К участникам политических событий не относится. Субъекты политики

Политическое участие - это действия гражданина с це­лью повлиять на разработку, принятие и реализацию госу­дарственных решений, выбор представителей в институты власти.
Объем возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, професси­ональной деятельностью. Вторую группу составляют рядо вые граждане. Проявляя активность, они, как правило, до­бровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рас­сматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое уча­стие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя груп­пами.
Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политичес­кому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно быва­ет прямым (непосредственным) и представительным (опосре­дованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, по­сещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в по­литических партиях и пр. Опосредованное участие осуще­ствляется через избранных представителей (от партий, дви­жений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними не­официальные контакты. Обозначенные действия называют­ся видами (или формами) политического участия. Им соот­ветствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. К этому вопросу мы вернемся позже, а сейчас подчеркнем, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие. Во-вторых, участие преимущественно осуществляется добро­вольно. Это не обязанность, какой является уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действи­тельным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реаль­ного выбора, альтернативы.
Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, назы­вается автономным участием. Его противоположностью яв­ляется участие мобилизованное, имеющее принудительный
характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санк­ций граждане были обязаны участвовать в праздничных де­монстрациях, чтобы показать всенародное единство и одоб­рение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных поли­тических режимах, а автономное - в режимах демократиче­ских. «Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - полити­ческое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давле­ние на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с пети­циями, письмами, заявлениями в соответствующие инстан­ции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов. Иногда предпринимают и различные акции протеста: забас­товки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.
Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному во­влекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.
Личность активиста. Для нее характерна высокая по­
литическая активность, постоянный интерес к политичес­
ким проблемам и информированность о них. Это может быть
член политической партии, участник движения, по своей
воле включенный в политическую деятельность. К активис­
там относятся также многие профессиональные политики и
лидеры политических партий.
Личность, принимающая эпизодическое участие в по­
литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор­
мирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует
лишь в выборах и отдельных политических акциях.
Личность политического наблюдателя с различным
уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к
политике и лично не участвующая в ней.
Пассивная личность с нейтральным, безразличным от­
ношением к политике.
Аполитичная или отчужденная личность с негативным
отношением к своему участию в политике, не интересую­
щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко­
нечно же, не является субъектом политики.
Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.
Политическая компетентность напрямую связана с обра­зованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень дохо­дов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются со­циально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), со­циальной и политической идентичности (отождествлении се­бя с определенной социальной группой, партией, движени­ем). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По ме­ре удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности че­ловека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовле­творенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно вклю­чение в политику большинства российских граждан проис­ходит под лозунгами повышения жизненного уровня, соци­альной защиты, борьбы с преступностью.
Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно вли­яющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсут­ствия желаемых результатов. Уклонение от политики неред­ко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социаль­ной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», ко­торые позволяли ему ориентироваться в «политическом мо­ре». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому че­ловеку.
Следует отметить, что степень активности и эффектив­ность политического участия во многом зависят от полити­ческой культуры.


Подробное решение Параграф § 28 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Что представляет собой политическая социализация личности? Какие институты способствуют политической социализации англичан?

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и политической системы.

Политическая социализация - процесс включения личности в политику.

Парламент, партия, политические движения, гражданские общества способствуют политической социализации англичан.

Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

Вопрос 2. Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлечённость, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Вопрос 3. Схожи ли представленные в тексте процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Да, схожи. В России также проводится социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что такое политический процесс?

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют граждане, социальные группы, политические организации, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

В обыденной жизни политический процесс предстаёт перед нами как цепь событий и состояний, которые изменяются в результате действий и взаимодействий субъектов политики. Сфера политики как бы соткана из больших и малых, случайных и закономерных политических процессов: речь политика, ход стихийного митинга, инаугурация президента и т. д. Вместе с тем все эти частные процессы включены так или иначе в общий базовый процесс жизнедеятельности политической системы как целостного механизма формирования и реализации политической власти.

Политический процесс - это функциональная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодействий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за её пределами.

Вопрос 2. Какие типы политических процессов вам известны?

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д.

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Вопрос 3. Каковы структура и стадии политического процесса?

Формирование властных структур государственного уровня осуществляется в основном через избирательный процесс, а также путём назначения на государственные должности.

Для демократических стран смысл электорального процесса состоит в реализации принципов представительства социальных интересов, выборности и сменяемости органов власти, выборе политического курса. Это цикличный (обусловленный сроками выборов) целенаправленный процесс, в рамках которого наблюдается противоборство интересов и целей субъектов политики. В итоге во властные структуры приходят определённые политические силы и развивается процесс осуществления власти, суть которого - принятие и реализация политических решений. Он включает следующие этапы: предъявление интересов (требований) к властным структурам; принятие решений; реализация решений; контроль над их осуществлением и оценка результатов.

На первом этапе выявляется недовольство людей какими-либо негативными явлениями, решение которых предполагает вмешательство государства. В современных демократиях формы предъявления требований разнообразны: от петиционных кампаний, митингов, забастовок до использования информационных возможностей СМИ и Интернета. Требования озвучиваются заинтересованными группами, общественно-политическими движениями, оппозиционными партиями и отдельными гражданами. Эти субъекты политического -процесса становятся его главными инициаторами. Вместе с тем инициатива может принадлежать и представителям власти.

Принятие политических решений - второй этап политического процесса. Речь идёт о решениях по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. В зависимости от того, на какую из этих областей направлено решение, выделяют объекты, политического процесса (например, промышленность, здравоохранение, избирательная система и пр.). На данном этапе, как и на последующих, на первый план выходят государственные институты. Так, в России основные направления внешней и внутренней политики определяет Президент. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ разрабатывает конкретные цели и стратегию в отдельных областях. Государственная Дума принимает участие в этой работе путём принятия законов.

Конфликт интересов наблюдается между правящей элитой и оппозицией (вспомните цели «теневых» министров Великобритании), между правительственными и неправительственными организациями, официальными политическими руководителями и чиновниками-профессионалами.

Зачастую высокопоставленные чиновники, пользуясь своим влиянием и связями, «проталкивают» выгодное для себя или узкого круга лиц решение, что подрывает доверие к власти и может отрицательно повлиять на судьбы многих людей. Всё это, вместе взятое, создаёт довольно непростую ситуацию. Выход из неё достигается, как правило, путём длительных переговоров, а иногда и с применением административных санкций. Итогом общей работы становятся официальные документы.

На третьем этапе исполнительные органы власти: министерства, службы и агентства - становятся основными исполнителями принятых решений. Координируют их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают подзаконные акты: директивы, приказы, распоряжения и др. В целом этот этап представляет собой заранее продуманную программу действий по осуществлению поставленных задач. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договорённости) и административные. Большую значимость приобрели и экономические (например, налоги, дотации) методы. Изыскиваются также необходимые ресурсы. Ресурсами могут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Реализация правительственных решений затрагивает публичную сферу. Поэтому государство заинтересовано в поддержке своих решений широкими слоями населения. В этой связи участие разнообразных гражданских структур является не просто желательным, а необходимым, что снижает риск негативных социальных последствий.

Контроль за исполнением решений и оценка результате - четвёртый этап политического процесса. Контроль осуществляется контрольными органами. Анализируются результаты политических решений и даётся оценка работе государственных органов.

Наряду с этим граждане и группы людей тоже оценивают политику власти и принятые меры по улучшению их жизни. Эти оценки выражаются как в поддержке политических решений, так и в выдвижении новых требований к властной элите. Завершение одного цикла процесса принятия и реализации решений является началом другого. Словом, это непрерывный и целенаправленный процесс.

Результат политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства, методы и ресурсы. Немаловажное значение имеет приверженность всех участников демократическим ценностям, а также соблюдение ими норм права. Возникает доверие граждан к власти. Политический процесс характеризуется стабильностью и даёт положительный результат, например рост жизненного уровня населения.

Несогласованность структурных элементов политического процесса: субъектов, целей, средств, методов, ресурсов и исполнителей - свидетельствует о его нестабильности. Она возникает, как правило, в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, неудовлетворённость тех или иных социальных групп своим статусом, внешний долг государства и др. Нестабильный процесс опасен, ибо может привести к непредсказуемым результатам.

Демократический политический процесс - это процесс, как правило, стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса. Он осуществляется на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии.

Вопрос 4. В чём суть политического участия?

Политическое участие - это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объём возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане. Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политический процесс, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые учёные рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.

Вопрос 5. Каковы возможные формы политической активности граждан?

Политическое участие рядовых граждан бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений. Обозначенные действия называются видами (или формами) политического участия. Им соответствуют определённые политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции, участника митинга и др. Подчеркнём, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие; во-вторых, участие в отличие от уплаты налогов или службы в армии преимущественно осуществляется добровольно; в-третьих, участие является действительным, а не фиктивным, оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.

Вопрос 6. Почему политическое участие не всегда эффективно?

Располагая равными правовыми возможностями, разные люди по-разному вовлекаются в политический процесс. Учёными установлено, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность. Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причём влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

В каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своём политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Степень активности и эффективность политического участия во многом зависят от политической культуры.

Вопрос 7. Что такое политическая культура?

Политические знания могут иметь научный характер, но могут существовать и на уровне житейских представлений. В последнем случае политические явления нередко искажаются. Знания политологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его политическим сознанием.

Политические ценностные ориентации занимают центральное место в структуре политической культуры личности. Они включают суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок. Вместе с тем на ценностные ориентации личности определённое влияние оказывают нормативные (общественно признанные) политические ценности. Напомним, что в России к ним относятся демократия, парламентаризм, правовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве критериев оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.).

Ценностные ориентации проявляются по-разному. Иногда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например некоему политическому направлению: социал-демократическому, либеральному и др. При отсутствии глубоких знаний о сущности этих направлений субъект политики нередко превращается в её объект, легко поддаётся на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие характеризуется как участие мобилизованное.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как следует поступать. Многие политологи называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответствующей роли. Например, роль избирателя, как известно, предполагает анализ и оценку с позиций определённых требований предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моделью (образцом) его политического поведения.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется её типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Так, в тоталитарных политических системах формируется убеждённость граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделён на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а непримиримая борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознаёт отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуются профессионализм и послушание.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентации на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством, одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.

Без прошлого нет будущего. Корни событий и политических процессов лежат в прошлом и если их не решить в настоящем они переходят в будущее. Наши проблемы сегодня берут начало в СССР Их не до конца изжили в 90е и теперь они больно отзываются на нашей сегодняшней жизни. СССР рухнул, возникли другие отношения в экономике, но осталась наша советская сущность и она проявляется везде и во всем.

Вопрос 2. На примере какого-либо политического процесса в России охарактеризуйте его стадии.

Перестройка. Стадии: 1. Приватизация 2. Перестройка отраслевой структуры. 3. Переход к рыночному механизму хозяйствования.

Вопрос 3. Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее Ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Повышает полит активность несколько пунктов, а именно:

1) доверие граждан к власти(человек не может доверить свою жизнь ненадежным людям которым не доверяет)

2) реальные действия власти (наглядный пример того как политики выполняют свою работу очень высоко поднимут их в глазах граждан)

Пассивность граждан вызывает в основном то, что политики не выполняя свои обязанности теряют свою репутацию и усугубляют положение в стране и в конце концов люди взбунтуются.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 3

Вопрос 1. В чём заключается связь власти и политики?

Политика - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Само слово политика переводится как искусство управления. А управлять государством – значит иметь власть над другими, то есть без власти политика остаётся искусством в смысле эстетической дисциплины.

Вопрос 2. Как связаны между собой основные компоненты политической системы?

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Коммуникативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Вопрос 3. В чём состоит роль политической системы в жизни общества?

Роль политики в обществе:

Выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

Согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

Выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

Распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

Создание общепринятого (общепонятного) всем языка - вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

Вопрос 4. Каково соотношение гражданского общества и правового государства?

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место. Говоря другими словами, гражданское общество – это общество, способное сделать свое государство правовым.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно – экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

Становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

Гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

Гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

Гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

Гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

Взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Вопрос 5. Как проходит избирательный процесс в демократическом обществе?

Избирательный процесс - это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой - работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

Назначение выборов;

Организация избирательных округов, районов, участков;

Формирование избирательных комиссий;

Регистрация избирателей;

Выдвижение и регистрация кандидатов;

Подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

Вопрос 6. Какое место в политике занимают политические элиты и политические лидеры?

Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

Вопрос 7. В чём заключаются различия политической идеологии и политической психологии?

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.

Политическая психология - междисциплинарная наука на стыке психологии, политологии и социологии. Основная задача политической психологии − изучение закономерностей политического поведения и сознания. Предметом изучения политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций), исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).

Вопрос 8. Чем отличаются друг от друга различные формы политического поведения?

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 9. Какую роль играет участие граждан в политическом процессе?

Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности.

Активные формы участия:

Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства;

Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;

Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

Участие граждан в опросах;

Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

Лоббистская деятельность;

Сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

Неделание чего-либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства.

Вопрос 10. Как связаны между собой политическая система, политическое участие, политическая культура и политический процесс?

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическая культура - часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Политический процесс - форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.


Участники политического процесса — ϶ᴛᴏ индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

В случае если субъект политикитрадиционно имеет ϲʙᴏи интересы и цели в политике, ϲʙᴏи способы и методы достижения данных целей и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участниктрадиционно не обладает всеми перечисленными качествами. Стоит заметить, что он может сознательно или не вполне осознанно принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в данные события или стать их участником но принуждению. К примеру, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.

В ходе развития политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать ϲʙᴏй интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность; а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

В каждом государстве в зависимости от политического режима, от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение граждан в политику называется политическим участием.

Стоит сказать - политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Стоит сказать - политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы.

Стоит сказать - политическое поведение демонстрирует качественную характеристику участия и деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Стоит сказать - политическое участие — ϶ᴛᴏ вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в т.ч. и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране.

Но в реальной жизни одни граждане, разочаровавшись в эффективности ϲʙᴏего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют в силу ϲʙᴏей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям. Есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, ɥᴛᴏбы принимать участие в политическом процессе. К примеру, такие люди предпочитают в день выборов поработать на ϲʙᴏем садовом участке. На эту проблему указывал еше Аристотель. Стоит заметить, что он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют следующие причины и основания участия индивида и групп в политическом процессе:

стремление к реализации ϲʙᴏих интересов, к получению выгоды от политического участия;

участие как стремление защитить ϲʙᴏи интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;

желание выразить ϲʙᴏю лояльность существующему режиму власти или поддержать ту или иную политическую партию, движение;

желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;

понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;

понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия.

Существует также такой механизм вовлечения в политический процесс, как мобилизационное участие. Важно понимать - оно предполагает использование различных способов принуждения или поощрения для того, ɥᴛᴏбы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. К примеру, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное.

Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через ϲʙᴏих представителей. К примеру, всенародно избранный парламент от имени ϲʙᴏих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима в стране. В демократической системе политическое участие будет одной из форм участия граждан в управлении государством. Стоит заметить, что оно реализует такие важные функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроль за исполнением тех или иных политических решений. Стоит сказать - политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. В наибольшей степени важная функция политического участия в демократическом обществе — участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Исключая выше сказанное, политическое участие будет эффективной формой политической социализации граждан. Принимая участие в политических событиях, граждане формируют определенные политические качества.

В тоталитарной политической системетрадиционно допускается исключительно одна форма политического участия граждан — мобилизационная. Не санкционированные властью инициативы наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные кампании, формы проведения, число участников и результаты кᴏᴛᴏᴩых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие будет одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.

Как уже говорилось, отдельный индивид способен выполнять функции профессионального политика; лица, действующего в рамках групповых интересов и вместе с тем осуществляющего автономную линию поведения независимо от потребностей той или иной общности. Об особенностях осуществления индивидом элитарных и лидерских функций речь пойдет далее, а сейчас остановимся на характеристике политического участия рядового гражданина.

Известный американский политолог Дж. Нагель определяет политическое участие как действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности.* В этом смысле участие в политике понимается в качестве одного из средств, используемых человеком для достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей. Причем данная форма реализации личных потребностей формируется в процессе взаимодействия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами и силами.

Благодаря такому инструментальному отношению к политике, индивидуальное «участие» характеризует только конкретные формы практических действий человека, независимо от их мотивации или условий осуществления. Иными словами, к «участию» относятся только реально совершаемые в политике действия индивида. Осуществляя такие действия, индивид переступает через порог того умозрительного отношения к политическим событиям, которое выражается в эмоциях, оценках, суждениях и иных сугубо идеальных реакциях. В этом смысле политическое участие предстает как качественно иной, практический уровень включенности индивида в политическую жизнь, заставляющий его совершать там конкретные поступки.

В то же время некоторые формы пассивного отношения индивида к политическим процессам, в частности абсентеизм (неучастие в выборах), неоднозначно, расцениваются политологами. Одни из них, как, например, Р. Хиггинс, называя «политическую инерцию» и пассивность граждан (наряду с перенаселением, голодом, нехваткой ресурсов и некоторыми другими явлениями) «основным врагом» человечества, исключают ее из политического участия. Другие (С. Верба, Л. Пай), в силу массовости такого рода фактов, напротив, расценивают их как одну из форм деятельного отношения индивидов к политике.

Среди практических действий людей политическим участием могут быть признаны только их целенаправленные поступки, т.е. те действия, которые специально и сознательно проектируются и осуществляются ими в политическом пространстве. Иначе говоря, к поли-тическому участию относятся лишь собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Например, сознательно спланированный приход на митинг может быть квалифицирован как политическое участие индивида, а его случайное появление там – не может. Или если гражданин специально сообщает управленческую информацию должностному лицу, то это может рассматриваться как форма его политического участия; если же эти сведения он передаст в центр принятия решений косвенным образом, например, в ходе случайного разговора с ответственными лицами, то в таком случае их беседа не может быть отнесена к формам политического участия данного гражданина.

Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью. Например, индивид может участвовать в решении местных или общефедеральных вопросов, заниматься постоянной активной деятельностью по организации избирательных кампаний, а может изредка принимать участие в выборах – и все это будут разные по значимости и интенсивности формы его политического участия.

Непосредственно характеризуя поступки индивида, политическое участие дает косвенную аттестацию и самой политической системе, т.е. той внешней среде, которая сопутствует или препятствует политическим действиям граждан. Так, в одних политических системах индивид имеет возможность практически реагировать на затрагивающие его поступки властей, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию, а в других то же стремление действовать натыкается на жесткость и неприспособленность политических структур к такого рода желаниям индивидов. Например, во многих демократических странах широко распространены судебные процессы, в которых рядовые граждане оспаривают действия правящих структур. В то же время в тоталитарных и деспотических государствах невозможны не только индивидуальные, но и групповые формы политического участия человека (в виде деятельности партий, общественно-политических движений и т.д.). Так что разнообразие форм политического участия неизменно определяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти.

Вопрос о том, кто является субъектом политического процесса, был и остается весьма неоднозначным. В соответствии с наиболее «древней», восходящей к политическим идеям Платона и получившей теоретические обоснования в философии Гегеля и Ф. Ницше, элитарной теорией основными субъектами политики являются наиболее одаренные, «избранные» люди, т. е. элиты.

Марксистская теория исходит из того, что основными творцами истории и субъектами политики являются общественные (политические) классы, возглавляемые определенной политической организацией, например партией. Демократические концепции и теории декларируют принципы народовластия или демократического большинства в качестве субъекта политики.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что субъектом политики могут быть любые формальные и неформальные организации, осознающие свои политические интересы и способные их защищать в политическом противоборстве.

Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой субъектами политического процесса могут быть только формальные субъекты политических отношений, исполняющие свои политические функции.

Вопрос о субъективности не «политических» акторов, например массовых социальных движений, для современной России весьма актуален. Поэтому на нем необходимо остановиться более подробно.

В ст. 3 Конституции РФ говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ... Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Следовательно, с правовой точки зрения общественные движения, как определенная часть народа, все же являются источником политической власти и коллективным субъектом политических отношений. Кроме того, они имеют политические полномочия и законные основания осуществлять свою власть не только через представительные органы, но и непосредственно — через выборы, референдумы и массовые выступления.

Безусловно, субъект права и субъект политики - не тождественные понятия. Результативность конфликтного поведения «коллективного субъекта» в политическом конфликте зависит от его массовости, организованности, целеустремленности и решительности. «Бархатные революции» в Сербии, Грузии, Украине и народный бунт в Киргизии наглядно продемонстрировали способность народных масс выступать в качестве субъектов и участников политического процесса и добиваться поставленных целей. Кто организовывал выступления этих «субъектов» — отдельный вопрос.

«Коллективный субъект» политического процесса не является однородной монолитной группой. Уже на стадии своего формирования и развития он начинает структурироваться на: «активистов», «группы поддержки», «рядовых участников», «любопытствующих попутчиков» и др. Одновременно либо из своей среды, либо извне появляются легитимные, с точки зрения «коллективного субъекта», лидеры. Например, в Грузии и Украине выступления народных масс организовывались (провоцировались) под известных политических лидеров (Саакашвили, Юшенко), а польское движение «Солидарность» основных своих лидеров выдвинуло из своей среды. Так, бывший слесарь-электрик Л. Валенса стал не только одним из лидеров движения, но и президентом страны. Возглавившие движение лидеры наделяются полномочиями представлять интересы всего «коллективного субъекта». Таким образом, происходит субъективация , а само массовое движение переходит в ранг «участника конфликта», что не исключает его обратного перехода.

Некоторые авторы предлагают различать такие понятия, как «субъект политики» и «политический субъект». Для субъекта политики политическая деятельность является основной. К таковым можно отнести государство, политические партии, политические институты и организации, политических лидеров и др. К политическим субъектам относятся те, кто вынужден заниматься политикой помимо своей основной деятельности (рядовые граждане, социальные группы, общественные организации и др.). Если для первых — формальных субъектов — политическая власть и властные полномочия являются самоцелью, то для вторых — лишь средством решения своих социальных, экономических и иных проблем.

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. При этом не имеет значения, является ли этот субъект институционализированным политическим актором или стал таковым лишь в результате тех или иных действий или событий.

Субъект политики - это актор политического процесса (политических отношений), носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики (власть и властные отношения).

Субъектами политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество, т. е. все те, кто оказывает влияние на политический процесс в обществе или на международной арене.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъектов политики следующим образом:

  • субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;
  • институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т. п.;
  • функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать.

Благодаря своим многочисленным качествам или занимаемой должности в политической структуре субъект политики наделяется определенными полномочиями принимать решения, касающиеся судеб многих людей. В то же время субъектом политики может быть и рядовой гражданин, если он своими действиями, своей позицией способен привлечь внимание широких социальных слоев, политической элиты и оказать определенное влияние на политический процесс. Субъект активен по своей природе и целенаправлен в своей деятельности.

В реальной политике субъектами, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. Но разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре».

Роль субъекта в политическом процессе, как уже отмечалось, является определяющей. Поэтому он должен также обладать необходимыми волевыми качествами и организаторскими способностями, чтобы привлечь на свою сторону необходимое для достижения цели число сторонников и соответствующие ресурсы. Трагедия современного российского общества состоит в том, что основные социальные слои и классы, в силу своей пассивности и неорганизованности, фактически отстранены от политики. Публичная политика в стране носит показной, декларативный характер, а реальные политические решения разрабатываются и принимаются теневой политикой и теневой экономикой в интересах властвующей элиты.

Личность как субъект политики

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития, это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».

Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.

Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики.

Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.

Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.

С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы.

В Конституции РФ гарантированы основные права и свободы личности. Граждане России могут свободно выражать свои взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.

Однако необходимо различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь свои (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на свою сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать свои интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет свою «субъективность» (статус субъекта политики). Например, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

  • активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;
  • ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;
  • мотивированное неучастие , как протест против проводимой политики;
  • мобилизационное участие , когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;
  • отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых грех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. В случаях, указанных в п. 4 и 5, личность не является субъектом политики. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции и, как правило, становятся объектом в «чужой» политике. При этом уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в том числе от:

  • уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;
  • степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;
  • объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;
  • возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;
  • обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

Подавляющее большинство рядовых граждан имеет возможность стать (ощутить себя) субъектами политики лишь в определенные периоды, например во время выборов, референдумов, политических демонстраций и др. В обычное время субъективная политическая деятельность является монополией профессионалов, которые, по мнению П. Бурдье, производят и предлагают выбирать гражданам политический «продукт», отвечающий, прежде всего, интересам монополистов. Поэтому реальным субъектом политики может быть лишь личность, имеющая поддержку определенной части политической элиты или широких социальных слоев.

В российской политической системе количество простых граждан — субъектов политики весьма ограничено, так как нет достаточно развитых институтов гражданского общества и соответствующей нормативно-правовой базы, которые способствовали бы вовлечению граждан в политическую деятельность.

Участники политического процесса и политическое участие

Большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектами, как правило, во время массовых политических событий: восстаний, революций и т. д. Но в более спокойное время они участвуют в политическом процессе через своих представителей, т. е. опосредованно. Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники политического процесса».

Участники политического процесса — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

Если субъект политики, как правило, имеет свои интересы и цели в политике, свои способы и методы достижения этих целей и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает всеми перечисленными качествами. Он может сознательно или не вполне осознанно принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в эти события или стать их участником но принуждению. Например, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.

В ходе развития политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность; а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

В каждом государстве в зависимости от , от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности.

Политическое участие — это вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране.

Но в реальной жизни одни граждане, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют в силу своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям. Есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еше Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют следующие причины и основания участия индивида и групп в политическом процессе:

  • стремление к реализации своих интересов, к получению выгоды от политического участия;
  • участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
  • желание выразить свою лояльность существующему режиму власти или поддержать ту или иную политическую партию, движение;
  • желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
  • понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
  • понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия.

Существует также такой механизм вовлечения в политический процесс, как мобилизационное участие. Оно предполагает использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное.

Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основных типа:

  • участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
  • участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
  • девиантное участие — использование неконституционных, в том числе и насильственных, методов с целью свержения существующего режима (А. Маршалл).

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима в стране. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие важные функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроль за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важная функция политического участия в демократическом обществе — участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме того, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан. Принимая участие в политических событиях, граждане формируют определенные политические качества.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан — мобилизационная. Не санкционированные властью инициативы наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные кампании, формы проведения, число участников и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell