цветник благоухал, А злые львы, ...

  • 2

    Вероломный друг Индийская притча

    Жили в Дели два купца - Мотичанд и Рамдас. Крепкая дружба была между ними. Однажды Мотичанд беседовал со своей женой, как вдруг она перебила его и стала просить: - Дорогой супруг! Мы уже стареем, деньги у нас, слава Богу, водятся, а что нам это...

  • 3

    Вместо Рамы Индийская притча

    Пришла как-то падишаху на ум одна мысль, и он послал за Бирбалом. - Бирбал! Пусть отныне индусы начинают свои письма и дела вместо имени Рамы моим именем. Составь и огласи новый закон. Бирбал скрыл улыбку и спросил: - Тогда, владыка, и ваше имя заставит...

  • 4

    Волки и Овцы Басня Жана де Лафонтена

    Лет тысячу велись открыто войны Меж племенем Волков и племенем Овец; Но мир был заключён меж ними наконец. По-видимому, быть могли спокойны Тут обе стороны. В прошедшем же грехи Не раз бывали: Волк, явив свою натуру, Овцу зарежет; пастухи С него на плащ...

  • 5

    Ворон и заяц Северная притча

    Катался ворон с высокой сопки, сломал крыло и кубарем скатился в реку. Холодные волны подхватили ворона и понесли. Увидел ворон своего соседа-зайчика на берегу, забыл все обиды, нанесённые зайчику, и закричал: - Ай, сосед-товарищ, спаси меня! Зайчик даже...

  • 6

    Вы достойны друг друга Притча для детей

    Жил на свете один праведный человек. За всю свою жизнь и на йоту не воспользовался он чужим добром. Сидел он как-то у ручья и увидел, что плывёт яблоко. Оно ему очень понравилось. Он взял его из воды и съел. Но тут же раскаялся, так как съел яблоко, не...

  • 7

    Однажды к Святому Сатгуру пришёл искатель Истины и стал спрашивать: - О, Сатгуру, все говорят, что ты познал Бога. Что такое Бог? - Бог - это твоё Высшее «Я». Когда оно пробуждено, то проявляется в милосердии ко всему сущему. - Но я не могу понять, ...

  • 8

    Два четверостишья Притча от Ивана Тургенева

    Существовал некогда город, жители которого до того страстно любили поэзию, что если проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасных стихов, - они считали такой поэтический неурожай общественным бедствием. Они надевали тогда свои худшие...

  • 9

    Добровольный уход Даосская притча

    Когда страной правил император Яо, он назначил Бочэн Цзыгао начальником над одной из провинций. После смерти Яо трон перешёл к Шуню, а от него - к императору Юю. Тогда Бочэн подал в отставку и уехал домой. Юй очень огорчился, что такой мудрый чиновник...

  • 10

    Драгоценность греха Хасидская притча

    Однажды на ребе Леви Ицхака из Бердичева напал на дороге грабитель, известный своей жестокостью и порочностью. Он схватил ребе за лацкан, вытащил из повозки и, прижав спиной к дверце, заорал: - Знаешь, кто я такой? - Знаю, - спокойно ответил ребе, - и...

  • 11

    Живая свеча Христианская притча

    Пришёл боголюбивый человек в храм. А свечу забыл купить. Вспомнил, только когда вошёл вглубь храма, где уже началась служба. Что делать?.. Не возвращаться же к свечному ящику, чтобы не мешать людям молиться! И решил он: буду тогда сам стоять вместо...

  • 12

    Знание, хитрость и ум Притча от Александра Бэллы

    Как-то Многознайка, Хитрец и Умный, встретившись, заспорили, что главнее. Многознайка горячился, доказывая, что информация - всему голова и без неё - никуда. Рукастый Хитрец, мужик не промах, ухмылялся в усы. Он-то знал, что знать следует только то, что...

  • 13

    Испытание Суфийская притча

    Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель. - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет...

  • 14

    Клеймо на поминках Индийская притча

    Справляя поминки по матери, Кришна Дева Райя обратился к пурохитам (священнослужителям): - Перед смертью моя мать просила принести ей плод манго. Но она так и не успела его съесть. Что надо сделать, чтобы её душа успокоилась? Корыстолюбивые пурохиты...

