Подготовка кадров для реализации проекта. Этапы реализации проекта и перечень мероприятий

Кадровое обеспечение должно планироваться как часть задач по реализации проекта. Если речь идет о привлечении высококлассных специалистов, то в их отношении должна быть продумана система стимулирования. Должная оплата труда - лишь часть приемлемых стимулов. Специалист реагирует на условия труда, график работы, обеспечение самостоятельности в принятии решений, на отношения в коллективе.

Оптимизация готовности персонала

В работе по реализации социального проекта персонал нередко испытывает на себе давление с самых разных сторон, ему приходится принимать неординарные решения, рисковать. К этому должен быть готов каждый сотрудник.

Жесткий контроль за готовностью персонала к работе в условиях постоянного риска мало что даст, если не будет проводиться обучение кадров.

В крупных проектах возможно внедрение системы кадрового консультирования. В этом случае консультант организует процесс решения профессионально-кадровых проблем и обучает работников самостоятельному решению этих проблем.

Обучение персонала . Методы: лекции, групповое обсуждение, инсценировка ситуаций, управленческие игры, обучение на природе, моделирование, обучение с «погружением», ситуационный анализ.

Отбор методов подготовки кадров определяется триединой задачей: развитием творческих способностей сотрудников; укреплением их психической устойчивости; формированием их деловых навыков.

Среди методов, направленных на развитие творческих способностей и на формирование деловых навыков сотрудников, особенно плодотворно могут использоваться мозговая атака, синектика, деловые игры, создание фокальных объектов и некоторые другие. В действительности они могут быть применены не только на начальной стадии работы, поскольку творческая и деловая составляющие сохраняют свое значение на всех стадиях жизненного цикла социального проекта.

Психологическая устойчивость - это целостная характеристика личности в ее отношении к стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Очевидно, что многие из социальных проектов осуществляются в условиях, когда такого рода обстоятельства неизбежны.

Общий настрой коллектива проекта на успех дела становится успехом всего дела.

31. Контроль хода реализации проекта
Реализация проекта находится под воздействием множества внешних и внутренних факторов, что приводит к изменению расчетных плановых параметров проекта. В этих условиях одним из важнейших средств реализации целей проекта является контроль за исполнением календарных планов и расходованием средств.

Контроль осуществляется по трем аспектам реализации проекта:
1) время – проект должен быть выполнен в определенный период времени;
2) стоимость – бюджет должен быть соблюден;
3) качество – должно соответствовать требуемым стандартам.



Контроль подразделяют на четыре стадии:
1) мониторинг и анализ результатов;
2) сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений
3) прогнозирование последствий сложившейся ситуации;
4) корректирующие действия.

В зависимости от требующейся точности различают технологии оценки выполнения проекта:

Контроль в момент окончания работ (метод «0-100»);
контроль в момент 50-ти процентной готовности работ (метод «50-50)»);
контроль в заранее определенных точках проекта (метод контроля «по вехам»);
регулярный оперативный контроль (через равные промежутки времени);
экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.


Рабочие потоки
В зависимости от сложности проекта у него может быть или один руководитель, или несколько, контролирующих отдельные его составляющие (подпроекты).
После того как вы определили ресурсные требования для первой фазы выполнения проекта, необходимо определить сферу деятельности менеджеров подпроектов. На этом этапе очень полезно выбирать менеджеров, исходя из их опыта. Они должны отвечать следующим требованиям: уметь управлять коллективом; иметь технические знания; обладать качествами лидера.
В больших организациях обычной практикой является заключение договора между основным руководителем проекта и ме-

неджерами подпроектов. Целью договора становится определение обязательств сторон, например получение результатов от менеджера и поддержка руководителя проекта. Вместо договора иногда заключается трудовое соглашение.
Кадровое обеспечение
Существует два основных способа кадрового обеспечения проекта: I) набор кадров специально под выполнение проекта; 2) использование сотрудников, работающих в организации, которые параллельно будут выполнять проект.
Оба способа имеют свои плюсы и минусы. Например, к работникам, нанятым временно, в организациях относятся подозрительно, что может снизить эффективность их труда, особенно если предполагается провести культурные изменения в самой культуре организации и в связи с этим сотрудники беспокоятся за свое будущее. Кроме того, временные работники нередко трудятся хуже основных. Давайте будем реалистами: увольняют прежде всего худших, ни один менеджер не расстанется с хорошим сотрудником.
Привлечение основных сотрудников к выполнению проекта также имеет свои отрицательные стороны: двойная нагрузка - цело нелегкое и может привести к конфликтам, ведь придется распределять силы между основной работой и работой над пробегом. Не исключено, что некоторые менеджеры, исходя из сво- IX скрытых целей, будут препятствовать работе своих сотрудни- lt;ов над проектом, и это самый серьезный из недостатков такого:о вмещения.
Как показали исследования, самым лучшим подходом здесь 1вляется поручение выполнения проекта основным сотрудни- сам, но это потребует от его руководителя высокой коммуника-)ельности, особенно при взаимодействии с менеджерами сред- iero звена. Самый трудный случай - если эти менеджеры не юлностью поддерживают идею выполнения проекта. , ¦ и
Когда пересекаются роли руководителя проекта и менедже- юв среднего звена, между ними могут возникнуть трения. Существуют два варианта снятия проблем: 1) руководитель проек- а отвечает за время и затраты, связанные с выполнением про

екта, и 2) менеджер среднего звена отвечает за свою сферу работ и их качество, формально выполняя роль финансового организатора (спонсора). Первый вариант предпочтительнее по одной причине: после того как ресурсы для выполнения проекта определены, вы можете столкнуться с их нехваткой, на этом этапе вам придется вести переговоры с менеджером-организатором. Вы можете воспользоваться одним из следующих способов: использовать имеющиеся ресурсы и таким образом увеличить затраты; сузить границы работ; согласиться на штрафные санкции в связи с увеличением времени выполнения работ; согласиться с ухудшением качества выполнения работ. ч:

Руководство проектом
Руководство проектом осуществляет группа (правление), в которую входят представители главных заинтересованных сторон и возглавлять которую может спонсор проекта. Создание такой группы имеет положительные стороны: обеспечивается взаимопонимание между всеми заинтересованными сторонами; менеджеры среднего звена больше стремятся выполнить проект; быстро решаются возникающие проблемы, выбираются путу согласованных действий; в случае необходимости менеджеру проекта оказывается свое временная и действенная помощь.

Источник: Калверта Маркхэма. Консалтинг менеджмента, или Как улучшить свой бизнес- Пер. с англ. И. Гаврилова.- М.; ФАИР-ПРЕСС. - 392 с.. 2005 {original}

Еще по теме Кадровое обеспечение проекта и организация его выполнения:

  1. 6.3.1. Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновационных процессов
  2. Глава 5. Организация деятельности кадровой службы и некоторые наиболее актуальные вопросы по ведению документов сотрудниками кадрового отдела
  3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ЭЛЕМЕНТ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, ЕГО РОЛЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Ситуация с профобразованием в России Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%–25% от уровня США*) Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации 2 *McKinsey Global Institute, «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста», 2009.


Что такое «дуальное образование»? Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе 3


Эффекты от внедрения дуального образования Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования. Перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования – подготовки кадров. Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования. 4


5 РоссияГермания* Государственные расходы на начальное профессиональное и на среднее профессиональное образование 177,7 млрд. рублей. Общие расходы на профессиональное образование в год 30 млрд. из которых 80% - расходы бизнеса. Количество профессий НПО: 315. Количество специальностей СПО: национальных общепризнанных профессий. Численность студентов, обучающихся по программам НПО и СПО: 3002,7 тыс новых договоров компаний обеспечивают обучение. Количество мастеров производственного обучения: 29,1 тыс учебных мастеров экзаменационных экспертов при Торгово-промышленной палате. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в год: 20,7 тыс. рублей. Расходы на одного обучающегося в год: *Германия является одним из лидеров по распространённости дуального образования, а также страной с одним из самых низких в Европе уровнем безработицы среди молодежи до 24 лет (9,9%), Eurostat, Различия моделей российского и германского профессионального образования


6 РоссияГермания Система среднего профессионального образования отдалена от производства. Полностью ориентированное на производство профессиональное образование. Практически стопроцентное финансирование за счёт государства. 80% финансирование за счёт средств компании. Выплачивается символическая стипендия. В период обучения также работодателем выплачивается достойная стипендия.


Цели внедрения модели «дуального образования» Совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности регионов Разработка профессиональных стандартов по актуальным профессиям для бизнеса Разработка и модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов Изменение обязательных требований к организации и содержанию образовательных программ Разработка механизма независимой оценки квалификации рабочих кадров Оптимизация налогообложения с целью привлечения бизнеса к финансированию подготовки рабочих кадров 7


Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения Заказ формируется компанией на 5-10 лет вперёд. Обсуждается на уровне совета директоров в соответствии с текущим состоянием штата и перспектив развития компании. Активная профориентационная работа компании со школьниками, начиная с младших классов (детских садов), отбор абитуриентов в т. ч. по уровню технического мышления. Учитывается демографическая ситуация в регионе и в стране. Наполнение учебной программы формируется компанией. Компания имеет широкие возможности распределения объемов между дисциплинами в рамках одной специальности. Максимальная ориентация на производство. Большая часть практических занятий в центре обучения и цехах компании. Преподаватели из числа опытных производственников. Академическое обучение отделено от профессионального и, как правило, проводится в выделенный день. С первых дней проводится целенаправленная работа по развитию творческих навыков, ответственности, работе в команде, лидерства. Заказ формируется путем распределения бюджетных мест в образовательных учреждениях государством без учёта потребностей компаний региона. Отбор студентов только по уровню общеобразовательных знаний (ЕГЭ) и государственной (итоговой) аттестации (ГИА), с 2013 года прием по заявлениям. Пассивное участие в работе с абитуриентами. В рамках государственного образовательного стандарта возможности переориентации в российской системе СПО достаточно широкие. Образование оторвано от производства. Минимальное время практики на предприятии. Академические занятия и профессиональное обучение никак не разделены. Применяется система внеклассной работы, сохранившаяся с советских времён, никак не ориентированная на будущую работу студентов. (является аккредитационным показателем, выделяется бюджет на внеучебную работу) Формирование заказа на набор и обучение, набор, набор студентов Организация учебного процесса Формирование учебной программы Внеучебная и воспитательная работа Текущая ситуация в России Лучшая практика 8


Студента зачисляют на 1-й курс, четко понимая, на каком месте он будет работать, практика во время обучения полностью ориентирована на обучение и адаптацию студента на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе (смене). В цехах обязанности наставника почётны и востребованы. Качество подготовки очень высокое. Студент после окончания обучения остаётся работать на месте практики Каждый выпускник, прошедший профессиональное обучение, имеет возможности профессионального и карьерного роста. Основные критерии оценки – высокое качество выполнения операций, наставничество, повышение профессионального уровня. Обучение с целью получения звания мастер. Бесцельный набор абитуриентов. Не спланировано ни количество, ни направления подготовки, ни, тем более, специализация под рабочее место. Все учебные заведения стремятся в силу экономической целесообразности набрать как можно больше студентов, не обращая внимания на их личные качества, способности и потребности предприятий. Минимальное количество практических занятий. Места прохождения практики никак не связаны с будущим трудоустройством. Наставничество в цехах или полностью отсутствует или очень низкого качества. Какого-либо планового или закономерного карьерного роста у выпускников колледжей нет. Многое зависит от личных качеств выпускника и стечения обстоятельств. Практика, наставничество, трудоустройство Профессиональное развитие и рост Текущая ситуация в России Лучшая практика Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения 9

Проект направлен на оптимизацию модели подготовки профессиональных кадров по техническим специальностям, для максимального удовлетворения потребностей бизнеса.

ТИП ПРОЕКТА

Образовательный

ВИД ПРОЕКТА

Системный

ЭТАП РАССМОТРЕНИЯ

Оказана поддержка

Ключевые системные проблемы

  • Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира(по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%-25% от уровня США)
  • Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке
  • При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение
  • Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации

Ожидаемые эффекты от реализации

  • Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования
  • Перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования-подготовки кадров
  • Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования

Лидерские проекты, положенные в основу

1. Принять к сведению доклад директора Агентства стратегических инициатив по направлению «Молодые профессионалы» Д.Н.Пескова по вопросу о системном проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». 2. Одобрить системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и план мероприятий по реализации системного проекта. 3. Рекомендовать Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минобрнауки России (Д.В.Ливанову), Минтруду России (М.А.Топилину), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Россотрудничеству (К.И.Косачеву) рассмотреть предложения Агентства стратегических инициатив по данному проекту.

Проект «Подготовка высококвалифицированных кадров для приоритетных направлений развития экономики Карачаево. Черкесской Республики (аграрный сектор, строительство, электроэнергетика)» КОНКУРС «КАДРЫ ДЛЯ РЕГИОНОВ» Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

Актуальность проекта для Карачаево-Черкесской Республики Приоритетные направления развития экономики КЧР Агропромышленный сектор Строительство Электроэнергетика Основные образовательные программы и программы дополнительного профессионального образования 110900. 62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 151000. 62 Технологические машины и оборудование; 110800. 62 Агроинженерия; 111801. 65 Ветеринария. 270800. 62 Строительство Высококвалифицированные кадры 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника

Цель и задачи проекта Цель проекта: Ø усовершенствование образовательных программ высшего профессионального образования с учетом требований региональной промышленности, сельского хозяйства и бизнеса Карачаево-Черкесской Республики; Ø оказание академией содействия предприятиям агропромышленного комплекса, строительства и электроэнергетики в подготовке кадров прикладной направленности. Задачи проекта: 1. Обновление основных образовательных программ высшего профессионального образования для подготовки: а) бакалавров по направлениям: 110900. 62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 151000. 62 Технологические машины и оборудование; 110800. 62 Агроинженерия; 270800. 62 Строительство; 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника: б) специалистов по направлению 111801. 65 Ветеринария. 2. Разработка новых образовательных программ дополнительного профессионального образования. 3. Обеспечение Проекта высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами и специалистами реального сектора экономики. 4. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Проекта. 5. Апробация и внедрение образовательных программ в учебный процесс. 3

Реализованные академией проекты, направленные на развитие Карачаево-Черкесской Республики ü Участие в двух конкурсах ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 -2013 гг. » (на общую сумму 10 млн. руб.), получены патенты: № 118658; № 123036; № 112921 и решение о выдаче патента на заявку № 2013110865. ü Программа подготовки специалистов для АПК КЧР: для крупнейшего в Европе тепличного комбината ОАО Агрокомбинат «Южный» (на общую сумму 289 тыс. руб.); подготовлено 37 специалистов по специальности 110201. 65 Агрономия; ü Разработка и реализация ОП «Модернизация системы начального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики Северо-Кавказского федерального округа» (на общую сумму 236 тыс. руб.): проведена работа по повышению квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сети образовательных учреждений профессионального образования на базе «Межрегионального отраслевого ресурсного центра» по направлению подготовки «Техническое обслуживание и эксплуатация малых электростанций» и «Монтаж, эксплуатация и техническое обслуживание систем освещения» ; разработаны две сетевые образовательные программы профессиональных модулей: «Техническое обслуживание и эксплуатация малых электростанций» , «Монтаж, эксплуатация и техническое обслуживание систем освещения» ; ü Программа повышения квалификации специалистов строительного комплекса Карачаево-Черкесской Республики (на общую сумму 5, 1 млн. руб.), подготовлено специалистов по программам ДПО: Строительство зданий и сооружений – 793 чел. , Проектирование зданий и сооружений – 148 чел, Инженерные изыскания для строительства – 16 чел. 4

Предприятия-партнеры по реализации Проекта 1. ОАО Республиканское агропромышленное предприятие «Кавказ-мясо» – крупнейший производитель мясных продуктов, пищевых субпродуктов в регионе. Формат участия в проекте – софинансирование (3 млн. 334 тыс. руб).

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство «Рассвет-1» . Производит и реализует сельскохозяйственную продукцию. (3 млн. 334 тыс. руб.)

3. ООО «Объединенный производственный комбинат «Прогресс» . Строительство гостиничного комплекса в п. Архыз (3 млн. 334 тыс. руб.) 4. ООО «Юг. Проект. Строй. Монтаж» . Выполняет функции заказчика, генподрядчика и проектировщика, осуществляет работы на объектах социального, жилищного, промышленного, гражданского, дорожного назначения (3 млн. 334 тыс. руб.).

5. ОАО «Распределительная сетевая компания» . Осуществляет распределение электрической энергии в столице республики г. Черкесске. (2 млн. 222 тыс. руб.). 6. ЗАО «АПСНЫ» - автотранспортное предприятие, обслуживающее АПК, строительную и энергетическую отрасли республики. (3 млн. 242 тыс. руб.). 7. ООО «Тепловые сети» - теплоснабжающее предприятие региона, обслуживающее ЖКХ региона. (1 млн. 200 тыс. руб.).

Основные мероприятия Проекта Для решения задач Проекта предусматривается выполнение следующих мероприятий: ü проведение контент-анализа образовательных программ на предмет соответствия требованиям работодателей, профессиональным стандартам и квалификационным характеристикам, требованиям ФГОС; ü обновление УМК по дисциплинам в соответствии с установленными требованиями работодателей сферы АПК, строительства, электроэнергетики к их содержанию, проведение общественно-профессиональной экспертизы, доработка, разработка программ учебных, производственных и преддипломных практик; ü разработка и реализация программ повышения квалификации и стажировки ППС в ведущих вузах РФ, привлечение к выполнению проекта высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования и производства, стимулирование молодых преподавателей и ученых для привлечения в сферы высшего образования и науки; ü приобретение лабораторного оборудования, информационнокоммуникационных технологий обучения, научной и учебной литературы, создание учебно-производственной базы для реализации обновленных и разработанных программ; ü организация и проведение экспертизы образовательных программ с целью выявления их эффективности для решения задач Проекта.

Ожидаемые результаты и влияние проекта на социально-экономическое развитие региона 1. Повышение качества обучения в академии, рост профессионализма и востребованности выпускников на современном рынке труда Карачаево-Черкесской Республики. 2. Обеспечение высококвалифицированными специалистами организаций и предприятий региона и трудоустройство выпускников академии путем установления долгосрочных отношений. 3. Повышение квалификации профессиональных кадров региона на основе разработанных ОП ДПО в соответствии с современными требованиями, уровнем развития науки, техники и производства. 4. Поэтапная интеграция образования в сферу производства региона путем открытия филиалов кафедр на территории предприятий-партнеров и ресурсных центров. 5. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава академии, обеспечение его мобильности, укрепление научной и учебнолабораторной базы. 6. Повышение эффективности производства в приоритетных секторах экономики региона. 7. Рост мотивации молодежи в получении высшего профессионального образования, актуального для экономики региона (АПК, строительство, электроэнергетика).

auto-shell.ru - Автомобильный портал - AutoShell