  • 15

    Маленькие камешки и большие камни Еврейская притча

    Два человека пришли к великому знатоку Торы и попросили объяснить им разницу между добром и злом. Один из них считал себя большим грешником, потому что в молодости, поссорившись с близким другом, ударил его в пылу гнева тяжёлой палкой и убил. С того дня...

  • 16

    Притча от Александра Выженко

  • Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме «Совесть»

    Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям, формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

    Задачи урока:

    Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», уметь анализировать свои поступки и делать выводы; на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

    Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

    Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы; формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

    Формы организации познавательной деятельности:

    коллективная; фронтальная; групповая;

    Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты (притчи).

    Ожидаемые результаты:

    Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

    Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

    Осознавать, для чего людям нужна совесть.

    Самое главное украшение – чистая совесть.

    Цицерон

    Ход урока.

    І. Орг. момент. Мотивация.

    Добрый день, ребята!Готовы начать работу?

    На уроках светской этики говорят о главных ценностях нашей жизни. Назовите их. (Учащиеся перечисляют главные ценности)

    Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

    Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?

    Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

    Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Вас радушно встречают 3 мудреца. Они все знают о человеческой жизни. 1 СЛАЙД

    ІІ. Актуализация знаний.

    Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно , разум - первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево) С ним каждый путь и правилен и светел. Благодарю, что просветил меня

    Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку) Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да Да нет, не то, заволновался третий

    Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
    Работа в группах.

    (Учащиеся записывают на листочках из бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

    Да нет, не то, заволновался третий.

    Дослушайте, что строго он ответил!)

    Невелика моя об этом повесть,

    Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку)

    ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

    Назовите тему урока. (Совесть).

    Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

    А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

    Прочитайте эпиграф урока.

    Самое главное украшение человека – чистая совесть.

    Цицерон

    Какой вопрос возникает?

    Совесть украшает человека?

    Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

    ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

      Работа с определениями.

    Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

    А) Работа со словарем.

    1.Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутрен­нее сознание добра и зла, тай­ник души, в котором отзывает­ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ­ка, чувство, побуждающее к истине и добру». 2 СЛАЙД

      Заглянем в историю слова «совесть ». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть , что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

      Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

    Совестливый – поступающий по совести;

    Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

    2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

    Б) Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит). 3 СЛАЙД

    Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

    В) Работа с текстом учебника.

    Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

    А есть ли в их значении какое-то различие?

    Г) Составление таблицы. Работа в паре. 4 СЛАЙД

    Совесть

    Стыд

    (Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой , даже если люди тебя не осудили).

    Д) Беседа. Работа с притчами.

    В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).

    Работа с притчами. (В группах ) 5СЛАЙД

      Прочитайте притчу.

      В чем заключается смысл притчи?

      В чем мораль?

    1 группа.

    Совесть без муки

    (притча для детей и взрослых)

    Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

    2 группа

    Слуга совести.

    Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

    - Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

    - Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл?

    - Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

    - Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - подытожил учитель.

    3 группа

    Осколки в сердце

    Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

    Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла , не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

    Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

    Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

    ФИЗМИНУТКА Игра «За что мучает совесть?

    Мужество, эгоизм, скромность, малодушие, зависть, трусость, справедливость, правдивость, сдержанность, жадность, искренность, хвастливость, честь, болтливость, хитрость, лицемерие, тактичность.

    Ж) Работа текстом учебника с. 49. Возьмите карандашики и подчеркните глаголы.

    Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

    (Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

    критически оценивать свои поступки,

    напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

    игнорирует хитрые оправдания,

    заставляет говорить о себе правду.) 6 СЛАЙД

    - Что значит поступать по совести?

    2. Вопросы без ответа вслух.

    Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

      Случалось, ли вам испытывать угрызения совести?

      Было ли стыдно за свои поступки?

      Всегда ли вы поступали по совести?

    Обратимся к народной мудрости. Работа в группах. Собрать пословицы, одну из них объяснить.

    1. В ком стыд, в том и совесть.

    Совесть без зубов, а загрызает.

    Когда совесть раздавали, его дома не было.

    Есть слёзы- есть и совесть

    2. От человека утаишь, от совести нет.

    Как не мудри, а совесть не перемудришь.

    Нечистая совесть спать не даёт.

    У него совести и на копейку не набирается.

    3.Без рук, без ног-калека, без совести-пол человека.

    У кого совесть чиста, тот и спит спокойно.

    Волосом сед, а совести нет.

    Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

    7 СЛАЙД 8СЛАЙД 9 СЛАЙД

    На что или на кого похожа совесть? Где она находится?

    Просмотр мультфильма «Солдатская песня» по мотивам стихотворения Саши Чёрного из популярной российской серии мультфильмов «Гора самоцветов»

    VІ. Рефлексия

    ернёмся на поляну мудрецов. Согласитесь, ли вы с мудрецом, что совесть –это самое главное моральное качество в человеке…Сделайте вывод: 10 СЛАЙД

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Я почувствовал, что…

    Меня удивило…

    Урок дал мне для жизни…

    Мне захотелось…

    Итог занятия.

    Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

    VІІІ. Домашнее задание.

    2 уровень: Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»

    РЕЗЕРВ

    На доске слова и словосочетания с пропущенными орфограммами окончаниями (на совесть, по совести, на его совести, против совести, без зазрения совести, со спокойной совестью).

      Замените предложенные вам словосочетания словосочетаниями с использованием слов на доске.

      Поступать (вопреки своим убеждениям) против совести.

      Жить (честно, справедливо) по совести.

      Делать (что-либо хорошо, добросовестно) на совесть.

    Жить (совершенно спокойно, не испытывая угрызения совести) со спокойной совестью.

    «У него совесть - дырявое решето»

    «У него стыда, что волос на камне».

    Человек сделал не так, как следовало: поступок на его совести.

    Синквейн

    Совесть.

    Вечная, мудрая.

    Спрашивает, мучит, учит.

    Совесть – главная судья.

    Покаяние.

    Случилась эта история в далёкие, далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пестрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы — о песнях, а звёзды — о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших, красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.

    И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому не подойдёт — всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью, она беспрепятственно заходила и в богатые и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:

    — Что тебе надо, Совесть?

    А она тихонько говорила.

    — А что ты сегодня сделал?

    — Я? Да ничего такого я не делал…

    — А ты подумай.

    — А… Ну разве что…

    И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшейся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

    И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали раз у него больше всех денег, больше всех земель, больше всех домов, значит, у него больше всех ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым» ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек Ли-Хан-Дзу, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу по своей мудрости колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у Ли-Хан-Дзу это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся, и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:

    — Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!

    Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:

    — Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата — Совесть!

    Испугались богатые:

    — Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?

    Испугались и бедные:

    — А у нас-то всего меньше всех, значит, и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишкой будет?

    Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:

    — Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

    И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли. И решили они снарядить посольство к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине. Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая. Снарядили посольство. Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит. Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:

    — Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но вначале, конечно, пусть платят им: ведь не даром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.

    Обрадовались этому решенью все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.

    И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и щедро оплатив ему ответ, спрашивают:

    — Разворачивай свитки. Кто из нас по ним выходит прав?

    Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:

    — Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!

    Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.

    Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила:

    — Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?

    А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:

    — Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!

    — А имею ли я на это право?! — насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. — Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!

    Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

    И повсюду, куда не приходила Совесть, она слышала одно и то же:

    — Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спрашивай! Мы — по закону.

    Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:

    — Почему меня никто слушать не хочет?

    А они смеются в ответ:

    — Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.

    Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка и стала. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:

    — Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму»!

    — Да не воровать я пришла у тебя! — отвечала она. — Я Совесть!

    — А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!

    — Да какая я развратница?! — удивилась она. — Я Совесть!

    Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.

    — Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.

    Схватили Советь слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:

    — Совести у вас нету!

    Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:

    — Значит, есть, если мы её под замком держим!

    И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что действительно они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать».

    Притча из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV».

    auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell